Понятия, схемы и таблицы в рамках использования интерактивных методов на уроках обществознания

№58-3,

юридические науки

В данной статье рассматривается эффективность использования понятий, схем и таблиц на уроках обществознания. При изучении курса обществознания использование таблиц и схем делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, и поэтому способствует повышению их интереса к освоению материала, а так же дает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников.

Похожие материалы

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию в новых ФГОС являются знание ключевых понятий курса, умение применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий и социальных явлений. Значительное число заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию проверяют умение обучающихся работать с понятиями: давать определение, раскрывать основные понятия курса, составлять с ним два информативных предложения, которые могут отражать определенные теоретические или фактические обществоведческие данные, на основе приобретённых знаний формировать собственные суждения и аргументы.

При изучении курса обществознания использование таблиц и схем делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, и поэтому способствует повышению их интереса к освоению материала, а так же дает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников. Применение таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик. К тому же у учащихся юношеского возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий. Они помогают систематизировать, классифицировать материал, «свертывать» его в некие логические, наглядно воспринимаемые структуры, позволяют организовать продуктивную работу с учебником.

Особенно полезно использовать наглядные схемы и таблицы при блоковом (тематическом) обучении в качестве источника знаний, зрительной опоры в рассказе учителя, при закреплении пройденного материала. Графическая схема помогает разбить сложный вопрос на несколько отдельных проблем. Она позволяет отобразить их в условной форме, установить взаимосвязи между составляющими ее элементами и компонентами.

Использование схем (таблиц) при проверке знаний способствует выявлению умений обучающихся оперировать изученным материалом, конкретизировать его. Обучающимся предлагается дополнить логическую схему или заполнить различные виды таблиц, используя полученные теоретические знания. Предлагаемая работа помогает разнообразить виды и формы проверки[4].

Сегодня определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках обществознания, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учится. Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения[3].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения[5].

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры. Работа с документами и различными источниками информации[2].

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей).

Существуют некоторые правила, которые полезно учитывать, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания.

В процессе интерактивного обучения можно применять различные формы урока, но наиболее результативными являются семинары и практические работы. Для того, чтобы обучение было эффективным, нужно задействовать все основные сенсорные системы человека - визуальные, акустические и кинестетические. Одним из тех приборов, который может успешно решать задачи донесения знания до учеников в максимально воспринимаемом виде, является интерактивная доска. Чаще всего интерактивные доски используются для преподавания обществознания в средних и старших классах[5].

На интерактивной доске можно работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. При работе с ней могут быть задействованы различные каналы восприятия: визуальные, аудиальные и кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения таблицы и диаграммы, которые можно передвигать как угодно и быстро переключать. Также дети взаимодействуют с объектами физически, передвигая изображения или их части - числа, слова и картинки своим пальцем.

Таким образом, можно сделать вывод а том, что компьютер, ноутбук, проектор и интерактивная доска являются важными и неотъемлемыми электронными гаджетами для проведения современных уроков обществознания. Запоминание информации учениками происходит быстрее, так как используется наглядность примеров через презентации, схемы, таблицы, видеофильмы.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 Мая 2012 г. №413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования // Российская газета. - 2012. - №5812.
  2. Абашкина О.А., Требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС [Электронный ресурс] /Абашкина О.А.// – Режим доступа: http://www.ufa-edu.ru/nimts/an-online-community-of-teachers-of-teachers/history-social-sciences-law-economics-internal-tabs-forum-for-teachers-of-this-category/sovr%20urok%20(2).doc
  3. Колотовкина С.Г., Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС / Колотовкина С.Г. // Отечественная и зарубежная педагогика - 2012. № 6 (9). С. 34-42.
  4. Поляков Л. В. Обществознание : глобальный мир в XXI веке : 11 кл. : метод. пособие / Л. В. Поляков, А. Н. Иоффе. — М. : Просвещение, 2008. — 176 с.
  5. Тушева Н.Н. Технология интерактивного обучения, как средство формирования ценностно - смысловых компетенций Наука и образование: новое время / Тушева Н.Н . 2014. № 3. 78-84 с.