Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России

№60-1,

юридические науки

Статья посвящена рассмотрению сути социально-правовой защиты семьи и детей в России, а также различным механизмам ее осуществления.

Похожие материалы

Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, принято множество нормативных правовых актов и действует целая сеть учреждений социальной защиты населения.

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования социально-правовой защиты семьи является четкое определение ее объекта (-ов), т. е. тех, на кого направлена защита [1,197].Наиболее важным объектом социальной защиты семьи является детство, поскольку именно в этот период формируются нравственные качества личности и идет подготовка кполноценной жизни в обществе.Также в качестве объекта социально-правовой защиты необходимо рассматривать и материнство, так как часто интересы матери и ребенка совпадают, и защищая мать, предоставляя ей социальную помощь, поддержка оказывается и ее детям. В связи с этим большинство мер социальной защиты семьи направлены на детей и их матерей.

Социально-правовая защита семьи предполагает обеспечение материальных и нематериальных базовых потребностей семей Российской Федерации, например, право на социальное обеспечение, бесплатное образование, охрану здоровья, обеспечение безопасности, то есть предоставление различных социальных гарантий, позволяющих решить целый ряд социальных проблем семьи и детей.

Суть предоставляемых мер социальной поддержки семьи можно рассматривать двояко: как создание условий для развития семьи и детей, а также как охрану прав и законных интересов семьи и детей в случае их нарушения.

При анализе социально-правовой защиты семьи важно также уяснить соотношение понятий «социальная защита» и «правовая защита». По мнению исследователя Коротун А.В., «социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», так как последнее входит в категорию первого. Таким образом, очевидно, что эти понятия взаимообусловливают друг друга, и социальная защита, по сути, – это цель, а правовая защита – средство»[1,198].

Социально-правовая защита включается в себя 2 компонента:

  1. Принятие нормативных правовых актов, содержащие описание вида, объема и порядка предоставления мер социальной защиты семьи и детей.
  2. Реализация принятых нормативных правовых актов в деятельности учреждений системы социальной защиты семьи.

Социально-правовая защита материнства и детства реализуется/должна реализовываться при помощи различных механизмов. Механизм реализации социально-правовой защиты материнства и детства – система социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия реализации, охраны и защиты всех прав и свобод матери, отца и ребенка.Под способами защиты прав членов семьи понимаются закрепленные материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Механизмы социально-правовой защиты можно разделить на 2 вида:

1. Обеспечение закрепленного права семьи на меры социальной защиты, к которым относятся следующее[3]:

  • пенсионные выплаты (пенсия по потере кормильца и др.),
  • социальные пособия (единовременные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на ребенка, не достигшего возраста 16 лет, на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву),
  • субсидии на оплату жилья,
  • льготы при получении мест детских дошкольных учреждениях, на приобретение лекарств и др.,
  • компенсация части родительской платы за нахождение ребенка в детском дошкольном учреждении,
  • система социальных услуг (стационарных, полустационарных, надомных),
  • срочная социальная помощь (натуральная и денежная),
  • семейный (материнский) капитал.

Данный механизм реализуется в ходе деятельности специалистов социальных и иных учреждений и служб.

2. Восстановление нарушенных прав членов семьи при получении мер социальной защиты, которые в свою очередь подразделяются на:

  • Юрисдикционный механизм, который представляет собой деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (органы актов гражданского состояния, суд, прокуратура, органы опеки и попечительства). Юрисдикционный механизм составляют гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой механизмы (с соответствии с отраслями права). Данный (юрисдикционный) механизм предусматривает судебный и административный порядок защиты нарушенных прав ребенка, членов семьи [1,200].
  • Неюрисдикционный механизм, который представляет собой совокупность действий граждан, членов семей и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав [1,201].

Таком образом, социально-правовая защита является сложным нормативным процессом, не только в плане принятия нормативно-правовых актов, но и реализации данных актов на территории Российской Федерации.

Краткий анализ некоторых положений, касающихся социально-правовой поддержки семей с детьми в Российской Федерации, позволяет сделать выделить следующие особенности:

  • даже если меры социальной защиты и должны быть направлены на потребности и проблемы семьи и детей, но в реальности перечень закрепленных в законодательстве мер определяется во многом экономическими и материальными возможностями государства и отдельно взятого региона в нем.
  • меры социально-правовой защиты семьи практически полностью утверждаются, финансируются и предоставляются государством и учреждениями государственной системы социальной защиты населения и лишь в незначительной мере общественными организациями и частными предприятиями; данное положение требует включению в практику социальной защиты семьи и детей принципов социального партнерства и участия в социально-правовой защите представителей всех трех секторов: государственного, общественного и частного.
  • во многих случаях реальный уровень предоставляемых мер социальной защиты, в первую очередь социальных выплат, недостаточно высокий и не отвечает реальным потребностям семей с детьми[2]. «Сопоставление ежемесячных выплат на содержание детей, оставшихся без попечения родителей и пребывающих в замещающих семьях, с величиной прожиточного минимума, показало, что в регионах возможны ситуации, когда размер выплат меньше величины прожиточного минимума» [3, 11]. Результаты обследования некоторых регионов показал, что данные выплаты «не достигали социально обоснованного уровня, составляющего, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, от 2-х до 3-х прожиточных минимумов» [3, 11].Данная неблагоприятная ситуация с социальными выплатами отмечалась не однократно и теоретиками, и практиками социальной работы, однако их призывы к увеличению размеров социальных выплат, усилению их адресности не всегда находят ответ у законодателей и органов управления в сфере социальной защиты населения.
  • в системе мер социальной защиты семьи и детей важным должно быть не столько предоставление денежных выплат, сколько организация и проведение раннего выявления неблагополучных семей с детьми, их социальное сопровождение и поддержка, что будет способствовать предупреждению социального неблагополучия среди семей и соответственно снижению расходов на те же денежные выплаты неблагополучным семьям. Осуществление социального сопровождения в большей мере востребовано и самими семьями, для которых важны ежедневная помощь, внимание и непосредственная поддержка в виде предоставления различного рода услуг.

Таким образом, социально-правовая защита материнства и детства – это система гарантий и действий, направленных на обеспечение прав семьи на меры социальной защиты, а также на восстановление нарушенных прав членов семьи. Данная социально-правовая защита может осуществляться как государственными структурами и органами власти, так и самими семьями.

Список литературы

  1. Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 10. – С. 197 – 204.
  2. Справочная информация: «Размер пособий гражданам, имеющим детей» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс): [Электрон.рес.] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_83400/
  3. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике, д.ф.н.. А.В. Очировой к общественным слушаниям по вопросу «Семейная политика: законодательство и практика // Уровень жизни населения регионов России. 2012. - № 12. – С. 3 – 21.