Связь обучения и мотивации в изучении иностранного языка

№58-5,

Педагогические науки

В статье освещается о развитии мотивации у учащихся в изучении иностранного языка, которое можно достичь созданием «живой» атмосферы на уроке, где сами ученики захотели бы участвовать в коммуникации (с учителем, между собой). Этому может послужить нестандартные виды уроков с элементами новых педагогических технологий

Похожие материалы

Управление мотивацией обучения иностранным языкам является одной из центральных проблем методики обучения в учебных заведениях. Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языкам путём обучения умению общения на иностранном языке. К сожалению, на данный момент, обучение иностранным языкам в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у учащихся "естественной потребности" в общении на иностранном языке.

В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка. Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения учащихся, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. Что же такое мотивация учебной деятельности.

По словам И. А. Зимней, "мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего". В зарубежной литературе так же уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами "Motor", "Key-word" в обучении на языке.

Развитие мотивации у учащихся к изучению иностранного языка можно достичь созданием «живой» атмосферы на уроке, где бы они сами захотели участвовать в коммуникации (с учителем, между собой). Этому может послужить нестандартные виды уроков с элементами новых педагогических технологий (кластер, кейс, синквейн и др.). Надо предоставить учащимся свободу говорения, мышления на языке, пусть с ошибками, не перебивать их. Своевременная хвала учащихся за инициативное участие на уроке, вырабатывает у них мотив, стимул изучения языка, развивает чувство удовлетворённости и гордости самим собой. В этом и успех учителя. Благодаря такой постановки урока удовлетворяются потребности личности, и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. Таким образом, мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности внутренним энергизатором.

Именно учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной комуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие учащегося в учебном или реальном общении.

Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно

предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств учащегося как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; его статус в группе. Все это побуждает учащихся к обучению.

В вопросах мотивации через обучение межличностному общению самым интересным и увлекательным для учащихся будет знакомство с невербальными языками – мимикой, жестами и позами коммуникантов Европы. Жестовый язык не является общечеловеческим языком, поэтому учащимся было особенно интересно каким же языком рук, глаз, тела говорят представители той или иной культурной общности. Например, русские, сопровождая речь, жестикулируют только одной – правой или левой рукой. А некоторые иностранцы, например, в Германии, жестикулируют двумя руками, причем обе руки движутся симметрично. Особое внимание следует уделить тем жестам, которые можно и даже нужно использовать в течение урока, например, по немецкому языку. Учащийся, желающий выступить на занятии, поднимает руку, вытянув кисть, немец же поднимает два пальца. На уроке иностранного языка можно считать "по-немецки", "аплодировать" (жест – стучать костяшками пальцев по столу).

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует:

  • формированию языкового чутья;
  • удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним;
  • использование иностранного языка для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное);
  • делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого;
  • сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность обучаемых;
  • повышается мотивация изучения языка.

Список литературы

  1. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей, ИЯШ., 2002.
  2. Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  3. Н.А.Качалов О повышении мотивации обучения иноязычному речевому общению на начальном этапе языкового пед. ВУЗа, 2002.
  4. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке., М. Просвещение, 2002.