Правовые основы государственного регулирования тарифов в Республике Башкортостан

NovaInfo 58, с.301-304, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрываются правовые основы государственного регулирования тарифами в Республике Башкортостан, перечисляются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в указанной сфере. Раскрывается значение эффективного регулирования тарифной деятельности для развития российского государства.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ, ТАРИФЫ, ПРАВОВЫЕ АКТЫ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Текст научной работы

Государственное регулирование тарифов — сложный теоретический и практический процесс. Помимо принципов тарифообразования, он основан на экономических законах, а также с использованием тарифной политики региона.

Тариф — система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фир-мами и учреждениями. И в этом перечислении государство имеет отношение к установлению тарифов, для чего обратимся к функциям тарифов. Сущность стимулирующей функции тарифа выражается в поощрении или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров, поскольку с помощью тарифа можно стимулировать или дестимулировать научнотехнический прогресс; экономию затрат ресурсов; улучшение качества продукции; изменение структуры производства и потребления. Стимулирующую функцию еще называют регулирующей, поскольку она играет важную роль для адаптации рыночной экономики к изменениям. В условиях рынка экономическая система во многом является саморегулируемой, т.е. капитал уходит туда, где выгодно, и мобильность бизнеса стимулируется ценами. С помощью распределительной функции тарифа осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондами накопления и потребления, наконец, между различными социальными группами населения. Таким образом, выявляются два стратегических направления применения тарифа: управление тарифами и регулирование с помощью тарифов.

К правовым основам государственного регулирования тарифов в Республике Башкортостан относят Конституцию РФ, Конституцию РБ, Положение о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 г. N 404; Приказ Минфина РБ от 31.12.2015 N 258 (ред. от 14.03.2016) "Об утверждении Положения об установлении, детализации и определении порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету Республики Башкортостан и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан" утверждает перечень целевых статей, среди которых выделяется Государственная программа "Государственное регулирование тарифов (цен) в Республике Башкортостан". Постановление Правительства РБ от 07.12.2005 N 270 (ред. от 15.04.2014) "О мерах по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в Республике Башкортостан", а также ряд других нормативно-правовых актов.

Именно сущность тарифа, как результата государственной деятельности и его стимулирующая функция заставляет производителей управлять ценами. Перераспределительная функция — одна из основных функций государства. Как частные пожертвования, так и любые фонды играют лишь незначительную роль в перераспределении части национального продукта на структурные изменения в промышленности и социальную защиту населения. Следовательно, перераспределительная часть функции цен принадлежит государству.

На цены во многом влияют внешние факторы, но управляются цены изнутри (продавцами), а регулируются извне (государством). Государственное регулирование тарифов — совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; установление процента ставки рефинансирования; регулирование валютного курса национальной денежной единицы. Государство воздействует на цены прямым или косвенным путем. Государственная политика цен — действия органов государственной власти и ценообразования, местного самоуправления, направленных на регулирование цен и тарифов в стране, а также контроль за соблюдением их уровня. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и в движении цен, установлении определенных правил ценообразования. Рассмотрим взаимодействие государства с предприятиями-монополистами. В целях государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий используются следующие методы: метод экономической обоснованности затрат; метод доходности инвестиционного капитала; метод индексации; контроль за экономической концентрацией (процессов слияний или поглощений крупнейшими компаниями своих конкурентов). По первому из них государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов. Прямое вмешательство государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. В процессе рыночных преобразований в России использовались следующие механизмы государственного регулирования уровней цен и тарифов. 1. Общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров. Данный метод применяется в условиях высоких темпов инфляции. Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная служба по тарифам в целях внесения стабильности в отношения между поставщиками и получателями энергии предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и иные факторы.

Читайте также

Список литературы

  1. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2010. № 2. С. 235-244.
  2. Насибуллин Р.Т., Фазлыев А.А. Социально-экономическая модернизация в России в контексте социального времени // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований 2016. С. 94-99.
  3. Насибуллин Р.Т. Предпринимательство как основа формирования среднего класса России // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008. № 4. С. 122.
  4. Насибуллин Р., Фатихов А. Инвестиционный климат как социологическая проблема // Общество и экономика. 2014. № 5. С. 92-98.
  5. Мухаметгалиева Ч.И. Административная комиссия как субъект административной юрисдикции органов местного самоуправления // Научно-популярный журнал «NovaInfo», г. Грязовец, 2015 г., №36, ст 164-167.
  6. Сиразетдинов И.М. Защита экономики сельского хозяйства России в условиях членства в ВТО // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы: материалы V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа,- 2012. С. 188-190.
  7. Евстифеев, А.С. К вопросу о понятии конституции в конституционном праве РФ (историко-правовой аспект) // Студенческий научный форум – 2015: VII Международная студенческая электронная научная конференция, электронное издание. 2015.
  8. Гизатуллина А.А., Иксанов Р.А. Пределы государственного контроля в сфере муниципального управления / Гизатуллина А.А., Иксанов Р.А. // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 40.- С. 248-251.
  9. Галиева Г.А., Иксанов Р.А. Особенности муниципального управления в призме принципов местного самоуправления // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 178-182.
  10. Ахметова Г.И., Иксанов Р.А. Управленческая география как наука и ее роль в государственном и муниципальном управлении // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 40. С. 246-248.
  11. Иксанов Р.А. Мировая экономика и черный PR // Современный PR: теория, практика, образование / IX Международная научно-практическая конференция, Уфимский государственный нефтяной технический университет. 2013. С. 108-110.
  12. Сиразетдинов И.М. Правовые меры защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях ВТО // Российский электронный научный журнал.- 2014.- № 7(13). С. 54-59.
  13. Герасимов А.П. Психологические аспекты защиты прав и законных интересов граждан // Аграрное и земельное право.- 2016.- № 5 (137).- С. 44-46.
  14. Иксанов Р.А., Султанов Ю.М. К вопросу о правовом регулировании рынка ценных бумаг // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН. 2013. С. 259-262.

Цитировать

Корчагина, Р.А. Правовые основы государственного регулирования тарифов в Республике Башкортостан / Р.А. Корчагина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 301-304. — URL: https://novainfo.ru/article/10512 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться