Методика исследования социального самочувствия людей

№58-3,

Психологические науки

Статья посвящена актуальной теме современности. Очень важным показателем жизни людей является социальное самочувствие. Управляя социальным самочувствием людей, мы можем избежать напряженности в обществе, уменьшить тревожность людей.

Похожие материалы

Содержание и структура социального самочувствия могут быть интерпретированы в определенной системе их описания и измерения.

Систему можно выразить через понятие несущая конструкция социального самочувствия. В качестве ее каркаса выступает триада «социальный факт — социальное переживание — социально-психологический след». Совершенно очевидно, что в основе социального самочувствия лежит сложно проявляемое отношение людей к объективной реальности, окружающей их. Система различных объективных социальных фактов (событий и явлений в жизни и деятельности людей) формирует и составляет эту социальную реальность, которая и оказывает воздействие на общество. [11, С. 48].

Возникшее на базе восприятия социальной реальности социально-психологическое отношение людей порождает определенные их сложные переживания, оставляющие свои след в общественной психике социума в виде гаммы чувств и эмоций: как позитивных (например, удовлетворенность своей жизнью и деятельностью), так и негативных (например, при переживании неудовлетворенности жизнью и деятельностью). Этот социально-психологический след, с одной стороны, является результатом социальных переживаний, а с другой как раз и отражается в форме конкретного социального самочувствия людей. Следовательно, возможно диагностировать социальное самочувствие и по результатам переживаний и по их итогу. Правда, в последнем случае необходимо еще подвергнуть анализу и социальные ожидания и социальные позиции (статус) людей, удовлетворенность или неудовлетворенность ими. [10, C. 14].

Каркасом несущей конструкции социального самочувствия является «единство» психологических времен (прошлого – «социальная память», настоящего – «осознание данной социальной реальности», будущего – «образ желаемого будущего: цель и смысл жизни»), существование и проявление которого достаточно хорошо изучены психологами к данный момент. Более того, именно единство психологического времени обеспечивается функционированием взаимно обусловливающих друг друга душевной, сознательной, идеологической и духовной составляющих общественного сознания. [9, C.51].

Вертикальный и горизонтальный «каркасы» конструкции социального самочувствия служат ее скелетом, который позволяет ей быть наполненной конкретным содержанием:

  1. восприятием и осмыслением людьми социальных процессов, своих социальных ожиданий и своего места в системе общественных отношений (социальных позиций), а также оценками представлений о себе как субъектах социальной деятельности (перцептивно-оценочный компонент);
  2. доминирующими у людей чувствами и настроениями; ситуативными эмоциональными состояниями, в окончательного итоге определяющими наличие (отсутствием) удовлетворенности и уверенности в своей жизни и деятельности (эмоциональный компонент);
  3. проявлениями готовности (неготовности) людей к тем или иным действиям по сохранению или изменению своей жизни и деятельности, уровня социальной активности (поведенческо-мотивационный компонент). [6, C. 593].

Распад вертикальных и горизонтальных связей (структуры) в несущей конструкции социального самочувствия ведет либо к разрушению исторической памяти, характерной для общественного сознания, либо нарушает действие всего его механизма. Все это в окончательном итоге негативно сказывается на всех проявлениях социальной психики людей, определенным образом окрашивая их социальные переживания и социальное поведение изменяя в целом само самочувствие социального субъекта, которое и является показателем психического (душевного) и духовного здоровья или нездоровья общества. [7, Москва, 2016].

