На современном этапе развития общественных отношений, который сопряжен с социальными проблемами общества и отдельных социальных групп (инвалиды, малоимущие семьи, несовершеннолетние правонарушители, пенсионеры и др.) активно развивается добровольческое движение в молодежной среде как дополнительный безвозмездный бескорыстный ресурс помощи и поддержки человека в трудной жизненной ситуации. Молодежное добровольчество приобретает массовый характер по таким направлениям, как, например: помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам; помощь гражданам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; помощь бездомным животным; охрана окружающей среды. Вместе с тем, появляются новые социальные сферы, в которых также востребован добровольческий ресурс, но в силу инновационности направления пока остается не реализованным. Одним из таких потенциальных инновационных полей добровольческой деятельности является реализация практик восстановительного подхода.
Практики восстановительного подхода (медиация, семейная конференция, круги сообщества) — это технологические инструменты конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в среде несовершеннолетних с привлечением независимого нейтрального лица — медиатора. Данные практики только начинают развиваться и поскольку недостаточно обеспечены ресурсами (наблюдается дефицит кадров, способных выступить в качестве медиатора, дефицит времени у специалистов — по социальной работе, психологов, педагогов, дефицит доверия — сложно найти нейтральное лицо для разрешения конфликтной ситуации), то добровольческий ресурс может восполнить данные пробелы. Кроме того, востребованность добровольческого ресурса обусловлена следующими обстоятельствами: включение добровольцев обеспечивает реализацию принципа «равный – равному», способствует снятию коммуникативных барьеров в социальных контактах с несовершеннолетними; включение добровольцев позволяет расширить средства продвижения в обществе восстановительных практик разрешения конфликтов [1].
Определенный опыт развития и поддержки добровольчества в этом направлении стал формироваться в Алтайском крае в 2015 году в процессе реализации проекта поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - «Социальная профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода».
Курирование молодых добровольцев медиаторов осуществляет Алтайская краевая женская общественная организация «Отклик» в партнерстве с факультетом социологии Алтайского государственного университета.
Анализ опыта работы в проекте, позволяет выделить ряд тенденций, которые важно учитывать при развитии и поддержки добровольцев — медиаторов.
Тенденция 1. Вариативность функций добровольцев в процессе реализации практик восстановительного подхода.
Наличие данной тенденции подтверждают самооценка готовности добровольцев к реализации роли медиатора и сопряженных с ней иных социальных ролей в проекте (см. таблицу).
Таблица 1. Готовность респондентов к реализации социальных ролей в проекте
Уровень готовности Социальные роли |
«не готов» |
«не готов, но хочу попробовать» |
«готов» |
«готов, имею опыт» |
Доброволец |
0% |
4,2% |
29,2% |
66,6% |
Медиатор |
8,4% |
45,8% |
37,5% |
8,3% |
Консультант |
12,5% |
45,8% |
41,7% |
0% |
Исследователь |
4,2% |
33,3% |
54,2% |
8,3% |
Аниматор |
4,2% |
20,8% |
41,7% |
33,3% |
Координатор |
20,8% |
16,7% |
45,8% |
16,7% |
Методист |
20,8% |
25% |
50% |
4,2% |
Журналист |
20,8% |
33,3% |
25,1% |
20,8% |
Тенденция 2. Развитие добровольчества в сфере реализации восстановительных практик требует: разработки и реализации специальных программ обучения добровольцев; супервизии опыта работы с несовершеннолетними, в том числе совместно со специалистами организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
При этом обучение должно осуществляться в тренинговой форме, чтобы формировать не только представления и информационные компетенции у добровольцев, но и умения, навыки ведения медиационных встреч. Важно создавать ситуации ролевого взаимодействия для «проживания» добровольцами роли и медиатора, и конфликтующей стороны. Совместные супервизии со специалистами позволяют преодолевать сопротивление профессионального сообщества в освоении инновационных техник работы с несовершеннолетними.
Тенденция 3. В продвижении практик восстановительного подхода среди несовершеннолетних помогает организация и проведение «Школ медиатора».
«Школа медиатора» - форма группового взаимодействия добровольцев и несовершеннолетних, в процессе реализации которой на отвлеченных конфликтных ситуациях через организационно-деятельностную игру ребятам демонстрируются особенности, преимущества, плюсы и минусы разрешения конфликтов с участием медиатора.
Интервьюирование добровольцев, включенных в реализацию практик восстановительного похода показывает социальную и личностную значимость данного направления работы с несовершеннолетними через проектное взаимодействие:
- Конечно же это, новые знания и умения. Знания, которые мы получаем отличаются от знаний в университете: они более неформальные, более разнообразные. Очень нравится быть участницей семинаров, экскурсий, после которых понимаешь, что проект направлен не только на детей - как главную целевую аудиторию, но и на самих добровольцев. Меняются какие - то ценности в твоей голове, приобретаются новые навыки»;
- Участие в качестве волонтера дает мне возможность получать новые знания, полезные навыки, знакомиться с новыми интересными людьми, а также я получаю бесценный опыт работы в команде, опыт организации и координации собственных действий, что может быть использовано мной в будущей профессиональной деятельности»;
- Понимание того, что ты делаешь что-то полезное для общества, для себя. Новые знания, эмоции, впечатления, профессиональные, личностные компетенции, навыки взаимодействия»;
- Доброволец — это, прежде всего, социально-активный гражданин. Мне как таковой личности, проект дает многое. Я, реализую себя творчески, приумножаю свою профессиональные компетенции».
- В реализации проекта восстановительной медиации, мне удалось свою теоретическую базу, полученную за период обучения в вузе опробовать на практике. Это работа по профилактики правонарушений несовершеннолетних, разрешения конфликтных ситуаций в школьной среде. Благодаря проектной деятельности и участие в ней в качестве добровольца, мне удалось определиться в какой сфере хотела бы строить свою профессиональную карьеру».
- Практика восстановительной медиации это инновационный способ разрешения конфликтов с участием нейтральной стороны. Это перспективная сфера, поэтому активно принимаю участие в качестве добровольца, набираюсь опыта, знакомлюсь с людьми, которые имеют схожие цели и интересы».
Полагаем, что развитие молодежного добровольчества в сфере реализации практик восстановительного подхода впоследствии может трансформироваться в молодежные общественные объединения и организации, в том числе межвузовские, которые будут нацелены на оказание содействия различным категориям граждан в разрешении споров не только с участием несовершеннолетних, но и трудовых, семейных, гражданских.