Развитие любого современного крупного города неизбежно связано с необходимостью решения целого ряда постоянно возникающих проблем. Одна из наиболее острых проблем связана с организацией транспортных потоков.
Небольшой город, в котором проживает достаточно скромное количество населения, практически не имеет транспортных проблем. Но с развитием площади городских кварталов и увеличением их количества непременно наступает момент, когда размеры транспортных магистралей, особенно в центральной части города, перестают справляться с возрастающим потоком транспорта. В результате возникает реальная угроза получить в обозримой перспективе транспортный коллапс. Поэтому актуальными являются вопрос оценки загруженности центральных улиц города и перспективы перераспределения транспортных потоков
Выполнено исследовании важной транспортной артерии города Волжский — бульвара Профсоюзов.
Бульвар Профсоюзов связывает две важнейшие транспортные магистрали города — улицу им. генерала Д.М. Карбышева и улицу Мира. Длина бульвара составляет 900 метров от пересечения с ул. Карбышева до площади Труда. Имеются три Т-обрзных перекрёстка, оборудованных светофорами.
Поскольку бульвар Профсоюзов является одной из центральных улиц, по нему проходят большие транспортные и пассажирские потоки. Наличие большого транспортного потока и значительного числа маршрутов городского общественного пассажирского транспорта привело к высокой интенсивности движения транспортных средств, а из-за большого количества маршрутных такси (автомобили «ГАЗель») на проезжей части возникают заторы, на остановочных пунктах образуются очереди, автобусы останавливаются для посадки и высадки пассажиров в два ряда. В связи с указанными факторами рассматриваемая автомобильная дорога находится на одном из первых мест в городе по количеству дорожно-транспортных происшествий. За период 2014-2015 гг. наблюдается увеличение ДТП с 3 до 4, т.е на 33,3%. (Таблица 1)
Наименование улиц | 2014 | На 1 км | 2015 | На 1 км | Дин. |
Ленина | 61 | 6,1 | 52 | 5,2 | -14,8 |
Карбышева | 39 | 6,5 | 31 | 5,2 | -20,5 |
Мира | 25 | 5,0 | 27 | 5,4 | 8,0 |
Пушкина | 20 | 2,5 | 18 | 2,3 | -10,0 |
Дружбы | 1 | 0,3 | 9 | 2,3 | 800,0 |
Александрова | 10 | 2,0 | 9 | 1,8 | -10,0 |
Энгельса | 4 | 2,4 | 8 | 4,7 | 100,0 |
Горького | 2 | 0,7 | 100,0 | ||
Коммунистическая | 3 | 2,3 | 5 | 3,8 | 66,7 |
Молодежная | 2 | 1,3 | 1 | 0,7 | -50,0 |
Профсоюзов | 3 | 3,0 | 4 | 4,0 | 33,3 |
Химиков | 1 | 1,3 | 8 | 10,0 | 700,0 |
Пионерская | 3 | 1,8 | 3 | 1,8 | 0,0 |
Оломоуцкая | 12 | 5,0 | 9 | 3,8 | -25,0 |
40 лет Победы | 6 | 2,6 | 5 | 2,2 | -16,7 |
87 Гвардейская | 5 | 2,5 | 6 | 3,0 | 20,0 |
Дорога №5 | 3 | 1,7 | 1 | 0,6 | -66,7 |
Дорога № 6 | 13 | 1,4 | 4 | 0,4 | -69,2 |
Дорога №7 | 10 | 1,7 | 3 | 0,5 | -70,0 |
Дорога на ЛПК | 3 | 0,3 | 5 | 0,5 | 66,7 |
Дорога на Волгоград | 7 | 0,9 | 7 | 0,9 | 0,0 |
Дорога на Ср. Ахтубу | 5 | 1,7 | 12 | 4,0 | 140,0 |
Дорога на о.Зеленый | 5 | 2,5 | 1 | 0,5 | -80,0 |
Прочие | 32 | 0,1 | 38 | 0,1 | 18,8 |
Также на увеличение количества ДТП влияет большое количество припаркованного транспорта в правой полосе, особенно на участке от ул. Карбышева до ул. Машиностроителей; отсутствие защитных ограждений вдоль дороги, из-за чего пешеходы могут беспрепятственно выходить на проезжую часть в любом месте; несоответствие конструкции остановочных пунктов требованиям нормативных документов. Эти причины оказывают значительное воздействие на уменьшение пропускной способности, в результате чего предприятия и организации несут экономические потери.
С целью определения пропускной способности и уровней удобства движения на участках проезжей части произведены замеры в течение часа пик проезда общественного транспорта: утром с 7:00 до 8:00 и вечером с 16:30 до 17:30 в будний день.
Пропускную способность отдельных участков автомобильных дорог измеряют, чтобы определить возможность пропуска колонн автомобилей, получить дополнительные коэффициенты снижения пропускной способности, а также оценить эффективность мероприятий по повышению пропускной способности. При этом могут быть использованы два способа: на основе измерения скоростей движения и плотности потока; ежеминутный подсчет проходящих автомобилей в течение часа.
Первый способ можно применять для оценки пропускной способности полосы движения. Измеряют скорости только одиночных автомобилей при низкой интенсивности движения.
При использовании второго способа осуществляют непосредственный подсчет автомобилей, проходящих через рассматриваемый элемент дороги.
Максимальную плотность qmax определяют путём организации с помощью работников ГИБДД кратковременного затора на рассматриваемом участке автомобильной магистрали. При использовании второго способа осуществляют непосредственный подсчёт автомобилей, проходящих через рассматриваемый элемент дороги.
При определении пропускной способности использован второй способ — непосредственный подсчет автомобилей, проходящих через рассматриваемый элемент дороги.
Результаты замеров величины транспортного потока представлены в табл.2.
Время | Длина участка | Количество автомобилей, ед. | |
В час | На 1 км пути | ||
7:00-8:00 | 1000м | 1780 | 76 |
16:30-17:30 | 1000м | 1700 | 73 |
В результате замеров определено, что на обследуемом участке в период времени с 7 до 8 часов утра проехало 1780 ед. транспорта, на 1 км пути находилось одновременно 76 автомобилей, с 16:30 до 17:30 проехало 1700 ед. транспорта, на 1 км пути находилось одновременно 73 автомобиля.
При этом пропускная способность на этом участке дороги с 7:00 до 8:00 должна равняться 1802авт/час, с 16:30 до 17:30 — 1731 авт/ч.
Таким образом, определены расчётная и фактическая пропускные способности участка дороги (табл.3).
Время | Пропускная способность дороги, авт./ч | |
Расчетная | Фактическая | |
7:00-8:00 | 1802 | 1780 |
16:30-17:30 | 1731 | 1700 |
Самым сложным с точки зрения организации движения и загруженности является перекрёсток бульвара Профсоюзов и улицы им. генерала Д.М. Карбышева. Проведено исследование движения транспорта на данном перекрёстке.
Для рассматриваемого перекрёстка проведено исследование интенсивности движения по всем направлениям. Замер интенсивности проводился в период «часа пик» с17-00 до 19-00 в будний день. Для обобщения данных рассчитана приведённая интенсивность (табл. 4,5,6). С целью упрощения наблюдений все полосы движения на перекрёстке пронумерованы (рис. 1).

После определения интенсивности видно, что наиболее загруженными являются 6,7,8 полосы. По всем полосам определено процентное соотношение типов транспортных средств (табл. 7). Данные для наиболее загруженного направления представлены на рис.2.
Время наблюдения | Количество и типы транспортных средств | Приведённая интенсивность движения, ед/ч | |||
грузовые | легковые | автобусы | Автобусы малой вместимости | ||
0-15 мин | 5 | 52 | 4 | 50 | 596 |
30-45 мин | 6 | 59 | 3 | 47 | 602 |
60-75 мин | 1 | 48 | 5 | 52 | 572 |
90-105 мин | 5 | 60 | 2 | 53 | 622 |
Средняя часовая приведённая интенсивность движения, ед/час | 598 |
Время наблюдения | Количество и типы транспортных средств | Приведённая интенсивность движения, ед/ч | |||
грузовые | легковые | автобусы | Автобусы малой вместимости | ||
0-15 мин | 15 | 137 | 2 | 21 | 818 |
30-45 мин | 14 | 147 | 1 | 13 | 826 |
60-75 мин | 16 | 135 | 1 | 18 | 788 |
90-105 мин | 11 | 151 | 4 | 21 | 890 |
Средняя часовая приведённая интенсивность движения, ед/час | 831 |
Время наблюдения | Количество и типы транспортных средств | Приведённая интенсивность движения, ед/ч | |||
грузовые | легковые | автобусы | Автобусы малой вместимости | ||
0-15 мин | 14 | 176 | 7 | 70 | 1320 |
30-45 мин | 12 | 161 | 5 | 66 | 1196 |
60-75 мин | 6 | 182 | 5 | 78 | 1304 |
90-105 мин | 11 | 170 | 8 | 68 | 1276 |
Средняя часовая приведённая интенсивность движения, ед/час | 1274 |
Тип транспортных средств | Направление движения | |||||
1,2 полосы | % | 3,4,5 полосы | % | 6,7,8 полосы | % | |
Легковые | 219 | 48,4 | 570 | 80 | 689 | 66,3 |
Грузовые | 17 | 3,8 | 59 | 8,3 | 43 | 4,1 |
Автобусы | 14 | 3,1 | 11 | 1,5 | 25 | 2,4 |
Автобусы малой вместимости | 202 | 44,7 | 73 | 10,2 | 282 | 27,2 |
Итого | 452 | 100 | 713 | 100 | 1039 | 100 |

По результатам проведённых расчетов и наблюдений для повышения безопасности движения на бульваре Профсоюзов предлагается:
- Для уменьшения вероятности выхода пешехода на проезжую часть и создания тем самым аварийной ситуации, предлагается установить турникетное заграждение вдоль проезжей части. Это затруднит выход к проезжей части, и пешеходы вынуждены будут идти до ближайшего перехода, чтобы перейти улицу;
- Организовать «зеленую волну» для скорости движения 55 км/ч и 35 км/ч. В первом случае «зеленая волна» организовывается для хороших дорожных условий (хорошая видимость и нескользкое покрытие проезжей части). Во втором случае — для неблагоприятных дорожных условий (недостаточная видимость, туман или обледенелое покрытие проезжей части). Снижение скорости движения позволит уменьшить вероятность возникновения ДТП. В целом организация «зеленой волны» позволит уменьшить расход топлива, простои автомобилей на перекрестках и увеличить пропускную способность дороги, сократить время движения на этом участке дороги;
- Регулярно наносить дорожную разметку на проезжую часть. Необходимо нанести линию разметки 1.3 для визуального разделения транспортных потоков встречных направлений. Для безопасного перехода проезжей части пешеходами и установить соответствующие дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 для информирования водителей и пешеходов;
- На всех перекрестках установить знаки 6.2 рекомендованной скорости для информирования водителей об организации « зеленой волны»;
- Установить знаки «Остановка запрещена» на участке от ул.Машиностроителей до ул.Карбышева в обоих направлениях. Ужесточить меры работников ГИБДД в районе действия этих знаков.