Методика подготовки и проведения внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения

№117-1,

педагогические науки

Статья посвящена методике подготовки и проведения внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения. Автор подчеркивает значимость данной темы, ссылаясь на заинтересованность учеников и эффективное усвоение учебного материала, благодаря методике подготовки и проведения внеклассных мероприятий по ПДД.

Похожие материалы

Во всех государствах мира соблюдение правил дорожного движения — это норма. Вряд ли кому может прийти в голову нарушать «основополагающий закон, который регулирует взаимоотношение всех участников дорожного движения». Но статистические данные ГИБДД упорно говорят об обратном. На сегодняшний день большое количество людей погибают в авариях, катастрофах, происшедших на автомобильных дорогах.

Формирование культуры поведения на улице тесно связано с развитием пространственной ориентации человека. Общеизвестно, что невозможно воспитать дисциплинированного пешехода, если такие важные качества как внимательность, осмотрительность, собранность, осторожность и уверенность не прививать с раннего детства.

Внеклассная работа таит в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей, она способствует целенаправленной, содержательной организации свободного времени детей. Так как внеклассная работа менее регламентирована, чем учебная деятельность, это дает возможность менять ее содержание, организационные формы и методы.

Обозначенная проблема обусловила направление исследования и формулировку темы «Методика подготовки и проведения внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения».

Объект исследования — процесс изучения правил дорожного движения.

Предмет исследования — содержание и формы внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения.

Цель исследования — анализ содержания внеклассных мероприятий и разработка серии занятий по изучению правилам дорожного движения.

Задачи исследования:

  1. Провести аналитический обзор педагогической, методической литературы по определению роли и места внеклассной работы в системе образования.
  2. Изучить виды внеклассных мероприятий как форм внеклассной работы с обучающимися.
  3. Разработать серию занятий (внеклассных мероприятий) по изучению правил дорожного движения.

Методы исследования, используемые в решении поставленных задач.Теоретический (анализ педагогической и методической литературы, сравнение и обобщение полученных умозаключений) и практический (наблюдение, опрос, беседы)

В «Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года» четко прописано, что дополнительное образование является «сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России и рассматривать в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2].

Внеклассную работу организуют и проводят учителя, школа, общественность. Так как внеклассная работа менее регламентирована, чем учебная деятельность, это дает возможность менять ее содержание, организационные формы и методы. Во внеклассной работе реализуются общие задачи воспитания, но сам характер внеклассной работы создает наиболее благоприятные условия для включения школьников в разнообразные виды внеклассной деятельности, для использования воспитательных возможностей этих видов деятельности.

Комплексный подход к организации внеклассной воспитательной работы требует, чтобы педагог полнее и всестороннее использовал развивающие и воспитывающие функции различных видов деятельности обучающихся.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы говорит нам о том, что внеклассная работа базируется на таких деятельностях, как познавательная, трудовая, эстетическая, спортивная.

Воспитательная ценность познавательной деятельности заключена в удовлетворении индивидуальных интересов обучающихся к различным областям знаний, в развитии их творческих способностей, а также в воспитании любознательности и наблюдательности. Характерная особенность внеклассной трудовой деятельности школьников заключается в том, что она сопровождается широким знакомством с трудом взрослых. Главная и ведущая задача в организации внеклассной эстетической деятельности школьников — научить детей видеть и чувствовать прекрасное, пробудить у них творческий интерес, вызвать стремление вносить красоту в окружающую действительность, в повседневную жизнь. Особый вид деятельности — игра — приобретает значение для учащихся. Это обусловлено тем, что игра является и самостоятельным видом деятельности, и обязательным элементом всех других видов деятельности данной возрастной группы учащихся. Во внеклассной работе дети участвуют в спортивных, подвижных, творческих или ролевых играх. Спортивная деятельность направлена на укрепление здоровья и закаливание детского организма. Одна из задач современной школы — воспитать здоровое подрастающее поколение. Спортивная деятельность учащихся во внеклассной работе тесно связана с созданием в школе нормальных гигиенических условий для занятий спортивных секций, проведения подвижных игр, смотров военно-спортивного строя и т. д.

Таким образом, используя воспитательные возможности различных видов деятельности, школа в процессе внеклассной работы целенаправленно осуществляет цель воспитаний — развитие всесторонне гармоничной личности.

Во внеклассной работе особую значимость приобретает принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, принципа инициативы и самодеятельности школьников, принципа романтики и игры.

К общим формам внеклассной работы относятся творческие объединения, тематическая гостиная, различные смотры, олимпиады, конкурсы, экскурсии, этическая беседа.

Педагогу в подготовке и проведению внеклассных мероприятий необходимо руководствоваться педагогическими условиями. Результативность и плодотворность процесса обучения зависит от методов обучения. Реализация внеклассного мероприятия возможно при условии поиска активных форм и методов обучения, применения разнообразных средств, а самое главное — связи обучения и воспитания. В числе наиболее эффективных методов обучения, применяемых во внеклассных мероприятиях, находится игра.

Список литературы

  1. Азарнова А.Г. Метод ролевой игры в тренинге /А.Г.Азарнова. — СПб.: Речь, 2011. — 347 с.
  2. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности / Сост. М.М.Кашапов. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2001. — 39с.
  3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. [Текст]. — 1986. — 560 с.
  4. Байбородова Л.В. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.В. Байбородова [и др.] ; отв.ред.Л.В.Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2017. — 192 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  5. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова; под общ. Ред.В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
  6. Гура А.М. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогв / В.В.Гура, Л.А.Турик, И.П.Терновая // под ред.В.В.Гуры. — Таганрог: Изд-во Таганрог.гос.пед.ин-та, 2010ю — 108 с.
  7. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.
  8. Колеченко А.К. энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К, Колеченко. — СПб.: КАРО, 2006. — С. 235-260.
  9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года