Инновационный подход к созданию человеческих ресурсов

№61-2,

психологические науки

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования и создания человеческих ресурсов, а также интеллектуального и эмоционального человеческого капитала. Выявлено, что искусство управления человеческим интеллектуальным и эмоциональным капиталом позволяет качественно развиваться любой организации. Даны практические рекомендации по созданию человеческого капитала путем инвестирования в личность.

Похожие материалы

Реалии жизни в современном Российском обществе и стремительное развитие рыночных отношений, вызванных вступлением России в ВТО вынуждают нас по -новому взглянуть на роль личности в развитии организации. Мы должны заботиться о человеческих ресурсах, которые включают в себя необходимые знания, навыки, личностные особенности каждого сотрудника, его личностную систему ценностей.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой человеческие ресурсы или если брать более широкий диапазон рассмотрения, то и человеческий капитал в целом. Какова же структура и состав человеческого капитала? Что она в себя включает? Мы считаем, что человеческий капитал включает в себя, помимо знаний и практического опыта еще здоровье человека и мотивацию, интеллектуальные способности, психологические, идеологические и культурно — исторические свойства личности.

Человеческий капитал можно представить как набор определенных факторов:

  1. Состояние человека: ум, энергия, надежность, преданность делу.
  2. Способность к обучению: одаренность, гениальность, быстрота мышления, креативность.
  3. Умение обучать других: формирование целей для подчиненных и сослуживцев, вырабатывать командный дух и систему ценностей, обеспечивать хорошее социальное самочувствие личности в коллективе и в семье.

Выделим основные составляющие человеческого капитала:

  1. Самый главный и основной капитал, это качество жизни человека. Качество жизни человека измеряется ее продолжительностью. Чем дольше человек остается трудоспособным и чем дольше он живет на земле, тем больше пользы он приносит своему обществу и семье. [21, С. 112]. Для этого ему необходимо иметь крепкое здоровье, которое в свою очередь поддерживается здоровым образом жизни. Необходимо проводить профилактические мероприятия и ежегодную диспансеризацию с целью диагностирования ранних заболеваний, это и правильное питание и занятия физкультурой, своевременный и правильный сон и наверное самое главное жизнь без стрессов, то есть хорошее социальное самочувствие [20, С. 5]. Фундаментом всего этого является крепкая и счастливая семья.
  2. Знания человека. Они накапливаются на протяжении всей сознательной жизни. Образованный человек имеет высокий социальный статус, что в свою очередь способствует карьерному росту личности. Он становится примером для подражания членам своей семьи и для окружающих его людей, повышается и укрепляется его авторитет. Его ожидания оправдываются и поставленные цели достигаются, а его мечты сбываются. [19, с. 171]. Социальное самочувствие улучшается и дает стимул к накоплению и реализации новых знаний, реалии жизни требуют от личности своевременного и постоянного обновления полученных знаний. Появляются, новые профессии с применением современных цифровых технологий и все большее распространение получает интернет. Знания необходимо не только накапливать, но и применять на практике для решения все новых задач, направленных на повышение качества жизни человека и могущества государства.
  3. Интеллектуальный капитал включает в себя знания, практические навыки, креативные и мыслительные способности людей, моральные и нравственные ценности.
  4. Эмоциональный капитал по своей сути является главной движущей силой поступков и поведения человека. Через воздействие на эмоции человека мы существенно можем улучшать его социальное самочувствие, управлять общественными процессами, воспитывать его в духе преданности семье, организации и государству. [18, С. 166]. Это повышает авторитет страны на международной арене и приводит к положительному восприятию государства, соседними и дружественными к нам странами. Улучшается экономический и инвестиционный климат страны в целом. Процесс интеграции позволяет видеть руководителю конечную цель организации и позволяет напоминать сотрудникам о необходимости сосредоточиться на выполнении общих задач. В данном случае организация рассматривается как открытая система.

В организациях, которые занимаются научными исследованиями, должна в большей мере присутствовать дифференциация. Закономерность процесса дифференциации в данном случае заключается в том, что концентрация производства и укрупнение компании способствуют дифференциации функций между различными уровнями системы управления. Руководитель верхнего уровня обладает большей властью и статусом по отношению к руководителям среднего и низшего звена.

Горизонтальная дифференциация показывает степень разделения труда между отдельными структурами производства. Любая управленческая структура, прежде всего, состоит из людей и может успешно работать, и функционировать, быть эффективной лишь в том случае, если должности будут занимать образованные и профессионально подготовленные люди. Человеческий фактор во многом определяет эффективность деятельности компании и государства в целом. Кадры в конечном итоге решают всё. [17, с. 146].

Персонал в организации создает ее продукт, формирует культуру, ее внутренний климат, создает внешний имидж организации на рынке услуг. Руководитель через свою кадровую службу следит за подбором, обучением и расстановкой на ключевые посты сотрудников, способствует их становлению, развитию, повышению квалификации, формирует кадровый резерв.

При подборе персонала руководитель ориентируется на цели и задачи, решаемые компанией, ситуацию в стране, мире, учитывает все вызовы современности. [16,С.394]. Также необходимо исходить из пропорциональности подбора персонала по гендерному принципу и учитывать личностные особенности и отличия между мужчинами и женщинами. Некоторые должностные обязанности полезно и целесообразно поручать женщинам, а некоторые только мужчинам. Например, на должность руководителя кадровой службы необходимо подбирать кандидатов из числа женщин, так как женщины обладают повышенной интуицией и наблюдательностью и они с большей вероятностью подберут кандидатов на ту или иную должность. Также необходимо помнить, что на повышение эффективности управления организацией сильное влияние оказывают демографические, социально- психологические этнические, возрастные, гендерные характеристики персонала. Для успешной работы и рационального управления компанией руководству организации необходимо разработать эффективные экономические, социальные, психологические нормы и методику стимулирования мотивации персонала компании, а также личную мотивацию каждого сотрудника компании. [15, С. 14]. Надо знать и помнить, что каждой личности присущи такие статусы, как физический, психический, социальный и духовный. Руководитель обязан содействовать и способствовать персональному развитию и личностному росту своих сотрудников, а значит знать механизмы угроз и возможности психологической защиты своих подопечных.

Интеллектуальный и эмоциональный капитал определяет экономический рост благосостояния народа, улучшает торговый баланс государства. Для повышения интеллектуального и эмоционального капитала требуются огромные инвестиции государства в личность [14, С. 90]. Они обусловлены культурно — историческими особенностями и традициями народа. Чем больше мы будем вкладывать в человека, тем больше мы получим отдачи в исторической перспективе и прежде всего, это забота о семье. Необходимо создать все условия для жизни, работы, досуга и стимулов для рождения детей. Чем больше детей в семье, тем она дружнее и крепче и тем больше возможностей для развития интеллектуальных способностей и навыков детей. Многодетные семьи дали больше всего талантливых ученых, писателей, музыкантов, рабочих и военных династий. Срок окупаемости инвестиций вложенных в интеллектуальный капитал более длительный по сравнению с физическим капиталом. Для образования молодого человека нам необходимо тратить денежные средства на протяжении 20 лет. Потом они начнут приносить прибыль все оставшиеся годы жизни, а это как минимум на протяжении 40 трудоспособных лет активной работы на благо государства и еще около 20 лет для передачи бесценного опыта и знаний подрастающему поколению.

Интеллектуальный и эмоциональный капиталы не являются оборотным капиталом. Интеллектуальный капитал можно продать работодателю и внести в виде уставного фонда, запатентовав изобретение или оформить идею как ноу-хау. В этом случае данный вид капитала будет приносить доход его владельцу и компании, в которой обладатель капитала работает. [13, С. 18]. Интеллектуальный капитал станет достоянием компании, ее экономической составляющей, основой ее развития в условиях мировой глобализации. Чем больше в компании человеческого интеллектуального капитала, тем она надежнее и конкурентоспособна в сегменте своего рынка. Многие крупные западные и российские компании перешли на качественно новый уровень управления человеческими ресурсами. Они стараются всячески воспроизводить и накапливать интеллектуальный капитал. [ 5, С. 33].

С этой целью они инвестируют в перспективных детей, своих молодых сотрудников, студентов, стимулируют родителей талантливых детей с перспективой дальнейшего использования их интеллектуальных способностей для развития организации. Это приносит потрясающие результаты. На данном этапе в среде российских предпринимателей необходимо изучать мировой опыт, сущность, механизмы создания, развитие и механизмы применения данного новшества на практике международного опыта. Надо отрабатывать на практике механизмы управления человеческими ресурсами. [ 6, . Москва, 2016].

Все это позволит компаниям при низких производственных затратах уменьшить себестоимость производимой продукции и занять достойное место в рядах мировых лидеров. [ 4, С. 43].

В условиях конкуренции необходимо создавать образовательную среду, где будут накапливаться, и развиваться профессиональные знания, умения и навыки, которые так необходимы современному специалисту.

Человеческий капитал не имеет амортизационных потерь. Он с каждым годом все больше накапливается и с опытом увеличивается по прогрессивной шкале. Такой капитал необходимо поддерживать в надлежащем виде и повышать интеллектуальные способности через непрерывное обучение, переподготовку, подготовку, повышение квалификации и самообразование личности. [12, С. 592]. Нам всем известно, что знания со временем устаревают их необходимо обновлять и освежать в соответствии с требованиями настоящего времени и новых современных технологий. Интеллектуальный капитал составляет около 90 % капитала любой компании и увеличивается по мере своего использования за счет приобретения новых знаний и опыта работы. Обладатель интеллектуального капитала должен быть коммуникабельной, творческой личностью, умеющей мыслить современными экономическими категориями. Для этих целей нужен инновационный подход к накоплению человеческого интеллектуального капитала, в процессе которого формируются профессиональные качества личности, ее моральные устои, традиции и ритуалы которые разрушат стереотипы восприятия, не совместимые с реальной действительностью нашего времени.

Проблемы, возникающие в новых условиях, не могут быть разрешены с помощью устаревших методов и технологий. Для современного обучения и повышения квалификации разработаны эффективные методики и технологии, с помощью которых мы и сможем решить поставленную задачу по увеличению интеллектуального капитала. [ 11, С. 10].

Человеческим капиталом необходимо эффективно управлять, используя опыт и знания сотрудников, для их самореализации. Для этих целей мы можем использовать новые инновационные и социальные технологии управления процессами, происходящими в организации и государстве. При подготовке руководителей для успешного решения задач по управлению человеческим капиталом можно применять методику инновационного поиска талантливых сотрудников для решения поставленных задач. Опыт и знания успешного руководителя организации позволяют развивать человеческий капитал и таким образом накапливать и увеличивать капитализацию своей компании. [ 10, С. 43].

Эффективный руководитель в своей работе делает упор на человека и его личные качества, а также учитывает индивидуальные особенности и сильные стороны личности. В цепочке организация — личность — коллектив он делает упор на личность и способствует развитию личности для достижения конечной цели и результата. Личность в организации решает многие проблемы, участвует в получении прибыли, создании имиджа организации, выпуске качественной продукции. Правильное распределение ролей и должностей в организации способствует ее развитию и накоплению интеллектуального капитала. Каждый человек в данном случае занимается любимым делом, которое приносит ему радость и удовлетворении. Благодаря этому повышается социальное самочувствие и прибавляется эмоциональный капитал. Все эти тонкости надо учитывать при подготовке руководителей и постараться сформировать социально-психологический компонент развития умений и навыков для накопления человеческого капитала. Очень важно, чтобы человеческий капитал с точки зрения менеджмента не воспринимался простой рабочей силой, безликим объектом управления либо простым капиталом. Каждый человек индивидуален, имеет свои психологические, интеллектуальные и эмоциональные особенности, что в совокупности с другими людьми, объединенными в единый коллектив, представляет собой человеческий капитал. [ 9, С. 310].

Личность в конечном итоге, является определяющим и главным фактором успеха любой организации и семьи, в частности. Человек неразрывно связан с техникой, информацией, стратегией развития организации при решении поставленных задач. Поэтому важно, чтобы в организации работали хорошие специалисты и дополняли друг друга и могли в случае необходимости выполнять любую работу, реализуя свои творческие способности. Человеческий интеллектуальный и эмоциональный капитал гарантия процветания и успеха любой организации. Для решения задач по увеличению и накоплению человеческого капитала необходимо инвестировать в развитие личности и развивать ее творческие и интеллектуальные способности России существует многолетняя система образования, основанная ещё в дореволюционное время, при другом социальном строе. Времена меняются. Увеличиваются объёмы информации и скорость её передачи на неограниченные пространством расстояния. Появилась уникальная возможность мгновенного получения информации и справок на любую интересующую человека тему. Изменилось всё и получение знаний в том числе. Остались только прежние методы обучения студентов. Поэтому всё чаще возникают конфликты между преподавателями и студентами. Именно в ВУЗе сошлись в одной плоскости разные поколения, с разными представлениями о получении и передаче знаний на уровне преподаватель-студент. Такое положение вещей не устраивает преподавателей и студентов. Для этих целей необходимо подготовить новые учебно — методические программы обучения с учётом новых современных технологий и оборудования новых производств. [8, С. 101].

Можно при обучении применять и кейс-методы. Информация в кейсах должна быть простой и доступной. Факты, определения и формулировки должны быть понятными студентом.

При разработке программ обучения и кейса надо обязательно учитывать:

Цель обучения и применение знаний в практической плоскости.

Актуальность и перспектива развития технологий производства. Дискуссионный характер и несколько способов решения практических задач.

Много вариантность решения стоящих проблем надо для себя уяснить, что кейсы призваны стимулировать студентов к решению разнообразных и не стандартных задач, учить обучаемых решению сложных проблем путём креативного мышления.

В современном образовательном процессе необходимо учитывать личностные и возрастные особенности преподавателей, и студентов [1, С. 143]. Уходит в прошлое способ передачи знаний студентам через лекции и контрольные задания. Ему на смену должны прийти новые технологии и способы передачи знаний. Необходимо соединить воедино теорию и практику, возможность студентам применить полученные знания в реальной жизни, а именно на предприятии. Студенты должны претворять теоретические знания в практические навыки. [ 2, С. 48]. Для этого ВУЗ обязан заключить соглашения с профильными предприятиями и проводить об. 20% учебного времени используется для изучения теории, а остальные 80% студенты проводят на рабочих местах организаций с получением материального вознаграждения за проделанную работу. Преподаватели, занятые в учебном процессе также осуществляют реальную практическую деятельность. [7, С.35].

Использовать кейс можно и при итоговой проверке знаний учения 20 на 80.

Студентами. Надо всё чаще и шире применять дискуссионный и коллективный ответ на поставленный вопрос. Нам в процессе проверки знаний важно услышать, как понимают студенты стоящую проблему и главное найти способы её решения. Ведь нерешаемых и безвыходных ситуаций не бывает. Если есть вход, значит где-то есть и выход. [3, С. 198].

Новые технологии подачи знаний помогут нам: Получить самостоятельно знания, а не взять готовое и просто слово в слово пересказать услышанное. Развить своё креативное мышление и найти нестандартные пути решения проблем. Научить слушателей работе с большим потоком информации и умение из множества выделить единственное и важное.

Всё это в совокупности с практическим воплощением знаний на реальном производстве поможет нам подготовить специалиста и без промедления ввести его в рабочий процесс при окончании ВУЗа.

Список литературы

  1. Симонович Н. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского6 в 2 томах. Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 142 – 144.
  2. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48 – 49.
  3. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Оптимальное распределение финансовых средств индивидуальным инвестором Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 195-198.
  4. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.
  5. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально – психологическая безопасность предприятия Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30 -34.
  6. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста . Москва, 2016
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в условиях рисков: Психологические аспекты Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Моделирование эффективной системы управления предпринимательскими структурами В сборнике: Стратегическое планирование и развитие предприятий Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Под ред. Б. Клейнера. 2014. С. 101 – 102.
  9. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений по управлению организацией в период кризиса: социально – психологические аспекты Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 308 – 311.
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально – психологическая безопасность регионов Российской Федерации Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 8. С. 40 – 44.
  11. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы исследования национальной безопасности Казанский социально – гуманитарный вестник. 2012. № 3- 4(6). С. 9 – 10.
  12. Симонович Н. Е. социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений им. Л. С. Выготского. 2015. С. 592 – 594.
  13. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в эффективных компаниях Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. №21. С. 16-24.
  14. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2(4 ). С. 82-92.
  15. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  16. Симонович Н. Е. Психосоциальные черты современной личности В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет”, Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 392 -395.
  17. Симонович Н. Е. Психологические факторы, формирующие асоциальную личность подростка В сборнике: Психология сознания: Истоки и перспективы изучения XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет”, Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 145 – 147.
  18. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к обучению личности:(психологическая составляющая) В сборнике: Психология сознания: Истоки и перспективы изучения Материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2013. С. 166 – 167.
  19. Симонович Н. Е. Социально – ролевые конфликты на предприятии и пути их разрешения В сборнике: Психология сознания: Истоки и перспективы изучения Материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2013. С. 170 -172.
  20. Симонович Н. Е. Психологические черты личности в современном обществе В сборнике: Современные проблемы личностного и корпоративного развития Материалы Ежегодной международной конференции, посвященной Всемирному дню информации о развитии. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский государственный педагогический университет, Бирский филиал Башкирского государственного университета, Академия личностного и корпоративного развития. 2015. С. 3-5.
  21. Симонович Н. Е. Современные технологии обучения студентов в высших учебных заведениях России: психологические особенности В сборнике: Мышление и речь: подходы, проблемы, решения Материалы XV Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования” Российский государственный гуманитарный университет” Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2014. С. 111 -113.