О проблемах самостоятельной работы обучающихся в организациях высшего образования ФСИН России

NovaInfo 58, с.347-350
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье раскрыто понятие самостоятельной подготовки курсантов, рассмотрены основные проблемы организации самостоятельной работы обучающихся в организациях высшего образования ФСИН России.

Ключевые слова

САМООБРАЗОВАНИЕ, КУРСАНТЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Текст научной работы

Социально-экономическое реформирование, происходящее в обществе сегодня определило одну из важнейших задач, стоящую перед ведомственными вузами - повышение профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Существенные преобразования влекут за собой необходимость подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, готовых своевременно реагировать на все изменения содержания профессиональной деятельности и способных самостоятельно совершенствовать прикладные знания. Для этого, в первую очередь, требуется развить у курсантов такие качества, как самостоятельность, самоорганизация, самоконтроль, инициативность, а также сформировать навыки планирования и осуществления собственной научно-познавательной деятельности. Особую роль в структуре профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России играет самостоятельная подготовка, способствующая повышению качества учебного процесса. Именно она предусматривает формирование личности будущего офицера.

Самостоятельная подготовка является составной частью образовательного процесса в академии, направленного на формирование квалифицированных специалистов для Федеральной службы исполнения наказаний"[1]. Она ориентирована на достижение следующих целей: развитие у курсантов и слушателей способности к самостоятельному закреплению знаний, полученных на лекциях и практических занятиях; выработка умений и навыков самостоятельного активного приобретения новых и дополнительных сведений, материалов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам; закрепление навыков самообразовательной работы. Другими словами, овладение умениями и навыками самостоятельной работы является необходимой предпосылкой для качественного усвоения учебной программы ведомственного вуза курсантами и дальнейшего успешного выполнения ими служебных обязанностей на местах службы.

Однако существует ряд проблем, которые значительно снижают эффективность самостоятельных занятий курсантов ведомственных вузов. К ним относятся высокая загруженность служебно-боевой направленности, неспособность осуществлять познавательный процесс в условиях самостоятельной подготовки, отсутствие мотивации к самообразованию, нехватка навыков качественной организации самообразования. Рассмотрим каждую из этих проблем подробнее.

Специфической особенностью обучения в ведомственных вузах является то, что курсант занимается не только учебной деятельностью, но и выполняет ряд обязанностей, носящих служебный характер. При этом, самостоятельная работа в вузах ФСИН России является практически единственной формой учебной деятельности, которая позволяет подготовиться к занятиям, осуществить поиск недостающей информации, осознать интерес к научно-познавательной деятельности. В стремлении быть успешными на обоих поприщах курсанты, не имея опыта организации планирования собственного времени, испытывают трудности при расстановке приоритетов, чаще всего, пренебрегают учебным процессом в пользу выполнения боевых задач, что влечет за собой отставание по предметам и пробелы в знаниях. Вместе с тем, стоит отметить, что возможность овладеть навыками организации планирования собственной деятельности у курсантов, как таковая, отсутствует в связи с тем, что распорядок дня четко регламентирован и все действия курсантов прописаны ежеминутно.

Следует обратить внимание на проблему неспособности осуществления познавательного процесса во время самостоятельной подготовки. Несмотря на стремление курсантов к обучению, некоторые из них не готовы вести познавательную деятельность в коллективе в силу различных причин, таких как отсутствие возможности сосредоточиться на изучаемом материале, нерабочая обстановка в аудитории в целом. Для решения этого вопроса необходимо обеспечить контроль за процессом самостоятельной подготовки и создать все необходимые условия, в которых получение знаний будет максимально комфортным.

Особое внимание стоит уделить проблеме отсутствия мотивации к самообразованию у курсантов. Достаточно редко встречаются учащиеся, которые готовы получать знания там, где их дают, отталкиваясь исключительно от своих жизненных позиций. Чаще, у курсантов отсутствует желание усваивать предлагаемый материал. Зачастую, на курсантов оказывается давление со стороны курсового звена. Подобные меры достаточно эффективны, но носят временный характер. Для долгосрочного результата необходимо развить у курсанта четкие внутренние и внешние мотивы к обучению. Важно сформировать положительное отношение к будущей профессии, так как именно оно является важным фактором повышения успеваемости. Не стоит пренебрегать и тем мотивом, что курсанты с высокой успеваемостью в будущем смогут стремительнее продвигаться по карьерной лестнице, занимая самые престижные должности.

Нехватка навыков в организации эффективного планирования учебного времени также является препятствием на пути достижения максимального результата учебного процесса во время самоподготовки. Преподавателю необходимо донести до курсанта, что правильная организация процесса самообучения повышает продуктивность образовательной деятельности, а четкое распределение поставленных задач во временном отрезке позволит успеть изучить большее количество информации, при этом эффективно расходуя собственные ресурсы.

Для достижения результатов, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, необходимо провести комплекс мероприятий по подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих такими качествами как конкурентоспособность, самостоятельность, инициативность, адаптируемость к постоянно изменяющимся условиям. Поэтому перед вузами ФСИН России в первую очередь встает задача научить будущих сотрудников получать знания самостоятельно. Для этого необходимо вывести такое звено учебного процесса, как самостоятельная работа на новый уровень, найдя пути решения проблем, которые могут возникать у курсанта во время самостоятельной подготовки. Ведь те знания, умения и навыки, с которыми выпускник приступит к практической деятельности будут отражать эффективность деятельности образовательной организации.

Читайте также

Список литературы

  1. Положение о самостоятельной подготовке курсантов и слушателей Академии ФСИН России . Утвержден приказом Академии ФСИН России от 19.06.2012 г. № 327
  2. Притугина М.Б. Организация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов: на примере курса математики: Дис. ... канд. пед. наук (13.00.08)/ М.Б. Притугина; Пенза, 2007.
  3. Шангутов А.О. Самостоятельная работа курсантов как культурный процесс. / А.О. Шантугов.// БЦБ LIBRARY.BY, Педагогическое образование и наука, №9, 2012, С. 106-108.
  4. Кириллова Т.В. Технология формирования у учащихся целостной системы знаний естественнонаучных дисциплин (Теоретико-методологические основы). Чебоксары, 1999. В 2-х частях: Часть 1. -175с.; Часть 2.-177с.

Цитировать

Коршунова, А.А. О проблемах самостоятельной работы обучающихся в организациях высшего образования ФСИН России / А.А. Коршунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 347-350. — URL: https://novainfo.ru/article/10548 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться