Актуальность исследования обусловлена тем, что переход на рыночную экономику страны требует от предприятий (организаций) повышения эффективности управления хозяйствующих субъектов.
Комплексная оценка предприятия — это, прежде всего анализ состояния предприятия, целью которого является определение комплексных показателей[1]. Без подробного и точного анализа, в наше время, довольно непросто принять верные управленческие решения.
Анализ — это разложение целого на составные части. «Анализ» рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Также в систему управления входят следующие взаимосвязанные функции: планирование, учет, анализ и принятие управленческих решений[2].
Составление плана — существенная роль, его основная цель: предоставление планомерности развития экономики организации, определение путей достижения лучших конечных результатов производства[3].
Следующая функция управления предприятием — учет. Задача учета: сбор, систематизация, обобщение данных для управления производством и контроль выполнения планов и производственных процессов[4].
Роль анализа — осуществлять сравнение достигнутых результатов предприятия с сведениями за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. Анализ обеспечивает научность принятия решений[5].
На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.
Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам: по отраслевому признаку; технико-экономический анализ; финансово-экономический анализ; управленческий анализ; социально-экономический анализ; экономико-статистический анализ; экономико-экологический анализ; может быть комплексным и тематическим и т.д. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне[6].
Чтобы провести анализ, следует владеть следующими данными:
- О технической подготовке производства;
- Нормативные документы;
- Хозяйственный учет;
- Плановую информацию;
- Отчетность[7].
После проведения комплексного анализа предприятия, разрабатываются мероприятия с целью ликвидации его недочетов и обнаружение ресурсов с целью увеличения производительности работы предприятия. Комплексный анализ хозяйственной деятельности также необходим для того, чтобы грамотно подготовить и обосновать принимаемые управленческие решения[8].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что комплексный анализ подразумевает применение системы показателей с целью получения определенной характеристики предприятия. Рассмотрим систему показателей деятельности достигнутые Администрацией МР Дюртюлинский район.
Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан: экономическое развитие; дошкольное образование; общее и дополнительное образование, культура; физическая культура и спорт; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; организация муниципального управления; энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется по 40 показателям за 3 года, предшествующих отчетному, отчетный год и планируемые значения показателей оценки эффективности работы органов местного самоуправления[9].
При подготовке доклада использовались официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, результаты социологических опросов и данные подразделений администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
Таблица 1. Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
№ |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Факт на 2017 |
План на 2018 |
Экономическое развитие | ||||
1 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
процентов |
37,70 |
37,81 |
Дошкольное образование | ||||
2 |
Доля детей в возрасте 1 — 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или)услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 — 6 лет |
процентов |
73,90 |
74,20 |
Культура | ||||
3 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности |
процентов |
0,00 |
0,00 |
Физическая культура и спорт | ||||
4 |
Доля обучающихся, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности обучающихся |
проценты |
68,00 |
68,75 |
Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем | ||||
5 |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя — всего |
кв. метров |
25,50 |
25,81 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||
6 |
Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами |
процентов |
100,00 |
100,00 |
Организация муниципального управления | ||||
7 |
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) |
процентов |
41,40 |
42,40 |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности | ||||
8 |
Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах: |
|||
Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах — холодная вода |
куб. метров на 1 проживаю-щего |
19,60 |
20,20 |
|
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями: |
||||
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями — природный газ |
куб. метров на 1 человека населения |
22,10 |
22,30 |
Таким образом, комплексная оценка хозяйственной деятельности организации, проводиться через определенные запланированные промежутки времени собственными силами организации в целях определения уровня своего развития.