Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

№46-3,

педагогические науки

В статье рассматривается вопрос коммуникативной компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Похожие материалы

Коммуникативная компетентность, как владение техникой общения на вербальном и невербальном уровнях, способность социально приемлемо общаться, соблюдая определенные морально-этические нормы с учетом психологических особенностей собеседника, признано важной составляющей профессиональной подготовки, а высокий уровень коммуникативной культуры – одним из главных критериев трудоустройства и карьерного роста в сфере бизнеса, обслуживания, управления, образования Проблема коммуникативной культуры не переставала быть актуальной на протяжении многих лет. Успех в любой сфере деятельности во многом определяет коммуникативная культура.

Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено владением средствами общения, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов, форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей. Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости.

Преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения со студентами, коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому педагог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности преподавателя высшей школы.

Профессионально-коммуникативная культура будущего специалиста предполагает наличие у него соответствующих моральных качеств, способности к творчеству, профессиональных знаний, умений и навыков, среди которых значительное место принадлежит культуре общения, адекватному донесению информации и т. п. В связи с этим современная профессиональная подготовка должна обеспечивать становление духовно развитой культурной личности, отличающейся высоким уровнем коммуникативной культуры.

Становление личности специалиста в процессе профессиональной подготовки происходит в атмосфере взаимоотношений, взаимовлияний и конструктивного общения. Таким образом приобретается социальный опыт и создается собственная система ценностных межличностных и общественных связей, которые непременно предусматривают активное сотрудничество и требуют общения соответствующего типа. Кроме того, коммуникативным взаимодействием, межличностными контактами, необходимостью преодолевать конфликтные ситуации пронизана профессиональная деятельность работников многих отраслей и профессий. Это означает, что культура взаимоотношений и коммуникативная культура являются важными профессиональными и личностными характеристиками специалистов разных сфер деятельности. Поэтому образование в современном обществе должно быть направлено на формирование способностей общаться, учиться, анализировать, выбирать и творить, воспитание необходимых, с точки зрения социального заказа, личностных качеств и предполагает усвоение социокультурного опыта личности

Общеизвестно, что в процессе профессиональной подготовки обучающиеся усваивают знания, на основе которых у них формируются научное мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические и физические качества, вырабатывается соответствующее отношение к процессу образования и последующей профессиональной деятельности. Во время обучения психическое и социальное развитие личности будущего специалиста во многом зависит от общения, поскольку оно выступает не только важной духовной потребностью личности как социального субъекта, но и в качестве главного инструмента, обеспечивающего ее взаимоотношения с другими людьми. В связи с этим специалисты отраслей, предполагающих работу с людьми, должны обладать умениями и навыками культуры общения в системе «личность–личность».

Социальный феномен коммуникативной культуры сочетает в себе гуманистическую мораль и этикет. Это разновидность общения и поведения, которая благодаря морально-этическим нормам почтения, вежливости, тактичности, достоинства, благородства и ответственности гармонизирует человеческие взаимоотношения в любой социальной плоскости. Учитывая это, коммуникативную культуру целесообразно рассматривать как одну из главных компонент профессиональной культуры специалистов.

Изучая профессиональное развитие учителя, Л.М.Митина сконструиро- вала модель изменения поведения, состоящую из трех стадий: 1. Стадия подготовки – выяснение степени готовности к изменению по- ведения. 2. Стадия осознания необходимости изменения поведения, что связано с некоторой остановкой, фиксацией того уровня развития, на котором в данный момент находится учитель. 3. Стадия переоценки. Остановка и фиксация и составляют те условия, которые лежат в основе осознания. Уровень осознания существенно повыш ается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации всевозможных точек зрения, позиций, способов и приёмов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации, учителя начинают осознавать и оценивать альтернативы. Следовательно, получение информации о структуре и функциях КК будущего специалиста, изучение, оценка, описание собственных коммуникативных способностей, осознание необходимости их развития на основе сравнения с идеальными – является вторым необходимым условием развития его коммуникативной культуры. Коммуникативные способности учителя длительное время находятся в центре внимания исследователей. Н.В.Кузьмина определяет коммуникативные способности учителя как «способность устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств» Н.В.Кузьмина подчеркивает тесную связь коммуникативных способностей с другими педагогическими, а также общими и специальными способностями.

