Об организации и функционировании институтов управления государственными закупками в разнотипных субъектах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан и Омской области)

NovaInfo 57, с.281-286, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу организации и функционирования институтов управления государственным заказом в разнотипных субъектах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан и Омской области).

Ключевые слова

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ, ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Текст научной работы

В последнее время регулярно реформируемые в свете тех или иных политических событий системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации все чаще и чаще пересматриваются в структурном отношении в сторону функционального дробления экономического блока звеньев государственного аппарата. Не так давно представлявшаяся привычной тенденция укрупнения государственно-властных институтов экономического регулирования перестала пользоваться активной поддержкой региональной власти, потеряв статус основного ориентира в организации регионального механизма управления экономическими процессами и актуальность в силу громоздкости и сложности его осуществления [1; 2].

Наиболее свежим образованием в ансамбле упомянутых звеньев государственного аппарата считается орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственных закупок, обретший право самостоятельного функционирования после длительного существования в качестве структурного подразделения органа исполнительной власти, уполномоченного в области экономического развития региона (министерства/департамента экономики/экономического развития). Именно о закономерностях организации деятельности такого института власти как вновь образованного и ознаменовавшегося традиционным (обязательным) элемента систем органов исполнительной власти разнотипных субъектов (республики и области) Российской Федерации пойдет речь в остальной части статьи.

Наиболее яркой и самобытной республикой в составе Российской Федерации, имеющей на своем вооружении передовые идеи и опережающие результаты социально-экономического развития, является Республика Татарстан. Данный регион и в плане институциональной организации управления государственным заказом считается оригиналом. Образованный в 2014 г. Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам (далее по тексту – Госкомзаказ РТ) как правопреемник существовавшего с начала 2000-х гг. Управления государственных закупок Республики Татарстан является опытным организатором публичного закупочного процесса в Татарстане, реализуя функции по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд республики [4].

В структуре Госкомзаказа РТ осуществляют деятельность: председатель комитета и два его заместителя; отдел централизованных закупок; отдел анализа и обеспечения централизованных закупок; отдел исполнения государственных контрактов; отдел методологического сопровождения закупок; бухгалтерия и кадровая часть.

Госкомзаказ РТ посредством объективного и эффективного разделения своих функций по своим структурным подразделениям осуществляет регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан; методологическое сопровождение деятельности заказчиков Республики Татарстан, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Республики Татарстан; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения с ними заказчиками Республики Татарстан государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров в любой форме; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашения между Республикой Татарстан и муниципальным образованием для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений; проведение совместных конкурсов и аукционов в соответствии с действующим законодательством; повышение эффективности планирования и расходования средств бюджета Республики Татарстан, внебюджетных источников финансирования и средств бюджетных учреждений Республики Татарстан (независимо от источников финансового обеспечения) при закупках товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан; инвентаризация, стандартизация, оптимизация потребностей заказчиков Республики Татарстан и подведомственных им учреждений (при их наличии) в товарах, работах и услугах; развитие добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности в сфере закупок товаров (работ, услуг) для нужд Республики Татарстан, обеспечение прав и законных интересов участников процедур закупок товаров (работ, услуг).

При Госкомзаказе РТ действует общественный совет, осуществляющий рассмотрение вопросов, связанных с реализацией в Республике Татарстан прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере осуществления закупок, прав граждан на предоставление качественных социальных услуг, их эффективности и безопасности, совершенствования государственной системы контроля и надзора в сфере оказания социальных услуг населению [5].

В целях предоставления государственных услуг сопровождения закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также нужд коммерческих организаций в подведомственности Госкомзаказа РТ 18.04.2014 г. было создано государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Центр развития закупок Республики Татарстан» (ГУП РТ «Центр развития закупок РТ»), оказывающий услуги по защите интересов экономических агентов в контрольных органах, услуги удостоверяющего центра для получения электронной подписи, услуги брокера для выдачи банком банковской гарантии, услуги по обучению и повышению квалификации заказчиков и поставщиков товаров, работ, услуг в сфере закупок [6]. Уставными целями ГУП РТ «Центр развития закупок РТ» является развитие системы закупок товаров, работ, услуг; комплексное обеспечение деятельности органов управления и иных структур Республики Татарстан в сфере закупок товаров, работ, услуг; повышение профессионального уровня заказчиков и участников закупок; совершенствование законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг. Существование такого центра обуславливает наличие тесной взаимовыгодной связи между государством, поддерживающим коммерческий интерес участия в государственном закупочном процессе, и хозяйствующими субъектами, способствующими укреплению российского внутреннего рынка товаров (услуг, работ) и решению государственных задач в экономике. Партнерское начало, положенное в основу отношений государства и экономических агентов – участников контрактной системы, является одним из самых существенных стимуляторов структурного развития субъектов предпринимательской деятельности [7].

Подобное построение механизма централизованного регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан и проведения соответствующей государственной политики свидетельствует о высоком уровне рациональности функционирования республиканской контрактной системы, достойном внимании органов государственной власти Республики Татарстан к закупочной деятельности и адекватном осознании ими ценности данного экономического инструмента, имеющего колоссальное системное значение для развития национальной экономики Российской Федерации [8; 9].

Система государственного заказа в Омской области обладает отличительными особенностями в силу тернистости, прерывистости и периодической незначительности ее развития, обусловленного характеристиками социально-экономического развития прииртышского региона.

К централизации системы государственных закупок Омская область подошла в конце 2014 – начале 2015 гг., когда Губернатором Омской области был положен вектор реформирования в сторону структурного ее обособления [10]. Предполагалась полная передача полномочий направлявшего закупочную деятельность Министерства экономики Омской области по организации закупочного процесса в Омской области создаваемому на самостоятельной основе казенному учреждению Омской области «Центр государственных закупок Омской области», однако данные меры так и были оставлены на проектном уровне по причине несогласованности применения централизованной модели организации закупочной системы. Каждый орган исполнительной власти Омской области имел в своем составе контрактную службу, образуемую на внештатной основе из числа его государственных гражданских служащих, входящих в состав различных подразделений этого органа [11]. Но нововведение не привило закупочному механизму неизгладимый признак централизованности.

Лишь в январе 2016 г. организация закупочного механизма в Омском регионе обрела полную централизованность и обособленность в связи с образованием Главного управления контрактной системы Омской области (ГУКС Омской области) и передачей ему всех полномочий Министерства экономики Омской области по проведению государственной политики в области контрактной системы в сфере закупок и организации функционирования системы государственных закупок в Омской области [12].

В структуре ГУКС Омской области на сегодня функционируют следующие подразделения: руководство (начальник главного управления и его заместитель); управление организации закупок; управление правовой работы, государственной службы и кадров; управление проведения конкурентных процедур; отдел планирования, мониторинга и анализа закупочной деятельности; отдел организационного и информационного обеспечения. Относительно молодое ведомство поступательно реформирует закупочный процесс в Омской области, в т.ч. в части усовершенствования формы участия в нем государственных органов Омской области.

Отмечая аналогичность организации региональных механизмов государственных закупок в Республике Татарстан и Омской области и совпадение векторов развития ими закупочной деятельности в соответствующих российских регионах, следует сказать, что опережающий опыт Татарстана в постановке закупочного процесса в республике, определивший во многом основные тенденции развития федеральной контрактной системы, по прошествии значительного количества времени обусловил переустройство региональной контрактной системы в Омской области в сторону эффективной централизации, продемонстрировав пример рациональной постановки закупочного дела в поволжском регионе.

Читайте также

Список литературы

  1. Немцова Н.В. Государственные закупки в России: история и современность // Актуальные вопросы развития экономики: материалы международной научно-практической конференции. – Омск, 2015. – С. 103.
  2. Филина Н.В., Ионина М.Б. Проблематика системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации // Двадцать вторые апрельские экономические чтения: материалы международной научно-практической конференции. – Омск, 2016. – С. 177.
  3. Немцова Н.В. Оптимизация модели государственных закупок Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения: материалы международной научно-практической конференции. – Омск, 2016. – С. 160.
  4. Положение о Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.05.2014 № 307 // СПС «Консультант Плюс».
  5. Положение об Общественном совете при Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам: постановление Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам от 23.03.2016 № 04-14-41// СПС «Консультант Плюс».
  6. О создании государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Центр развития закупок Республики Татарстан»: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.04.2014 № 233 // СПС «Консультант Плюс».
  7. Немцова Н.В., Ионина М.Б., Филина Н.В. Проблемные аспекты управления предприятием в условиях реформирования в сфере государственных закупок и международных санкций // Молодёжь Сибири – науке России: материалы международной научно-практической конференции. – Омск, 2016. – С. 263.
  8. Немцова Н.В., Хорошавин А.А. Развитие системы управления государственным заказом в Российской Федерации. — Омск, 2011. — 154 с.
  9. Немцова Н.В. Объективность и универсальность управления в экономике // Вестник Омского юридического института. – 2010. – №13. – С. 31.
  10. Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: указ Губернатора Омской области от 31.12.2013 № 182 // СПС «Консультант Плюс».
  11. Немцова Н.В. Проблемы повышения эффективности государственных расходов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения: материалы международной научно-практической конференции. – Омск, 2016. – С. 162.
  12. О создании Главного управления контрактной системы Омской области: указ Губернатора Омской области от 19.01.2016 № 8 // СПС «Консультант Плюс».

Цитировать

Янышев, А.С. Об организации и функционировании институтов управления государственными закупками в разнотипных субъектах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан и Омской области) / А.С. Янышев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 281-286. — URL: https://novainfo.ru/article/10058 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться