В современном обществе все чаще и чаще пропагандируются демократические ценности и принципы, призванные содействовать цивилизованному диалогу между участниками общественной жизни: властью, обществом и бизнесом. Необходимость диалога вызвана стремлением создания условий для развития гражданского общества.
В условиях глобализации кардинально усложняется структура мирового развития, трансформируются ценности и нормы жизнедеятельности людей, видоизменяется система взаимодействия между ними (глобальные отношения), утверждается новая модель отношений между обществами, устанавливаются новые приоритеты в решении глобальных системных проблем. В результате этого формируется такая форма социальной организации, как глобальное общество. Структурными элементами (основными институциональными субъектами) функционирования такого общества выступают транснациональные структуры и международные правительственные и неправительственные организации, которые формируют свою собственную систему отношений. Такая форма социальной организации характеризует создание постмодернистской ситуации, мобильной и открытой для внедрения социальных инновационных проектов, необходимых для обеспечения эффективности экономического, политического и социального развития современных обществ. Такая проблема в контексте современной науки представляет значительный теоретико - методологический интерес, однако большинство ученых сущность и функциональное содержание глобального общества рассматривали односторонне, отождествляя его с информационным обществом ( И.Валерстайн, Р.Коехен, Н.Килюен, Х.Булл, Б.Смарт и др.).. Однако, по нашему мнению, содержание глобального общества значительно шире и его целесообразно рассматривать исходя из многих ракурсов, а именно - социальной, политической и культурной.
Рассмотрим актуальные проблемы в области взаимодействия государства и общества, возникающие в деятельности отделов по работе с обращениями граждан.
С течением времени значение этой возможности не только не снижалось, но и наоборот - росла пропорционально увеличению количества применяемых социумом технологий и их сложности. Процессы трансфера знаний и навыков систематизированы и реализуются в системе образования. Важным свойством образования является ее квалификационная структура, которая позволяет выделить основные элементы образовательной системы в их соответствии с потребностями воспроизводства общества. Так, начальное образование отвечает за базисную социализацию человека, а среднее образование - за приобретение совокупности знаний и навыков, необходимых для образования трудовых ресурсов. Функции локомотива социально - экономического развития в этой структуре выполняет высшее образование. Теоретические разработки западных экономистов позволяют подчеркнуть минимум три основные механизмы, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие
Данной проблематике посвящено множество научных работ российских ученых[5-19].
В аппарате исполнительной власти имеются специальные структурные подразделения – отделы по работе с обращениями граждан и делопроизводству. Администрация города Уфы не является исключением. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, иными правовыми актами, а также специальным Положением об отделе по работе с обращениями и делопроизводству администрации городского округа город Уфа.
Выводы по первой главе на основе теоретико-методологического анализа объекта нашего исследования можно сформулировать ряд выводов: образовательный процесс в России поступательно развивается и современные образовательные проекты в той или иной мере используют ориентированный подход, проявляющийся в различных подходах, концепциях и моделях личностно-ориентированного образования. Попытки типизировать и классифицировать профессиональные мотивы и мотивы в данной сфере предпринимались неоднократно и с разных позиций.
По мнению исследования профессиональной деятельности.При ϶том подходы к обоснованию многообразия видов профессиональных мотивов, типов мотивации и их классификации зависят от того, как тот или иной автор понимает сущность мотива профессиональной деятельности, какие исследовательские цели он преследует. Так, самая упрощенная классификация подразделяет профессиональную мотивацию на положительную и отрицательную.
Достаточно распространенным в педагогике и психологии подходом к классификации мотивов является дифференциация их по критерию протяженности во времени. Так (1991) по временной протяженности деятельности дифференцирует мотивацию на «далекую» и «короткую» [136]. Причем устойчивые мотивы он называет мотивационными установками, которые, в свою очередь, подразделяет на: оперативные –для исполнения; перманентные – долговременные, характеризующие направленность личности. Дифференциация мотивов по критерию направленности задана.
Она подразделяет мотивы на личностные и общественные, ϶гоистические и общественно значимые, которые, по её мнению, связаны с установками личности [29]. Близкой к классификации, заданной по параметру направленности личности (её установкам), является типология, предложенная, основанная на критерии мировоззрения личности: идейные (нравственные) мотивы; мотивы коллективистские [108,109,110]. По критерию социальной значимости подразделяет мотивацию на социальную (альтруистическую) и узколичную (϶гоистическую, индивидуалистическую) [262]. Альтруистическ ая мотивация характеризуется преобладанием общественных, моральных мотивов.Узколичная мотивация, соответственно, преобладанием мотивов самоутверждения, самовыражения личности. Таким образом, классификация мотивов в большинстве случаев осуществляется по ведущему . Именно ϶тот критерий был положен в качестве основания для деления мотивов на виды: «однозначные» и «многозначные». Попытка дифференциации мотивов по предмету направленности была осуществлена (1984) на основе идей. Обобщая исследования мотивации учения, он подразделяет четыре группы мотивации: результативную, процессуальную, общения и самосовершенствования [158].
С точки зрения автора, ϶та типология является общей для всех видов деятельности, в том числе трудовой и профессиональной. (1987), опираясь на данные и результаты собственных исследований, дифференцирует трудовую мотивацию на основе параметра «предмет направленности субъекта»: продукт, другие люди, сам субъект и его активность.
