Влияние социального самочувствия на формирование эмоционального и интеллектуального капитала людей

NovaInfo 57, с.435-440, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена наболевшей теме современности. Выявлено, что искусство управления человеческим интеллектуальным и эмоциональным капиталом позволяет качественно развиваться любой организации. Даны практические рекомендации по созданию человеческого капитала путем инвестирования в личность. В ней рассматриваются психологические проблемы молодежи по отношению к новым источникам энергии. Поднимается проблема о качестве жизни, о добре и зле.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ЗНАНИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ЗЛО, ДОБРО, ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ, ПОТРЕБИТЕЛИ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Текст научной работы

Современный мир меняется до неузнаваемости, в привычном для нас понимании. Вокруг нас появляются новые технологии, создаются новые сообщества молодых людей, ориентированных на непрерывные социальные контакты и на включенность в экономию энергии, получаемой из не возобновляемых источников. Меняется привычное понимание потребителей, меняется психология людей по отношению к окружающей природе. В последнее время наблюдается изменение чувств взаимосвязанности и ответственности перед нашими согражданами и будущими поколениями.

С появлением новых технологий совместного использования возобновляемых источников энергии земли в обществах, построенных на сотрудничестве между целыми континентами, появляется чувство новой идентичности. Осознание взаимосвязанности и встроенности в биосферу приводит к рождению нового понимания о качестве жизни и живущих людей.

Реалии жизни в современном Российском обществе и стремительное развитие рыночных отношений, вызванных вступлением России в ВТО вынуждают нас по новому взглянуть на роль личности в развитии организации. Мы должны заботиться о человеческих ресурсах, которые включают в себя необходимые знания, навыки, личностные особенности каждого сотрудника, его личностную систему ценностей.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой человеческие ресурсы или если брать более широкий диапазон рассмотрения, то и человеческий капитал в целом. Какова же структура и состав человеческого капитала? Что она в себя включает? Мы считаем, что человеческий капитал включает в себя, помимо знаний и практического опыта еще здоровье человека и мотивацию, интеллектуальные способности, психологические, идеологические и культурно – исторические свойства личности.

Человеческий капитал можно представить как набор определенных факторов:

  1. Состояние человека: ум, энергия, надежность, преданность делу.
  2. Способность к обучению: одаренность, гениальность, быстрота мышления, креативность.
  3. Умение обучать других: формирование целей для подчиненных и сослуживцев, вырабатывать командный дух и систему ценностей, обеспечивать хорошее социальное самочувствие личности в коллективе и в семье.

Выделим основные составляющие человеческого капитала:

  1. Самый главный и основной капитал, это качество жизни человека. Качество жизни человека измеряется ее продолжительностью. Чем дольше человек остается трудоспособным и чем дольше он живет на земле, тем больше пользы он приносит своему обществу и семье. Для этого ему необходимо иметь крепкое здоровье, которое в свою очередь поддерживается здоровым образом жизни. Необходимо проводить профилактические мероприятия и ежегодную диспансеризацию с целью диагностирования ранних заболеваний, это и правильное питание и занятия физкультурой, своевременный и правильный сон и наверное самое главное жизнь без стрессов, то есть хорошее социальное самочувствие. Фундаментом всего этого является крепкая и счастливая семья.
  2. Знания человека. Они накапливаются на протяжении всей сознательной жизни. Образованный человек имеет высокий социальный статус, что в свою очередь способствует карьерному росту личности. Он становится примером для подражания членам своей семьи и для окружающих его людей, повышается и укрепляется его авторитет. Его ожидания оправдываются и поставленные цели достигаются, а его мечты сбываются. Социальное самочувствие улучшается и дает стимул к накоплению и реализации новых знаний, реалии жизни требуют от личности своевременного и постоянного обновления полученных знаний. Появляются, новые профессии с применением современных цифровых технологий и все большее распространение получает интернет. Знания необходимо не только накапливать, но и применять на практике для решения все новых задач, направленных на повышение качества жизни человека и могущества государства.
  3. Интеллектуальный капитал включает в себя знания, практические навыки, креативные и мыслительные способности людей, моральные и нравственные ценности.
  4. Эмоциональный капитал по своей сути является главной движущей силой поступков и поведения человека. Через воздействие на эмоции человека мы существенно можем улучшать его социальное самочувствие, управлять общественными процессами, воспитывать его в духе преданности семье, организации и государству. Это повышает авторитет страны на международной арене и приводит к положительному восприятию государства, соседними и дружественными к нам странами. Улучшается экономический и инвестиционный климат страны в целом.

Интеллектуальный и эмоциональный капитал определяет экономический рост благосостояния народа, улучшает торговый баланс государства. Для повышения интеллектуального и эмоционального капитала требуются огромные инвестиции государства в личность. Они обусловлены культурно – историческими особенностями и традициями народа. Чем больше мы будем вкладывать в человека, тем больше мы получим отдачи в исторической перспективе и прежде всего, это забота о семье. Необходимо создать все условия для жизни, работы, досуга и стимулов для рождения детей. Чем больше детей в семье, тем она дружнее и крепче и тем больше возможностей для развития интеллектуальных способностей и навыков детей. Многодетные семьи дали больше всего талантливых ученых, писателей, музыкантов, рабочих и военных династий. Срок окупаемости инвестиций вложенных в интеллектуальный капитал более длительный по сравнению с физическим капиталом. Для образования молодого человека нам необходимо тратить денежные средства на протяжении 20 лет. Потом они начнут приносить прибыль все оставшиеся годы жизни, а это как минимум на протяжении 40 трудоспособных лет активной работы на благо государства и еще около 20 лет для передачи бесценного опыта и знаний подрастающему поколению.

Интеллектуальный и эмоциональный капиталы не являются оборотным капиталом. Интеллектуальный капитал можно продать работодателю и внести в виде уставного фонда, запатентовав изобретение или оформить идею как ноу-хау. В этом случае данный вид капитала будет приносить доход его владельцу и компании, в которой обладатель капитала работает. Интеллектуальный капитал станет достоянием компании, ее экономической составляющей, основой ее развития в условиях мировой глобализации. Чем больше в компании человеческого интеллектуального капитала, тем она надежнее и конкурентоспособна в сегменте своего рынка. Многие крупные западные и российские компании перешли на качественно новый уровень управления человеческими ресурсами. Они стараются всячески воспроизводить и накапливать интеллектуальный капитал. С этой целью они инвестируют в перспективных детей, своих молодых сотрудников, студентов, стимулируют родителей талантливых детей с перспективой дальнейшего использования их интеллектуальных способностей для развития организации. Это приносит потрясающие результаты. На данном этапе в среде российских предпринимателей необходимо изучать мировой опыт, сущность, механизмы создания, развитие и механизмы применения данного новшества на практике международного опыта. Надо отрабатывать на практике механизмы управления человеческими ресурсами.

Все это позволит компаниям при низких производственных затратах уменьшить себестоимость производимой продукции и занять достойное место в рядах мировых лидеров.

В условиях конкуренции необходимо создавать образовательную среду, где будут накапливаться, и развиваться профессиональные знания, умения и навыки, которые так необходимы современному специалисту.

Человеческий капитал не имеет амортизационных потерь. Он с каждым годом все больше накапливается и с опытом увеличивается по прогрессивной шкале. Такой капитал необходимо поддерживать в надлежащем виде и повышать интеллектуальные способности через непрерывное обучение, переподготовку, подготовку, повышение квалификации и самообразование личности. Нам всем известно, что знания со временем устаревают их необходимо обновлять и освежать в соответствии с требованиями настоящего времени и новых современных технологий. Интеллектуальный капитал составляет около 90 % капитала любой компании и увеличивается по мере своего использования за счет приобретения новых знаний и опыта работы. Обладатель интеллектуального капитала должен быть коммуникабельной, творческой личностью, умеющей мыслить современными экономическими категориями. Для этих целей нужен инновационный подход к накоплению человеческого интеллектуального капитала, в процессе которого формируются профессиональные качества личности, ее моральные устои, традиции и ритуалы которые разрушат стереотипы восприятия, не совместимые с реальной действительностью нашего времени.

Проблемы, возникающие в новых условиях, не могут быть разрешены с помощью устаревших методов и технологий. Для современного обучения и повышения квалификации разработаны эффективные методики и технологии, с помощью которых мы и сможем решить поставленную задачу по увеличению интеллектуального капитала.

Человеческим капиталом необходимо эффективно управлять, используя опыт и знания сотрудников, для их самореализации. Для этих целей мы можем использовать новые инновационные и социальные технологии управления процессами, происходящими в организации и государстве. При подготовке руководителей для успешного решения задач по управлению человеческим капиталом можно применять методику инновационного поиска талантливых сотрудников для решения поставленных задач. Опыт и знания успешного руководителя организации позволяют развивать человеческий капитал и таким образом накапливать и увеличивать капитализацию своей компании.

Эффективный руководитель в своей работе делает упор на человека и его личные качества, а также учитывает индивидуальные особенности и сильные стороны личности. В цепочке организация – личность - коллектив он делает упор на личность и способствует развитию личности для достижения конечной цели и результата. Личность в организации решает многие проблемы, участвует в получении прибыли, создании имиджа организации, выпуске качественной продукции. Правильное распределение ролей и должностей в организации способствует ее развитию и накоплению интеллектуального капитала. Каждый человек в данном случае занимается любимым делом, которое приносит ему радость и удовлетворении. Благодаря этому повышается социальное самочувствие и прибавляется эмоциональный капитал. Все эти тонкости надо учитывать при подготовке руководителей и постараться сформировать социально-психологический компонент развития умений и навыков для накопления человеческого капитала. Очень важно, чтобы человеческий капитал с точки зрения менеджмента не воспринимался простой рабочей силой, безликим объектом управления либо простым капиталом. Каждый человек индивидуален, имеет свои психологические, интеллектуальные и эмоциональные особенности, что в совокупности с другими людьми, объединенными в единый коллектив, представляет собой человеческий капитал.

Личность в конечном итоге, является определяющим и главным фактором успеха любой организации и семьи в частности. Человек неразрывно связан с техникой, информацией, стратегией развития организации при решении поставленных задач. Поэтому важно, чтобы в организации работали хорошие специалисты и дополняли друг друга и могли в случае необходимости выполнять любую работу, реализуя свои творческие способности. Человеческий интеллектуальный и эмоциональный капитал гарантия процветания и успеха любой организации. Для решения задач по увеличению и накоплению человеческого капитала необходимо инвестировать в развитие личности и развивать ее творческие и интеллектуальные способности.

В заключение хочется пожелать руководителям не перевоспитывать личность, а развивать ее сильные стороны и все недостатки личностных особенностей направлять в правильное русло для решения важных задач и достижения коллективного успеха

В период изменений условий жизни и распада некогда великой и единой страны у молодого поколения наблюдается перекос в сторону преследования личных материальных интересов, автономии и независимости в личной и общественной жизни. [1, с.222]. Так начал формироваться слой потребителей, что приводит к разобщению общества, появлению межличностных и межгосударственных конфликтов. Но к счастью общество начинает прозревать с появлением возобновляемых источников энергии. Подлинная свобода заключается не в отсутствии обязательств и не в изоляции друг от друга, а в глубокой ассоциации с другими. Качество жизни людей определяется новым видением будущего, основанного на совместных интересах, коммуникабельности и взаимном понимании, и уважении друг друга, а также во взаимозависимости [3, с. 186].

Мечта о качестве жизни может быть только коллективной. Чем более одиноким является существование личности, тем беднее прожитая жизнь. Для улучшения качества жизни необходимо участие каждого человека в жизни общества и каждый должен отвечать за любого члена коллектива. Необходимо начинать жить по принципу «Один за всех и все за одного».

Молодое поколение понимает то, что счастье человека зависит не только от экономического состояния, но и от накопленного социального капитала. Для повышения качества жизни нам необходимо менять общее представление о нашей коллективной ответственности перед всем сообществом, в котором мы живём и работаем. Нам необходимо также понимать, где же проходят границы этого сообщества. Для этого мы должны поменять наше представление о добре и зле, а также поменять в сознании представление о мире и понять, что представляет собой биосфера, в которой мы живём. [2, с. 312].

Так что перед психологами стоит очень непростая задача в формировании нового поколения людей, мыслящих планетарно и заботящихся о том, что останется после них новым поколениям людей на планете.

Читайте также

Список литературы

  1. Симонович Н.Е. Новые подходы к обучению студентов В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 222-223.
  2. Инновационные подходы к образованию В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 312
  3. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие В сборнике: Обучение и развитие: Современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 186-187.

Цитировать

Симонович, Г.Н. Влияние социального самочувствия на формирование эмоционального и интеллектуального капитала людей / Г.Н. Симонович. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 435-440. — URL: https://novainfo.ru/article/10085 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться