Под имиджем региона мы понимаем совокупность убеждений, представлений и впечатлений людей об этом регионе. Аграрный имидж региона, в свою очередь, представляет собой совокупность убеждений, представлений и впечатлений людей об сельском хозяйстве, агропромышленном комплексе, аграрном секторе экономики этого региона.
Маркетинг аграрного имиджа региона подразумевает создание, развитие и распространение позитивной картины региона уполномоченными рекламными агентствами или PR фирмами. Исключительно положительная разновидность продвинутого, ярко выраженного имиджа становится брендом. По сравнению с другими направлениями направление по развитию аграрного имиджа региона является недорогой, хотя и требующей определенных затрат. Развитие аграрного имиджа региона, в целом зависит от уже сложившихся маркетинговых условий и действительного положения дел в регионе. Можно выделить различные исходные классификации аграрного имиджа регионов - позитивный, слабый негативный, смешанный, противоречивый, чрезмерно привлекательный имидж.
В целях эффективного развития аграрного имиджа региона рациональным представляется использовать положительный опыт различных регионов России в его укреплении. Например, опыт развития аграрного имиджа Краснодарского, Алтайского краев, Республики Татарстан, Удмуртии, Ярославской, Ульяновской, Владимирской и других передовых в сельскохозяйственном значении областей.
Для эффективного формирования аграрного имиджа региона необходимо, чтобы он соответствовал определенным условиям:
- распространяемый аграрный имидж региона должен реально отражать положение дел в сельском хозяйстве внутри региона;
- аграрный имидж региона должен быть таким, чтобы в него можно было поверить;
- аграрный имидж должен быть простым, так как наличие множества различных и взаимоисключающих имиджей может привести к сомнениям при принятии различного рода решений.
- аграрный имидж региона должен иметь (цель)призыв, который должен отражать то, почему люди должны хотеть вести здесь сельское хозяйство, инвестировать сюда свои деньги;
- аграрный имидж региона должен быть оригинальным.
В последнее время проблема аграрного имиджа региона - прерогатива не только специалистов сферы агропромышленного комплекса. Необходимо уделять много внимания: сотрудничеству со СМИ, рекламному характеру краеведческой литературы, государственной символике национальных республик, активное использование культурных традиций - теперь все «работает» на создание имиджа.
Все аспекты жизни региона должны в конечном счете сформировать благоприятный аграрный имидж. И, безусловно, не последнюю роль здесь играют СМИ.
Развитие аграрного имиджа региона представляет собой направление управленческой деятельности, состоящей в разработке приоритетов, убеждений, представлений и впечатлений людей об сельском хозяйстве, агропромышленном комплексе, аграрном секторе экономики этого региона. Развитие аграрного имиджа региона должно опираться на знание закономерностей сельскохозяйственного развития региона, функций, выполняемых им в системе разделения сельскохозяйственного труда, основных факторов внешней среды, оказывающих влияние на протекание социально-экономических процессов в регионе.
Методология развития аграрного имиджа регионов формируется в России под влиянием зарубежного опыта, а также с учетом традиций советского планирования. В каждом регионе страны складывается особое сочетание различных методических инструментов. Современное состояние теории и практики развития аграрного имиджа регионов в Российской Федерации характеризуется тем, что:
- стратегическое планирование развития имиджа сельского хозяйства региона осмыслено научным сообществом, однако отдельные аспекты требуют совершенствования;
- разработан методический инструментарий стратегического планирования развития имиджа сельского хозяйства, что позволяет организовать процесс разработки стратегий по различным направлениям;
- состав консультантов, экспертов, применяющих технологии стратегического планирования развития имиджа сельского хозяйства региона должен постоянно повышать качество своей работы, результат их работы не должен быть превращен в бизнес-процесс без эффективного претворения в жизнь.