Особенности организации местного самоуправления в РСО-Алания (на примере городов Владикавказ и Беслан)

NovaInfo 58, с.359-363, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье отражены характерные особенности организации местного самоуправления в РСО-Алания (на примере городов Владикавказ и Беслан), которые помогут осветить историю и вскрыть сложность устройства местного российского социума.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, БЕСЛАН, ВЛАДИКАВКАЗ, ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ

Текст научной работы

В современных условиях функционирование местного самоуправления играет первостепенную роль. Чтобы осуществлять совершенствование системы местного самоуправления, необходимо как писал И. Гревс, изучить город во всех его измеряемых признаках, «не только описать его как красивую плоть, но и глубоко почуять, как живут души, уразуметь город, как мы узнаем из наблюдения и сопереживания душу великого или дорогого нам человека» [1].

Это позволит хотя бы в некоторой степени осветить историю и вскрыть сложность устройства местного российского социума и в некоторой степени понять многомерность социально-экономических процессов в нашем обществе, что в свою очередь убережет от ошибок при планировании в настоящем и будущем. История местного самоуправления в Осетии до сих пор в полном объёме не становилась предметом специального исследования (А.М. Цалиев, С.Р. Чеджемов), хотя серьезные политико-правовые исследования на этот счет принадлежат известным ученым-правоведам [5].

Местное самоуправление развивается не отдельно от государства, а путем укрепления демократических основ организации его деятельности, усиления взаимодействия официальных и общественных учреждений, все более активного вовлечения людей в непосредственное участие по решению перспективных и текущих проблем развития.

Развитие отечественной правовой управленческой системы на уровне местного самоуправления – это путь как централизации и бюрократизации власти, так и проявления инициативы и самоуправления, которые имели место в российской истории. Вся история местного самоуправления в России и в Осетии, в частности, веское тому подтверждение.

Основу местного самоуправления в Северной Осетии составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в частности Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания [3].

Местное самоуправление в Республике Северная Осетия-Алания – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Республики Северная Осетия-Алания [7]. Глава города избирается Собранием представителей Владикавказа из своего состава сроком на 5 лет и является председателем Собрания представителей. Собрание представителей г. Владикавказ состоит из 35 депутатов, избираемых сроком на 5 лет на муниципальных выборах по пропорциональной системе на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с действующим законодательством.

Администрацией местного самоуправления г. Владикавказ руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Глава местной администрации назначается Собранием представителей г. Владикавказ. Контракт с главой местной администрации Владикавказа заключается главой муниципального образования Владикавказа на срок полномочий Собрания представителей г. Владикавказ (5 лет).

Во Владикавказе находятся все законодательные, исполнительные и судебные органы власти республики. Правительство, администрация главы республики, Парламент и Конституционный суд расположены в одном здании – в Доме правительства на площади Свободы. Верховный суд находится на ул. Некрасова, 6, Арбитражный суд – также на площади Свободы.

Местное самоуправление в Республике Северная Осетия-Алания, в зависимости от его территориальной организации, осуществляется в муниципальном районе, сельском и городском поселении, городском округе. В Законе «О местном самоуправлении в Республики Северная Осетия –Алания» дают следующие понятия этих муниципальных образований:

  1. сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  2. городское поселение – город или поселок, в которы х местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  3. поселение - городское или сельское поселение;
  4. муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Северная Осетия-Алания (к муниципальным районам, в соответсвии с ч.3. ст.64 Конституции Республики Северная Осетия–Алания, относятся: Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский, Кировский, Моздокский, Правобережный и Пригородный районы);
  5. городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Северная Осетия-Алания.

Согласно ст.2 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 г. №10-РЗ « Об установлен границ муниципального образования города Владикавказа, наделении его статусом городского округа» статусом городского округа наделен город Владикавказ.

Всего на территории Республики Северная Осетия-Алания образовано 103 муниципальных образования различного вида: 1 городской округ – город Владикавказ, 8 районных муниципальных образований и 94 сельских и городских поселений.

Каждый из указанных видов муниципальных образований решает соответствующие вопросы местного значения.

Вопросы местного значения являются одной из центральных пробоем самоуправления, поскольку их решение обеспечивает жизнедеятельность населения муниципального образования [6]. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2011 г. №9-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения названы основными жизненными потребностями.

Обращая внимание на социальную значимость вопросовместного значения и органов, решающих их, отечественные ученые-юристы еще в конце XIX века писали: «…правительство исходит из совершенно верно понятой мысли, что земские и городские органы самоуправления ведают государственными делами и поэтому должны иметь государственное значение» [2].

Республиканский Закон о местном самоуправлении закрепляет за муниципальным образованиями различного рода вида (поселение, муниципальный район, городской округ) собственный круг вопросов местного значения. При этом абсолютное большинство их в различных видах муниципальных образований по всему содержанию являются тождественными. К ним относятся:

  1. формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль над исполнением данного бюджета;
  2. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
  3. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и т.д.

Для решения вопросов местного значения местного самоуправление наделяется соответствующими полномочиями, которые предусматриваются как федеральными законами, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

Резюмируя вышеизложенное, хочется сделать вывод о том, что период создания институтов, необходимых для организации местного самоуправления, в целом еще не завершен, поскольку все еще не создана модель эффективного управления на местах с участием самих граждан.

Читайте также

Список литературы

  1. Гревс И.М. Пути изучения города как социального организма. Л., 1926. С. 25.
  2. Мамсуров Т.Д, Цалиев. А.М. Республика Северная Осетия-Алания в составе РФ – Москва-Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2013. С.233-234.
  3. О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия – Алания: Закон РСО-Алания от 16 ноября 1998 г. №18-з //Местное самоуправление. Ст.2.
  4. Совешников М.И. Опыт и пределы самоуправления: опыт критического разбора основных вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств. М., 1892. С.139.
  5. Цалиев А.М., Чеджемов С.Р. Институты власти и правовые воззрения в Северной Осетии. Монография. Владикавказ, 2005. 164 с.
  6. Чеджемов C.Р. Кавказ для России: фронтир или союзник? //Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9. С. 1828-1832.
  7. Чеджемов С.Р. Из истории гражданско-правового воспитания осетинского народа //Современный научный вестник. 2016. Т. 5. №2. С. 306-307.

Цитировать

Койбаева, Л.М. Особенности организации местного самоуправления в РСО-Алания (на примере городов Владикавказ и Беслан) / Л.М. Койбаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 359-363. — URL: https://novainfo.ru/article/10644 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться