Развитие технологии медиации в школьной среде: диагностический аспект

NovaInfo 46, с.323-327, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается технология восстановительной медиации в школьной среде. Представлен инструментарий, который позволит установить необходимость развития служб медиации в российских школах.

Ключевые слова

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, МЕДИАЦИЯ

Текст научной работы

В настоящее время проблема социальных конфликтов занимает одно из приоритетных мест современности. Все те глубокие общественные трансформации и глобализация выступают рычагом конфликтных ситуаций между общественными группами, которые в свою очередь являются носителями принципиально разных ценностных ориентаций (например, разные этнические группы, материальное расслоение, сложившееся вследствие экономической нестабильности, недомолвки, личностная неприязнь, школьные конфликты, сопряженные подростковым возрастом). Все это выступает фактором риска, порождающим конфликтные ситуации.

Развитие современной науки позволяет своевременно выявлять эти проблемы и принимать превентивные меры для их успешного разрешения. Активно развивающейся и внедряющейся технологией, которая обеспечивает грамотное разрешение споров с помощью третьей нейтральной стороны, является медиация. Данная технология находится в стадии становления на территории Российской Федерации. Правовая предпосылка ее активного развития - Федеральный закон №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», определяющий правовые условия применения процедуры урегулирования споров с участием посредника [1]. Медиация (от лат. mediatio - посредничество) - это процедура посредничества при разрешении спорных ситуаций [2].

Реализация медиации в школьной среде опирается на нормы федеральных законов: «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2014 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях» № 120 от 24 июня 1999 года, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124 от 3 июля 1998 года, а также локальные акты (устав, положение о службе примирения, инструкция медиатора и др.).

В этой связи в социальной и образовательной практике наблюдается тенденция, связанная с внедрением и поддержкой развития технологии медиации в работе с несовершеннолетними через продвижение деятельности территориальных и школьных служб примирения. Школьная служба примирения - это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

Так, например, с 2015 г. в Алтайском крае при поддержке Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав реализуется проект «Социальная профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода» за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основная цель проекта содействовать снижению повторных правонарушений несовершеннолетних в г. Барнаул через создание и развитие инновационной восстановительной формы поддержки и оказания социальных услуг «подростковая служба примирения». В рамках проекта реализуются следующие мероприятия: Разработка и реализация программы повышения квалификации «Инновационные методы профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних»; создание и профессиональное сопровождение деятельности стационарной и мобильной служб примирения; организация и проведение медиационных встреч в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организация и проведение фестиваля подростковых служб примирения; организация и проведение летнего профильного интенсива для подростковых служб примирения; подготовка и издание материалов по обобщению инновационных технологий и методик, разработанных и прошедших апробацию в проекте; создание и реализация дистанционного курса обучения медиаторов подростковых служб примирения;

Работа автора в проекте в качестве тренера показывает, что одной из трудностью в продвижении технологии медиации в школе является недостаточная готовность не только специалистов, но и детей к принятию решения – разрешить конфликт с помощью медиатора. В этой связи полагаем, что важно на первом этапе, принимая решение о создании службы примирения в школе, изучить отношение школьников, их возможные потребности, а также особенности поведения в конфликтной ситуации.

Нами разработана и апробирована анкета школьника, которая позволит установить необходимость развития служб медиации в российских школах.

Дорогой друг!

Приглашаем тебя принять участие в опросе «Служба примирения и медиация». Мы проводим опрос, чтобы выяснить насколько востребована работа медиатора в разрешении конфликтов подростков. В анкете нужно выбрать тот вариант ответа, который соответствует твоему мнению или указать свой ответ.

  1. Как часто Вам приходится быть участником конфликтных ситуаций?
    1. каждый день
    2. раз в неделю
    3. раз в месяц
    4. никогда
    5. другое
  2. Кто, по-вашему мнению, чаще всего является участниками конфликта в школе? (допускается несколько вариантов ответа)
    1. ученик - ученик
    2. учитель - ученик
    3. учитель – родитель
    4. другое
  3. По-вашему мнению, что являлось причиной для зарождения Вашей конфликтной ситуации? (допускается несколько вариантов ответа)
    1. задирчивый ученик
    2. вызывающее поведение ученика
    3. отсутствие профессиональной компетенции у педагога
    4. предвзятое отношение педагога к ученику
    5. напряженные отношения в семье
    6. предъявление завышенных требований со стороны учителя
    7. плохая оценка, усталость, запреты родителей
    8. другое
  4. Как долго продолжалась Ваша конфликтная ситуация?
    1. день
    2. неделя
    3. месяц
    4. до сих пор не разрешена
    5. другое
  5. Если Ваш конфликт исчерпан, то укажите каким способом была разрешена конфликтная ситуация,?
    1. драка
    2. вмешательство третьего лица (кого?)
    3. перешел в другую школу
    4. психологическое давление на ученика со стороны учителя
    5. замалчивание проблемы, в надежде, что она сама разрешиться
    6. другое
  6. Готовы ли Вы разрешать конфликты с участием третьей нейтральной стороны (медиатора)?
    1. да
    2. нет
    3. возможно
    4. затрудняюсь ответить
  7. Если Вы выбрали «да» или «возможно», то к кому из медиатору Вы бы обратились?
    1. медатору – педагогу
    2. медиатору – школьнику
    3. медиатору – родителю
    4. никому
    5. _____________ другой
  8. Хотели ли бы Вы сами стать медиатором и помогать своим одноклассникам разрешать конфликтные ситуации?
    1. да
    2. нет
    3. свой ответ _______________
  9. По-вашему мнению, создаются ли в школе условия для того, чтобы помогать ученикам разрешать конфликтных ситуаций?
    1. да, обучают грамотно разрешать конфликты
    2. да, у нас работает школьная служба примирения
    3. нет, никаких условий не предусмотрено
    4. нет, просто вызывают к директору
    5. свой вариант ______________________
  10. Хотели ли бы Вы получить знания, как вести себя в конфликтах и разрешать их?
    1. да, конечно
    2. определенно нет
    3. у меня неплохо получает их решать самостоятельно
    4. затрудняюсь ответить
  11. Допустим, что на перемене между Вами и одноклассником (ей) произошла драка. Как бы Вы разрешили эту ситуацию?
    1. отомстил
    2. поговорил
    3. промолчал и забыл
    4. обратился в школьную службу примирения, чтобы не было недомолвок
    5. другое
  12. Оцени степень своего согласия разрешать следующие конфликты с участием медиатора по 5-бальной шкале, где 5 - это наиболее высокий уровень согласия, 1 - наименее низкий уровень согласия.

конфликт с одноклассником

1 2 3 4 5

конфликт с родителями

1 2 3 4 5

конфликт с учителем

1 2 3 4 5

Полагаем, что представленный инструментарий - это не только инструмент социологического исследования, но и средство обеспечения диагностической деятельности специалистов в направление повышения их уровня профессиональной компетенции, а также информационной и мотивационной составляющей готовности учащихся к взаимодействию со школьной службой примирения.

Читайте также

Список литературы

  1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193 – ФЗ (с изм. и доп.) Российская газета. – 2010. – 30 июля.
  2. Шатихина Н.С. Институт медиации в российском уголовном праве. СПб., 2004. – 228 с.

Цитировать

Мыльникова, А.В. Развитие технологии медиации в школьной среде: диагностический аспект / А.В. Мыльникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 323-327. — URL: https://novainfo.ru/article/6071 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться