Методические и организационные особенности практик в образовательных программах по подготовке бакалавров педагогического образования

№62-2,

педагогические науки

В рамках данной статьи раскрыты основные методические и организационные особенности практик в образовательных программах по подготовке бакалавров педагогического образования. Представлены рекомендации по совершенствованию развития профессиональной компетентности будущего учителя математики и информатики в процессе педагогической и научно-исследовательской практик.

Похожие материалы

Не секрет, что целевым компонентом педагогических и производственных практик в образовательных программах по подготовке бакалавров педагогического образования является поддержка процесса развития профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования, в частности в сфере научного исследования различных педагогических ситуаций и решения актуальных педагогических и методических проблем, решении прикладных профессиональных задач в условиях профессионально-педагогической деятельности в учебном заведении.

Виды практик в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования.
Рисунок 1. Виды практик в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования.

Следует отметить, что традиционно педагогическая практика в реализуемых образовательных программах подготовки бакалавров педагогического образования проводится на базе выбранной общеобразовательной школы. В процессе прохождения педагогической практики студентам педагогического бакалавриата необходимо предоставить следующие принципиальные возможности по выполнению учебно-воспитательных задач будущей профессиональной деятельности:

  • во-первых, возможность самостоятельно реализовывать заранее разработанный и согласованный с куратором педагогической практики план организационно-воспитательной работы с учениками;
  • во-вторых, возможность целенаправленной разработки и последующего проведения под контролем куратора педагогической практики системы уроков по одной из учебных тем и содержательно-методических линий [9] соответствующего школьного предмета;
  • в-третьих, студенту должна быть предоставлена возможность принять активное участие в организации и проведении различной внеклассной работы с учениками, как коррекционной направленности, так и развивающей направленности, спроектированной на основе углубленного, профильного содержания учебного предмета.
  • в-четвертых, исходя из итогов педагогической практики студенту педагогического бакалавриата должна быть предоставлена возможность отчета с последующим конструктивным анализом особенностей и результатов его учебно-воспитательной деятельности за время прохождения педагогической практики предоставляется методико-педагогическая отчетная работа, содержащая подробный анализ основных видов деятельности, включающей организационно-воспитательный, преподавательский, коррекционно-развивающий, проектировочный, диагностический и др. компоненты.
Особенности практик в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования.
Рисунок 2. Особенности практик в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования.

Обратимся далее к анализу планируемых результатов прохождения бакалавром педагогического образования научно-исследовательской и педагогических практик. Множество планируемых результатов связано со следующими аспектами будущей профессиональной деятельности выпускника педагогического университета:

  • проведение эффективной педагогической диагностики учащегося;
  • отслеживание динамики результатов освоения учащимся программы учебного предмета, выявление и анализ его индивидуальных достижений и проблем;
  • отбор и целесообразное использование различного инструментария исследования индивидуальных психологических особенностей школьников в процессе изучения ими различных учебных предметов;
  • эффективное взаимодействие с администрацией учебного заведения для своевременного и оптимального решения множества профессионально-педагогических задач;
  • использование различных форм и современных технологии обмена информацией с коллегами с целью оптимизации решения профессионально-педагогических задач [7];
  • определение сферы собственных профессиональных интересов, выявление наиболее значимых проблем и затруднения в процессе реализации профессионально-педагогической деятельности и подбор вариантов для их решения;
  • опора на ключевые компетенции [2, 3] и предметные компетенции [5, 6] при решении задач, связанных с профессиональным развитием.

Задачи педагогической практики направлены на:

  • глубокое и всестороннее понимание учащегося в учебно-воспитательном процессе;
  • систематическую подготовку, планирование и организацию образовательного процесса с учетом современных требований к результатам образовательной деятельности;
  • выработку оптимального поведения в рамках профессионально-педагогической деятельности в условиях интеграции информационных и педагогических технологий [4];
  • развитие навыков самообразования на основе рефлексивного компонента и возможности самооценки;
  • развитие навыков коммуникации, управления, поиска и обработки информации.

Рассмотренные аспекты нами адаптированы для системы подготовки будущих учителей математики и информатики [8, 10] в рамках системы бакалавриата. Разрабатываемый модульный подход [1] в подготовке учителя математики и информатики позволяет акцентировать внимание на развитие инновационных компонентов профессиональной компетентности в процессе прохождения научно-исследовательской и педагогической практик.

Список литературы

  1. Асланов Р. М. О., Матросов В. Л., Синчуков А. В., Матросов С. В. Модульный подход в подготовке учителя математики и информатики (на примере курса «Уравнения математической физики») // Наука и школа. – 2009. – № 2. – С. 14-17.
  2. Асланов Р. М. О., Синчуков А. В. Компетентносный подход в подготовке будущего учителя информатики и математики // Преподаватель XXI век. – 2008. – № 2. – С. 11-16.
  3. Асланов Р. М. О., Синчуков А. В. Компетентносный подход в подготовке будущего учителя математики // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – Т. 2. – № 1. – С. 132-134.
  4. Власов Д. А. Интеграция информационных и педагогических технологий в системе прикладной математической подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 109-117.
  5. Власов Д. А. Компетентностный подход к информатизации прикладной математической подготовки будущего учителя информатики // Информатика и образование. – 2009. – № 1. – С. 120-122.
  6. Власов Д. А. Компетентностный подход к проектированию педагогических объектов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2008. – № 6-2. – С. 124-127.
  7. Власов Д. А. Концепция прикладной математической подготовки будущего учителя информатики // Информатика и образование. – 2009. – № 8. – С. 123-124.
  8. Власов Д. А. Проектирование развития современной профессиональной компетентности будущего учителя математики (аспект экономической культуры): Дис. канд. пед. наук. М., 2001. – 200 с.
  9. Качалова Г. А., Власов Д. А. Проблемы подготовки будущего учителя математики к реализации содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» // Российский научный журнал. – 2011. – № 21. – С. 86-91.
  10. Синчуков А. В. Реализация прикладной направленности преподавания математической физики на математических факультетах в педагогической высшей школе: Дис. канд. пед. наук. М., 2006.