К содержательным характеристикам, позволяющим измерять социальное самочувствие, если при этом не принимать во внимание его конструктивные элементы и четкие взаимосвязи всех его компонентов, можно отнести:

  • Социальные ожидания и социальные притязания, которые проявляют себя в установках, ценностях, убежденности и готовности к действию. Ценности — это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Их характеристика непосредственно связана с анализом потребностей и интересов, тех предпочтений, ожиданий и притязаний людей, которые наиболее приемлемы в данной ситуации, Приверженность людей определенным ценностным установкам, являющимся своеобразными «концепциями желаемого», определяет социальное самочувствие людей. Оказывая значительное влияние на восприятие людьми своего объективного положения, ценностные ориентации выступают в качестве некоей призмы, обуславливающей особый угол зрения и отношения к происходящим изменениям. [8, С. 26].
  • оценку и самооценку людьми своего социального статуса, социального положения, что находит отражение в их представлениях о социальном престиже, социальной роли. Все они вместе взятые во многом предопределяют уровень заинтересованности людей в поддержании или отвержении отдельных событий, процессов, затрагивающих их. Именно с их помощью определяется бесперспективность будущего при неудовлетворенности реальным социальным положением, которая порождает самую различную гамму состояний от апатии и безразличия до глубоких переживаний, которые могут привести к неконтролируемому поведению как по отношению к обществу (насильственные методы противостояния), так и по отношению к самим себе и своим ближним (создание невыносимой обстановки в ближайшем окружении, конфликты и даже самоубийство). Результирующим показателем социального самочувствия в этом случае выступает потребность в самосохранении себя как социального существа, как члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственно окружающей общественной среды. [5, С. 183].
  • заостренность самочувствия людей, проявляющуюся в общественном мнении. Общественное мнение возникает как продукт осознания назревших и требующих решения проблем экономики, политики, культуры и проявляется в сопоставлении различных взглядов и позиций по интересующих людей вопросам. В зависимости от одобрения, поддержки или отрицания, осуждения тех или иных действий или происходящих событий социальное самочувствие может приобретать совершенно разное значение от позитивного до резко негативного,
  • социальные чувства и настроения, предметом которых становятся, прежде всего, те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для людей и приобретающих в силу этого эмоциональный эффект. При такой постановке вопроса чувства и настроения становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы жизни и деятельности общества и в свою очередь, нередко определяет динамику и содержание социального самочувствия. Так, чувство Родины в зависимости от конкретных обстоятельств может рождать переживания гордости за ее величие и достижения, досаду за упущенные возможности в развитии страны, гнев и критику за грубейшие ошибки, попирающие честь и достоинство людей, сочувствие и сопереживание при каких-то неизбежных потерях и утратах. Что в окончательном итоге сказывается на социальном самочувствии и общества в целом, и конкретных его представителей. [3, С. 186].
  • Влияние исторической памяти, что, как показывает реальная жизнь, в современных условиях приобретает решающее значение для определения соответствующего самочувствия людей, поскольку последнее функционирует на основе социальных установок и социальных стереотипов, которые ориентируют на переживание исторически и культурно закрепленных состояний общественного сознания.

В-четвертых, специфика содержания социального самочувствия состоит в том, что оно представляет собой интегральное образование, обладающее высокой степенью кумулятивности. Возникая в результате объединения проявлений некоторого комплекса разнородных феноменов, заключенных в общую конструкцию, социальное самочувствие как интегральное состояние психики людей, с одной стороны не может быть описано с помощью одного суммарного описания. А с другой — оно не может быть изучено непосредственно, поэтому его приходится исследовать и интерпретировать через различные проявления в отдельных аспектах жизнедеятельности людей и их субъективное осмысление. Социальное самочувствие как целостное состояние нельзя измерить каким-либо одним показателем, а, следовательно, приходится необходимо изучать его отдельные составляющие, описывая каждую из них определенной системой показателей. [2, С. 312].

В-пятых, в соответствии с вышеизложенными рассуждениями и результатами проведенного экспериментального исследования (см. главу III и IV диссертации) можно определить и реальные показатели (референты) проявления социального самочувствия людей. Ими способны выступать:

  • объективные характеристики статуса человека (профессия, семейное положение, место в системе социальных страт по признаку материального благополучия, образование, семейное положение);[4, С. 188].
  • удовлетворенность человека своей позицией в социуме (в обществе, семье, в ближайшем окружении); отношение человека к своим социальным обязанностям, к государственным ценностям;
  • социальные установки и ценностные ориентации;
  • общественно-политическая активность человека; реальная включенность человека в жизнь социума;
  • преобладающее у человека эмоциональное состояние (настроение);
  • степень связанности с обществом, уровень идентификации себя как члена тех или иных социальных общностей;
  • динамика социального самочувствия в прошлом и настоящем;
  • уверенность в завтрашнем дне и наличие перспектив профессионального и личностного роста.

Эти показатели вошли в основу концептуальной модели эмпирического исследования социального самочувствия. Самого это исследование в результате сопоставления этих показателей с параметрами проявления социального самочувствия позволило в свою очередь уточнить и расширить их число и разнообразие. Оказалось в окончательном итоге, что они могут выглядеть следующим образом:

  • по параметру социальной активности — возможность влиять на социально-политические события, происходящие в стране; раскол в высших органах власти как значимой для респондента проблемы современной России; неотрефлексированность проблем современной России; степень удовлетворенности своей социальной активностью; отсутствие возможностей для свободного, публичного выражения своих политических взглядов и требований и получения достоверной информации для формирования собственной социальной позиции; степень доступности информации о социальной ситуации в обществе; [1, С. 586].
  • по параметру материального положения — соответствие реальных доходов актуальным потребностям; соответствие оплаты труда личным усилиям и профессиональному мастерству; материальное благополучие для близких как актуальная потребность; удовлетворенность своим финансово-экономическим, материальным положением в настоящий момент;
  • по параметру самореализации — реализация своих способностей и развитие личности как важная ценность в настоящий момент; уровень достижения жизненных целей на настоящий момент; реализованность своего потенциала как личности; стремление свободно, публично выражать свои политические взгляды и требования как актуальная потребность;
  • по параметру трудовой деятельности — соответствие зарплаты личным усилиям и профессиональному мастерству; хорошая работа по своей специальности как актуальная потребность; удовлетворенность распределением оплаты труда в коллективе; удовлетворенность содержанием своей работы;
  • по параметру здоровья — удовлетворенность сферой медицинского обслуживания;
  • по проявлениям эмоционально-чувственной сферы — наиболее типичное настроение в настоящий момент; представление о настроении большинства окружающих людей; приобретение уверенности в будущем как важная потенциальная ценность;[ 13, С. 87].
  • в сфере морально-нравственных и эстетических установок — поведение в соответствии со своими идеалами; соответствие личных норм морали нормам значительной части общества;[ 12, С. 143].
  • в области семейного положения и отношений — хорошая семья как важная ценность в настоящий момент; возможность соблюдения обычаев и традиций своего народа как актуальная потребность;
  • в сфере отдыха — удовлетворенность возможностями для проведения отдыха;
  • по параметрам социальной идентификации — гордость за свою страну; принятие ценностей, доминирующих в современном российском обществе; соблюдение обычаев и традиций своего народа как актуальная потребность; реальная социальная идентичность с определенным обществом в настоящий момент;
  • по параметру социальной комфортности — принятие ценностей, доминирующих в современном российском обществе; оценка своего социального статуса в обществе; удовлетворенность комфортностью жизни в обществе; удовлетворенность социальной защищенностью себя и своих близких;
  • в сфере социально-бытовой устроенности — удовлетворенность сферой медицинского обслуживания;
  • по параметрам проявления индивидуально-личностных особенностей — удовлетворенность результативностью жизни (т.е. своей самореализацией в жизни, продуктивностью и осмысленностью прожитого); локус контроля-Я (т.е. Я-хозяин жизни, сильная личность, строящая свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле); локус контроля-жизнь (т.е. управляемость жизни самим человеком, уверенность в возможности контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь); экстернальность в отношении здоровья и болезни.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584 – 592.
  2. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 312.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблемы одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188 – 189.
  5. Симонович Н. Е. Проблемы увеличения продолжительности и качества жизни людей: психологические аспекты В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 183-184.
  6. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592 – 594.
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса Москва, 2016.
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23- 29.
  9. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48 – 52
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  11. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ,, Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
  12. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет”, Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 142-144.
  13. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4 ). С. 82 – 92.