Когнитивные ожидания, связанные с употреблением алкогольных напитков

№58-5,

педагогические науки

В статье освещается об употреблении алкоголя, который изменяет когнитивные функции человека и о том, что происходит с людьми при алкогольном опьянении в процессе социального взаимодействия. Особое внимание было уделено аспектам вербальной коммуникации.

Похожие материалы

Между употреблением алкоголя и познанием прослеживается интересная взаимосвязь. Цель данной статьи – изложить некоторые эксперименты, проведенные в нашей лаборатории на эту тему. Однако вместо интеллектуальных способностей или когнитивных функций нас интересовало то, что происходит с людьми при алкогольном опьянении в процессе социального взаимодействия. Особое внимание было уделено аспектам вербальной коммуникации.[2]

Одним из обычных условий употребления алкоголя является компания, при общении выпивший человек якобы начинает чувствовать себя более счастливым и комфортным.

Поскольку большинство людей утверждают, что при употреблении алкоголя они становятся более разговорчивыми в компании, можно допустить, что алкоголь влияет на социальные, коммуникативные процессы. Если люди заявляют, что они чувствуют себя более раскованно в состоянии опьянения, то естественно ожидать определенных изменений и в поведении. Это может означать, что:

  1. человек проговаривает больше слов в единицу времени;
  2. имеет больше идей, которые хочет выразить;
  3. громче говорит.

Мы начали с третьего вопроса как более надежного и, на наш взгляд, более простого. Испытуемые – участники специально моделируемой вечеринки - должны были громко читать отрывок текста вначале в трезвом виде (для определения фоновых данных), а затем в состоянии опьянения.

Мы были удивлены, заметив, что испытуемые, обычно говорящие громко, в экспериментальной ситуации в обоих состояниях снижали голос; статистический анализ значимых различий по громкости не показал. Из этого можно заключить, что если человек имеет действительную тенденцию говорить громко в состоянии опьянения, то эти эффекты зависят от присутствия других людей в данной ситуации и их следует изучать как часть коммуникативных процессов в подобной ситуации.

Наша следующая гипотеза заключалась в том, что люди, находясь в состоянии алкогольного опьянения, могут говорить быстрее. В этом эксперименте четыре испытуемых принимали участие в групповой дискуссии, которая проводилась три раза во время студенческой дискотеки, т. е. в обычной у нас для принятия алкоголя среде. Средняя концентрация алкоголя в крови после пяти часов «вечеринки» составляла 1,98г/л. Дискуссии записывались на видеомагнитофон, после чего анализировались. Подсчитывалось количество слогов, продуцируемых испытуемыми в единицу времени. Весь эксперимент повторялся дважды; каждый раз в нем принимали участие разные испытуемые. 1видно, что с повышением концентрации алкоголя в крови скорость речи существенно не изменилась. Первоначально мы планировали использовать «сумму молчания» как меру, обратную общей активности. Однако этого не получилось вследствие ее отсутствия во время первых двух периодов. Испытуемые говорили с оптимальной скоростью с самого начала, причем скорость не изменялась по мере нарастания содержания алкоголя в крови. Вместе с тем с течением времени развивались депрессивные эффекты и усталость. Около полуночи средняя скорость речи статистически значимо падала.[1]

Полученные результаты оказались неожиданными. По видеозаписям у нас создалось четкое впечатление воодушевления испытуемых во время второй дискуссии, т. е. при увеличении концентрации алкоголя в крови.

Постараемся обозначить некоторые черты обычного разговора. Считается хорошим тоном, когда в некоторый интервал времени говорить кто – нибудь один. Кто будет говорить – детерминируется особым механизмом, суть которого состоит в том, что говорящий продуцирует едва уловимые сигналы, оцениваемые другими людьми. В качестве таких сигналов могут быть использованы паузы, интонация, визуальный контакт, слушающий обычно ожидает их, прежде чем войдет в разговор сам. Однако если разговор приятный или социально поощряем, механизм смены очередности в разговоре может быть нарушен. Поскольку в первых двух дискуссиях пауз вообще не было, мы допустили, что в наших экспериментах имела место своеобразная конкурентность в разговоре, и стали искать симптомы нарушения правил общения в надежде найти в этом направлении влияние алкоголя.

В каждой групповой дискуссии мы оценивали два параметра:

  1. количество прерываний говорящего другими участниками беседы;
  2. среднюю продолжительность эпизодов перебивания.

Если люди трезвы, то сбой беседы тотчас исправляется, и это мы наблюдали в экспериментах. Если же участники беседы находятся в состоянии опьянения, то ситуация меняется – через 2,5 часа «вечеринки» имело место в три раза больше эпизодов перебивания, и их средняя продолжительность возросла в четыре раза. Поток слов остается постоянным, депрессивные эффекты выявляются на 5–м часу (напомним, концентрация алкоголя – 1,98), хотя число перебивания и их средняя продолжительность по сравнению с «до алкогольным фоном» несколько поднялись.[5]

Является ли этот маленький эксперимент релевантным для когнитивной психологии? Мы считаем, что он имеет прежде всего эвристическую ценность, указывая, например, на бесплодность мнения, согласно которому алкоголь снимает угнетенное состояние человека. Как известно, оно выдвигается в качестве основной причины потребления алкоголя в психологических и социологических исследованиях. Мне кажется неправомерным утверждение, что люди говорят громче, потому что чувствуют себя непринужденно. Логичнее предположить, что люди будут говорить громче, потому что хотя войти и разговор до того, как наступит их «естественная очередь». В этом случае они пытаются говорить за счет другого и использовать громкость голоса для достижения доминантности в разговоре. Исходя из более глубокого понимания когнитивного механизма данного явления, можно дать и другие объяснения. Наши результаты больше подтверждают гипотезу «силовой экспрессии», чем гипотезу непринужденности поведения. [4]

Принятие алкоголя не только изменяет когнитивные функции человека, но и когнитивные факторы в свою очередь влияют на потребление алкоголя. Недавние исследование показали, что фармакологические действия алкоголя могут быть не столь существенны, как считалось прежде; многие эффекты алкоголя можно объяснить тем, что люди думают относительно его действия. Мы изучали некоторые типичные мнения финнов относительно воздействия различных типов алкогольных напитков: пива, вина, коктейлей, виски. В эксперименте принимали участие 134 студента двух колледжа в Турку.

Студентам ставилась задача указать, какой тип алкогольных напитков связан с каждым из 86 типичных эффектов принятия алкоголя. Полученные данные были обработаны с помощью статистических методов, которые позволяют выделить наиболее характерные параметры для конкретных групп. В нашем случае в качестве группирующего фактора был использован тип напитка; цель исследования состояла в том, чтобы идентифицировать те ожидаемые ответы в опроснике, которые позволяют нам лучшим образом разделить указанные группы напитков.

На основе тринадцати вопросов опросника 66% ответов о действии пива, 69% ответов о действии вина и 80% ответов о действии неразбавленных вин соответствуют ожидаемым. Наименее адекватными оказались данные, полученные для коктейлей (42% правильных идентификаций).

Испытуемые имели наиболее негативное ожидание относительно неразбавленного виски, положительно оценивалась только «бравада» и храбрость, ассоциированными, возможно, с социально доминантным поведением. Самые положительные ожидания были связаны с вином, в то время как смешанные напитки и пиво ассоциировались положительно с коктейль - вечерами. Пиво также связывалось с седативными эффектами: ленью и сонливостью и часто – с похмельем.[6]

При этом алкоголю приписывались еще и дополнительные эффекты. Действительно, такие эффекты очень различны. Они зависят от дозы и времени потребления; при этом одна и та же доза может иметь радикально различные эффекты в зависимости от ситуации.[3] Наши результаты позволяют предположить, что ожидания, связанные с типом напитка, могут сделать эти эффекты еще более значимыми. Было бы интересно выяснить, отражают ли эти ожидания объективные свойства напитка или связаны с типичными ситуациями их потребления. Один из путей исследования этой проблемы – кросс – культурные исследования, направленные на выявление социальных эффектов потребления алкоголя в обществах с различными ожиданиями относительно этих эффектов. Такие исследования сейчас планируются в Финляндии.

Список литературы

  1. Xolodnaya M.A.Kоgnitivnie stili. О prirоde individualnоgо uma M.: 2004. 384s
  2. Lindman R. Alcohol and eye contact.- Scand. J. Psychol., 1980, vol. 21, p.201
  3. Xоlоdnaya M.A. Psixоlоgiya intellekta. Paradоksi issledоvaniya. - 2-e izd., pererab.i dоp. - SPb.: Piter, 2002. 264 s
  4. The drinking man/ D.C. McClelland, W.N. Davis, R.Kalin, E.Wanner. N.Y, 1972
  5. Zivert X. Vash kоeffitsient intellekta. Testo’. - M., 1997. 164 s.
  6. Э.Лехтинен, П. Салонен «Когнитивная психология» Москва.: 1986. 180с