Эти мотивы могут иметь узколичную или широкую социальную направленность [258,257]. Анализ соотношения «знаемых» и «реальных» мотивов и установок на деятельность дает основание для определения степени адекватности мотивации личности. Например, при доминировании мотивов и установок личности на самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу профессии. Преобладание мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение дает основание рассматривать реальную профессиональную мотивацию личности как неадекватную общественно заданным требованиям профессии.
В ситуации, когда реальная мотивация характеризуется доминированием мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение, которые внешне завуалированы и позиционируются как наличие адекватных (социально одобряемых, соответствующих требованиями профессии), говорят о скрытой (латентной) мотивации личности. В целом теоретический анализ литературных источников позволяет констатировать, что на сегодняшний день в науке не существует единой, общепризнанной типологии в описании профессиональной мотивации и классификации мотивов выбора профессиональной деятельности.
Однако, обобщая импонирующие нам взгляды на мотивацию, можно, с известной долей условности, рассматривать содержание профессиональной мотивации, как состоящее из разнонаправленных мотивов и установок личности на профессиональную деятельность: «знаемых» и «реальных»; позиционируемых во вне и скрытых. Но, как справедливо мотив придает направленность не деятельности, а личности в целом. Ряд исследователей мотивацию ориентировочной, ϶нергетической,
собственно когнитивной, селективной, функциями.Очевидно, мотивация – явление полифункциональное. В то же время теоретический анализ свидетельствует, что многообразие функций мотивации, в своем большинстве, рассматривается исследователями по отношению к деятельности как обобщенной категории, тогда как функциональный репертуар именно профессиональной мотивации, обусловленный, в том числе, и личностными особенностями субъекта, изучен недостаточно и остается в зоне актуальных направлений педагогических исследований. Иными словами, исследовано многообразие функций мотивов и мотивации в деятельности личности, тогда как очевидная информативная функция профессиональной мотивации личности изучена недостаточно.
Подводя краткий итог, можно отметить: в ходе теоретического анализа обнаружено, что в настоящее время в педагогической и психологической науках отсутствует единая, общепринятая классификация мотивации и мотивов личности, в том числе и с точки зрения их профессиональной типологии. Результаты теоретического анализа дают нам основание рассматривать профессию в качестве особого личности, специфика которой состоит в том, что требования к её личностной (мотивационной, в том числе) и составляющим, заданы извне и общественных, по сути.
Теоретический анализ теорий мотивации личности позволил в обобщенном виде определить содержание профессиональной мотивации, включающей разнонаправленные мотивы и установки личности на профессиональную деятельность: и позиционируемые во вне и скрытые. При доминировании мотивов и установок личности на самосовершенствование и самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу профессии. Преобладание мотивов и установок на самоутвержден.
Основными функциями и задачами отдела являются: организация и обеспечение делопроизводства в администрации и единого порядка работы с документами; организация и обеспечение своевременной обработки поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставки по назначению; соблюдение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан; организация работы по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства, в том числе постановлений и распоряжений администрации, по формированию дел и их сдаче на хранение[3].
Итак, схематично рассмотрим порядок рассмотрения обращений. При поступлении письменного сообщения (по почте в бумажном виде, по электронной почте, факсу и т.д.) в адрес Администрации, все обращения проверяются на правильность указания реквизитов адресата, затем в обязательном порядке регистрируются. После чего передаются на рассмотрение и резолюцию. Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами РФ. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан. Сроки рассмотрения обращений исчисляются со дня регистрации обращения. Но, к сожалению, ответы на некоторые обращения сильно запаздывают[2].
Сегодня можно утверждать, что нарушения в порядке взаимодействия власти с населением встречаются повсеместно, начиная с секретарей и заканчивая главами Администрации. Возможно, виной тому служит излишний формализм и бюрократия. Ни для кого не секрет, что любой гражданин может обратиться в органы государственной власти со своим вопросом. Есть те, кто понимает важность своего обращения, а есть такие, которые не придают этому особого значения.
Так, за 2 квартал 2015 года в Администрацию г. Уфы поступило 1 316 обращений. Большая их часть поступила посредством обращения через сайт (68%), по e-mail (18,7%) и через «электронную приемную» (8,9%). Из общего числа писем 21 обращение было переадресовано по принадлежности в другие ведомства. Письменных обращений без указания фамилии и адреса автора (т.е. анонимных) поступило 330 и 676 анонимных электронных обращений - через официальный сайт Администрации городского округа город Уфа РБ. Большинство вопросов касаются УЖК, УКХ (48,58% и 12,97% соответственно), 4,35% обращений посвящены вопросам городского хозяйства, 7% работы транспорта, 5,5% - вопросы архитектуры, строительства и реконструкции. Даны ответы на 89% обращений. С результатом «разъяснено» - 81,0% от общего количества рассмотренных, «решено положительно» - 17,0%, «принято к сведению» - 1,3%, «отказано» - 0,7%[4].
Таким образом, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом, обществом и государством.
Одним из важнейших условий дальнейшего развития гражданского общества является ведение открытого, конструктивного диалога между населением, бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти к всеобщему пониманию важности социального партнерства.