Подготовка будущих учителей и юристов к организации профилактической деятельности в общеобразовательных школах

№58-3,

Юридические науки

В статье рассматривается подготовка будущих учителей и юристов к организации профилактической деятельности в общеобразовательных школах. С целью подготовки профессиональных и качественных педагогов необходимо повысить престиж труда и авторитет учителей.

Похожие материалы

Эффективность профилактической деятельности зависит от компетентности работников образовательной системы и правоохранительных органов, их профессионализма, нравственного облика, от подготовленности к этой деятельности.

Гуманность и благородство, самоотверженность и милосердие, умение посвятить себя интересам обездоленных, ущербных, запущенных детей и подростков, согреть из – для работников образовательной сферы обязательные качества, определяющие их профессиональную пригодность и зрелость. С целью подготовки таких работников следует временно повысить престиж труда, создать условия для качественной работы обеспечить максимальный уровень к их труду.

Одной из основных фигур в предупреждении неправомерного поведения школьников в советские времена был учитель, чья роль и авторитет в наше время значительно понизились. Необходимо кардинально изменить данную неблаговидную ситуацию, поднять в глазах подрастающего поколения авторитет учителя, основная цель работы которого – воспитание растущего человека как личности с правомерным поведением и общечеловеческими ценностями.

Действенным условием повышения эффективности первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения детей и подростков в учреждениях образования является ее грамотная системная организация, специальная подготовка и взаимодействие участников образовательного процесса.

Велика ответственность учителя за свой труд. Перед бедующим и настоящим, перед обществом, перед своей совестью отвечает учитель за то, кем и какими станут его ученики. Конечно, не только от учителя зависит судьба подрастающего поколения. Кроме школы, воспитанием занимаются семья и общественность. Да и сам ребенок активно учувствует в формировании своего характера.

Вся жизнь ребенка – это непрерывный процесс воспитания и самовоспитания, требующий чуткого, бережного руководства со стороны взрослых.

Практика доказывает, что без решения проблемы кадров, способных профессионально грамотно работать с несовершеннолетними правонарушителями, никакие даже самые совершенные общегосударственные и религиозные программы, планы борьбы с преступностью, обоснованные экономическими и обеспеченные организационно, не способны принести позитивных сдвигов и изменений в ее динамике.

В профилактике преступности несовершеннолетних особая роль принадлежит работникам правоохранительных органов. В этой связи актуально становится подготовка будущих юристов к организации профилактической деятельности несовершеннолетних.

По мнению большинства опрошенных работников образования и правоохранительных органов, для успешного противодействия преступности несовершеннолетних наиболее важно не увеличение численности работников и структурных подразделений ОВД, а большая добросовестность профессионализм, но главное – знание индивидуальной и групповой психологии несовершеннолетних. Вместе с тем психология несовершеннолетних требует обширных специальных знаний по педагогике и социологии. Для воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями требуются не столько юридические, сколько психологические и педагогические знания и, естественно, представители субъектов профилактики должны ими обладать. Знание индивидуальной и групповой психологии повысит эффективность воспитательной работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволит выбирать оптимальные меры воздействия применительно к каждой конкретной группе и ее участнику. Кроме того, наличие таких знаний позволит провести специализацию не только работников, но и соответствующих органов по работе с несовершеннолетними.

Студентов юридических факультетов важно готовить не только к правоприменительной, но, что особо важно, и к профилактической деятельности. Поэтому возникает необходимость введения на юридических факультетах университетов новых спецкурсов, таких как: «Предупреждение правонарушений среди школьников», «Работа с педагогически запущенными учащимися», и т.д.; организации изучения курса методики правового воспитания подростков. Важно, чтобы студенты изучали не только личность трудового подростка, но и научились приемам и методам профилактической работы.

Изучение проблем профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних поможет будущим юристам внести в дальнейшем существенную лепту в предупреждение неправомерного поведения подрастающего поколения.

Современная система подготовки требует обновления содержания и повышения качества образования с учетом требований времени на базе новых педагогических и информационных технологий. Будущий юрист должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты.

Настала объективная необходимость объединить работников народного образования и правоохранительных органов для решения данной проблемы. Важно постоянно в образовательных учреждениях проводить правовые олимпиады, викторины, КВН, смотры-конкурсы организации правового обучения, Дни правовых знаний с участием работников правоохранительных органов, студентов юридических факультетов бесед со школьниками, что не только повысило бы уровень правовых знаний, но и способствовало укрепления доверия подростков к правоохранительным органам. Только совместными усилиями можно повысить уважение школьников к закону, повысить правосознание и правовую культуру.

Следует отметить эффективность эксперимента, проведенного в некоторых институтах МВД России, на базе которых открыта ювенально-правовая специализация. Например, в Воронежском институте ВМД России составлен учебный план, который полностью соответствует Государственному стандарту и включает в себя ряд инновационных правовых дисциплин, среди которых можно выделить следующие курсы: «Правовая защита семьи и несовершеннолетних», «Ответственность несовершеннолетних по российскому праву», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Организация деятельности оперативных аппаратов и подразделений по делам несовершеннолетних». По вашему мнению, во всех юридических вузах возникает необходимость создания специализированных групп по подготовке специалистов -ювеналистов.

Во многих педвузах России осуществляется целенаправленная подготовка специалистов для образовательных учреждений, выполняющих работу по профилактике коррекции школьной дезадаптации. С целью повышения эффективность профилактической деятельности необходимо создать систему специализированного отбора и обучения в органах полиции комиссиях по делам несовершеннолетних, в школах-интернатах и детских домах, специальных учебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях , молодежных общежитиях, во внешкольных учреждениях, а так же по месту жительства детей и подростков. Надо обеспечить для них в первоочередном порядке все необходимые бытовые жилищные и иные материальные условия, внедрить системы постоянного повышения деловой квалификации морального и материального стимулирования.

Актуальным в настоящее время является значительное улучшение подготовки учителей к классному руководству. Использование в социализации и ресоциализации подростков всего педагогического потенциала региона, всех воспитательных возможностей школы, семьи и общественности требует многогранной организационной работы. Такая профилактика способствует выработке у будущего классного руководителя определенных навыков профессиональной работы.

Необходимо отметить, что существенное повышение эффективности процесса общеправовой подготовки посредством внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий, направленных, прежде всего на реализацию идей личностно-ориентированного образования, приводит в конечном итоге к достижению поставленной общей цели - повышению качества правового образования будущих юристов и формированию антикоррупционного мировоззрения.

Список литературы

  1. Новиков А.Н., Букалова Г.В. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. N 2. С. 39 - 42.
  2. Радченко П.А. Применение инновационных технологий в обучении студентов юридических вузов: Дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2000.
  3. Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной средней школы. Чита, 2009