Вопросы подростковой преступности и профилактики правонарушений несовершеннолетних являются одними из важных направлений государственной политики. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритет должен быть отдан созданию и развитию дружественного к ребенку правосудия, основными задачами которого являются введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку. В этой связи особого внимания требуют несовершеннолетние, привлеченные к уголовной ответственности.
Разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей предусматривает комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации. При этом существенное значение, по мнению исследователей и практиков, уделяется причинам противоправных действий в подростковой среде, так как установлено, прежде чем работать с последствиями, необходимо выявить источник, который формирует делинквентное поведение [1].
В 2015 году при поддержке Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края для решения задач проекта «Социальная профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода» (реализуемого Алтайской краевой женской общественной организацией «Отклик» при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) нами проведено исследование причин преступности несовершеннолетних и методов их профилактики по г. Барнаул. В исследовании приняли участие специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работающие с подростками, привлеченными к уголовной ответственности.
Обращаясь к полученным данным, отметим, что по вопросу «Укажите основные, по Вашему мнению, причины преступности несовершеннолетних» доминируют «семейное неблагополучие» - 83,3%, «незанятость несовершеннолетних» - 76,2%, «криминальное окружение» - 64,3%. В числе факультативных причин: трудная жизненная ситуация, стремление к неформальным общественным группировкам, подражание старшим, правовая неграмотность несовершеннолетних, недостатки воспитания в образовательных организациях, несогласованность действий специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, мягкость наказания. Известно, что знание причин и их нейтрализация является важным в индивидуальной профилактической работе, поэтому далее мы обратились к изучению методов профилактики. На основании полученных ответов установлено, что используемые специалистами методы можно разделить 4 группы:
- педагогические («формирование у несовершеннолетних социально одобряемых норм поведения», «воспитательная работа», «организация позитивного смыслосодержащего досуга» и др.);
- психологические («тренинги антиагрессивности с несовершеннолетними», «психологическая помощь», «психопрофилактические беседы» и др.);
- социальные («технология социального проектирования», «социальный патронаж», «контроль ситуации в семье», «вечерние профилактические рейды», «вовлечение неблагополучных семей и семей ТЖС в реализацию различных проектов»);
- комплексные («координация деятельности специалистов», «демонстрация видеоматериалов», «тематические мероприятия», «привлечение несовершеннолетних в комнату социальной и психологической помощи, где применяются медиативные технологии и используется сенсорное оборудование», «правовое просвещение», «индивидуальные консультации», « школьная служба примирения»).
Проведенное исследование показало, что методы профилактического воздействия эффективны, если они реализуются комплексно на основе межведомственного подхода.
Для усиления результативности деятельности по социальному сопровождению несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности специалистами предложен ряд рекомендаций:
- в сфере межведомственного взаимодействия («совершенствование законодательства, налаживание межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних», «разработка и реализация совместных социальных проектов, направленных на включение несовершеннолетних в ценностно-ориентационную деятельность», «разработка и реализация межведомственных программ повышения квалификации для практиков», «совместное повышение квалификации психологов, специалистов по социальной работе, педагогов, юристов, медицинских работников», «ежегодное проведение межведомственного мониторинга причин преступлений несовершеннолетних и методов работы с несовершеннолетними группы социального риска», «реализация межведомственного подхода на всех уровнях - первичная, вторичная и третичная профилактика преступлений»);
- в сфере социально-полезной занятости несовершеннолетних («регулярное проведение мероприятий в соответствии с действующим законодательством», «организация досуговой занятости несовершеннолетних», «контроль за несовершеннолетними всеми службами системы профилактики, важно развивать инфраструктуру для занятости подростков - стадионы, спортзалы, клубы по интересам и другое материально-техническое оснащение», «создание условий, прежде всего доступности, для социально-полезной занятости несовершеннолетних по интересам: спортивные секции, добровольческие отряды, трудовые бригады, семейные/подростковые клубы, интенсивы выходного дня»);
- в сфере информационной поддержки и первичной профилактики («выпуск и продвижение социальной рекламы по привлечению внимания населения к проблеме профилактики преступлений несовершеннолетних», «включение общественности в деятельности по индивидуальному сопровождению несовершеннолетних по месту жительства», «раннее выявление семейного неблагополучия, усиление мер первичной профилактики по месту жительства»);
- в сфере правового обеспечения («изменение законодательства», «коренной пересмотр способов работы ответственных социальных служб»);
- в сфере кадрового обеспечения («регулярное проведение курсов повышения квалификации специалистов по реализации инновационных технологий работы с несовершеннолетними», «обучение медиаторов», «проведение супервизий», «повышение заработной платы работников социальной сферы», «методическое сопровождение специалистов», «супервизорская поддержка и профилактика эмоционального выгорания», «дополнительное обучение и повышение квалификации»).