Общие, специальные профессиональные способности определены К.К.Платоновым: «Профессиональные способности – это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определённой трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней». Коммуникативные способности относятся, без сомнения, к самым важным способностям учителя. Сущность этих способностей рассматривается в трудах Г.С.Васильевой, Л.А.Игнатьевой, М.И.Станкина. Коммуникативные способности по И.А.Зимней – это «способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта» [80]. М.И.Станкин определяет коммуникативные способности как «умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения». М.И.Станкин обозначает такие черты личности, необходимые для установления правильных взаимоотношений как искренность, доброжелательность, уважение к личности обучаемого, внимание к его положительным чертам, вежливость, предупредительность.

Он особо подчеркивает нравственную культуру общения, терпимость к слабостям обучаемых, учет их темперамента и характера. Все авторы этих определений в основу коммуникативных способностей кладут отношения. Отношение к партнеру общения – краеугольный камень коммуникативных способностей, а ценностное отношение к обучаемому – основа, на которой следует развивать коммуникативные качества педагога. Предполагаем, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом необходимости развития собственной коммуникативной культуры.

Гуманистические тенденции в обществе, изменившие картину окружающего мира, предъявляют новые требования к личности учителя, врача. Поскольку вся профессиональная деятельность осуществляется через общение, то коммуникативная культура будущего специалиста в последнее время является предметом пристального внимания исследователей. Понятие «коммуникативная культура» восходит к родовым понятиям «культура» и «коммуникация». Современные исследователи рассматривают культуру в трёх аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Вторая трактовка понятия культуры основывается на деятельностном подходе. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека – как общественной, так и индивидуальной.

Личностный подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности. Учитывая все эти три подхода к определению культуры, мы выделили те её составляющие, которые необходимы для определения понятия «коммуникативная культура будущего специалиста»: 1) духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы; 2) знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности; 3) личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе, другому. Изучив определения и характеристики понятия «коммуникация», мы пришли к выводу, что точного единого определения нет. Но существуют два подхода: коммуникация в узком смысле как передача информации и в широком смысле – как общение между людьми. Рассмотрев все виды коммуникации в широком смысле слова, мы осознали, что поскольку главный инструмент профессиональной деятельности – это профессиональное общение, постольку успех работы специалиста будет зависеть от уровня культуры его профессионального общения. Поэтому, употребляя термин «коммуникативная культура», мы имеем в виду культуру профессионального общения. Изучив определения коммуникативной культуры в работах современных исследователей, применив метод сравнительно-сопоставительного анализа дефиниций понятий «культура» и «коммуникация», мы построили структурно-функциональную модель коммуникативной культуры специалиста и сформулировали её определение: Коммуникативная культура – это совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил профессионального общения, ценностным отношением к обучаемому, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть педагогической ситуацией. Коммуникативная культура будущего специали- ста выполняет следующие функции: информационную, аффективную, регу- лятивную, мотивационную и рефлексивную. Поуровневый анализ КК специалиста базируется на критериях гуманистической направленности, структурности и целостности её компонентов. С опорой на эти критерии были выделены уровни развития КК будущего специалиста: уровень коммуникативной грамотности, уровень коммуникативной компетенции, уровень профессиональной коммуникативной компетентности, уровень коммуникативного мастерства. Компетентность в общении представляется в знаниях, умениях, навыках, реализованных через социальные установки и опыт личности в ситуациях межличностного общения. Поэтому для развития коммуникативной культуры преподавателей вузов, мы полагаем, необходима практика психологического воздействия, названная коммуникативным тренингом.

В процессе тренинга человек овладевает несколькими видами социальных механизмов отражения: коммуникативного действия в реальных условиях общения; эмоциональной регуляции на всех этапах его развертывания; процесса отражения, который задает ориентировку человеку в ситуации общения. С точки зрения уровневой организации общения механизмы отражения выступают в виде процессов ощущения, восприятия, мышления, непосредственного переживания эмоций, коммуникативного действия.

Целями и задачами тренинговых занятий является: развитие навыка рефлексивного слушания; развитие уверенности в себе; стрессоустойчивости, психологической защиты; овладение вербализацией; развитие умения слушать партнёров; жанровое формулирование вопросов, ведение своей линии; контролирование эмоций, выслушивание критики своих предложений; расширение лексикона и тезауруса; развитие аудиального канала; отработка приёмов преодоления коммуникативных барьеров. Тренинг – эффективное средство психологического воздействия, позволяющее решить широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Список литературы

  1. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.
  2. Руденко Л.Модель формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры