Практика антикоррупционной деятельности: сравнительный анализ отечественной и зарубежного опыта

№71-1,

экономические науки

В статье говорится о последствиях деятельности коррумпированных должностных лиц , а так же о методах борьбы с ней в зарубежных странах.

Похожие материалы

Коррупция как общественно-финансовая группа выражает отбор, формирование и сохранение коррупционных взаимоотношений, формирующийся между должностными лицами и физическими и юридическими лицами согласно предлогу применения способностей занимаемой должности с мишенью извлечения индивидуальной выгоды во вред третьей стороне (обществу, стране, компании).

Увеличение коррупции отрицательно влияет абсолютно на все грани социальной жизни. Особенно необходимо выделить такие ее сокрушительные последствия:

  • коррупция никак не дает возможность стране достичь реализации важных пред ним проблем (к примеру, назначение на пост за взятку приводит к уменьшению производительности деятельности и приносит ущерб);
  • коррупция губит инвестиционный фон, в результате чего индивидуальному бизнесу никак не остается ровным счетом ничего другого, как стараться к получению быстрого дохода (зачастую сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а требование для долговременного инвестирования отсутствует;
  • коррупция ведет к удорожанию управленческого аппарата (вымогательство в конце концов отображается на налогоплательщике, и в следствии некто должен оплачивать за обслуживание в несколько раз больше);
  • если коррупция выражается в форме «черных» комиссионных, в таком случае это приводит к уменьшению общей суммы денег, обращаемых на удовлетворение социальных нужд;
  • коррупция оказывает разрушительное воздействие на управленческий аппарат как в государственной так и в негосударственной областях, сбавляя заинтересованность для добросовестной деятельности;
  • коррупция в высших уровнях власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под подозрение их справедливость;
  • народу, убежденному в подкупности политической элиты, сложно удержаться от того, чтобы также не «поживиться за счет других»;
  • продажный управленческий штат психологически никак не готов жертвовать собственными индивидуальными увлечениями ради процветания общества и страны;
  • коррупция обессмысливает справедливость, так как правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше моральных самозапретов;
  • коррупция создает опасность демократии, так как лишает население нравственных стимулов к участию в выборах;

Коррупция способна причинить большой ущерб экономике. Из-за нее стремительно понижаются размеры вложений в связи с возможной перспективой добровольных действий со стороны государственных служащих. Она также сокращает конкурентную борьбу из-за выдачи разрешений скорее более крупному предстателю, нежели более результативному потребителю [4, с. 33].

Проведённый анализ особенностей борьбы с коррупционными правонарушениями в ряде иностранных государств дает возможность сформировать представление об основах передовой государственной антикоррупционной стратегии, формирование каковых необходимо в России. Во-первых, сильное политическое желание верховного руководства государства к борьбе с коррупцией и сформированная на её основе общая национальная политика в области борьбы с коррупцией, содержащая совокупность граней государственного, политического, финансового, общественного и правового характера. Во-вторых, организованный социальный надзор со стороны цивильного общества за всей системой правительственного администрирования (незаменимым условием для этого считается создание атмосферы прозрачности) и гарантированная возможность возбуждения в этих рамках уголовного преследования правонарушителей. В-третьих, строгая подотчётность персон, наделённых властными полномочиями, пред действительно самостоятельным органом, исполняющим наблюдение чистоты работы государственных и муниципальных служащих, а так же наделённым полномочиями по привлечению к ответственности должностных персон вне зависимости от их положения в иерархической структуре власти. Эти положения, как представляется, представляют собой основу эффективной государственной антикоррупционной политики.

Утраты, которые несут от коррупции правительство и социум в Российской федерации, до такой степени значительны, что всевозможные рациональные расходы на реализацию антикоррупционного проекта гарантируют скорую ответную реакцию, в несколько раз превышающую инвестиции. Соперничество с коррупцией — проблема непростая и антикоррупционная стратегия должна быть стабильной составляющей общегосударственной политики.

В арсенале международной практики борьбы с коррупцией можно выделить операцию «Шейх» 70-х годов, Соединенные Штаты Америки. Агенты Федерального бюро расследований под видом богатых арабов предлагали взятки крупным госслужащим, членам палаты представителей конгресса , губернаторам. Многим довелось поставить крест на карьере. Подобная акция произошла в Италии в 1992 году под названием «Чистые руки», задержаны десятки крупных и множество мелких госслужащих и представителей экономического общества. Согласно речи координатора акции Д. Д. Амброзо, итальянцы стали относиться к коррупции, как к преступлению, а раньше относились абсолютно спокойно. Проект «Чистые руки» в Литве, в процессе которой рассматривались неизвестные сообщения по телефону о злоупотреблениях госслужащих. 40% претензий, рассмотренных прокуратурой, подтвердились [5, с. 5].

Необходимы кардинальные перемены, как структуры правительственного агрегата, таким образом и компонентов развития общегосударственной политики. Само изменение потребует вовлечения представителей структур цивильного общества и цивильного хода подготовки заключений на самых ранних стадиях [5, с. 32].

В силу сказанного изучение вопросов борьбы с коррупционными правонарушениями, исследование собранного иностранными государствами и мировым сообществом навыка в данной области, создание стратегии и тактики противодействия коррупции в Российской Федерации представляются нам весьма важными.

Таким образом, существуют все без исключения предпосылки сказать, то что коррупция, как общественно-опасное явление, присуще любому государству, на какой бы степени развития оно ни находилось. К сожалению, в области борьбы с данным негативным феноменом в Российской федерации сейчас больше крахов, чем успехов, но никак не нужно утешать себя этим, то что коррупция считается как бы «вечной категорией, что она родилась вместе с государством и может погибнуть только вместе с ним», так как является допустимым удерживать её в конкретных рамках и образцом этому предназначается положительный опыт иностранных государств.

Список литературы

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 21.02.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 17 июня. - №25. - Ст. 2954.
  3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г.).
  4. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 г., №174).