Подготовка будущих педагогов к проектной деятельности

№58-5,

Педагогические науки

В статье представлены результаты экспериментального исследования готовности выпускников педагогических специальностей г. Омска к реализации метода проектов в своей будущей педагогической деятельности с обучающимися.

Похожие материалы

Проектная деятельность играет важную роль в современном профиле обучения в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС). Для подготовки обучающихся в системе высшего образования должны быть обязательно созданы педагогические условия для применения проектной деятельности как в учебной работе с обучающимися, так и во внеурочной воспитательной работе [2, 3]. В процессе получения педагогической профессии и в ходе прохождения педагогической практики обучающиеся должны максимально приблизиться в своей учебно-профессиональной деятельности к реальной жизни, осознать свою ответственность и столкнуться с проблемами, которые необходимо научиться решать в дальнейшей профессиональной деятельности. Педагогическая практика должна определять направленность и динамику деятельности студента, способствовать решению профессиональных задач для определения особенностей будущей профессиональной деятельности через развитие профессиональных компетенций в квазипрофессиональной деятельности [5, 7]. Однако, зачастую, будущие педагоги не достаточно готовы применять проектную деятельность в своей педагогической деятельности [4].

Таким образом, нами выявлено противоречие, между требованиями нормативных документов широко использовать проектную деятельность, и недостаточной готовностью будущих педагогов к ее использованию в предстоящей педагогической деятельности [1,8]. Поэтому мы провели экспериментальную работу, направленную на изучение выпускников педагогических специальностей вузов г. Омска к использованию метода проектов в будущей педагогической деятельности.

Целью нашего исследования являлась разработка, апробация и определение эффективности серии занятий, направленных на развитие готовности будущих педагогов профессионального обучения к интегрированию метода проектов в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности». В процессе выполнения работы нами были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретическое исследование проблемы развития проектной деятельности.
  2. Изучить виды проектной деятельности и правила их применения в педагогической деятельности.
  3. Провести диагностику степени информированности выпускников педагогических специальностей вузов г. Омска о проектной деятельности и готовности применять ее на практике.
  4. Разработать, апробировать и определить эффективность серии занятий, направленных на развитие готовности будущих педагогов профессионального образования к использованию проектной деятельности в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности».

В процессе работы нами были использованы теоретические методы исследования – анализ, синтез, сравнение теоретических источников по проблеме информирования о проектной деятельности выпускников педагогических специальностей вузов. Кроме того, для проведения экспериментальной работы были использованы эмпирические методы – психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение за деятельностью студентов.

Дальнейшая работа над исследованием позволила сформулировать гипотезу исследования – мы предположили, что серия занятий, реализованная в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», повысит уровень информативности бакалавров о проектной деятельности и увеличит возможность использовать их в будущей педагогической деятельности.

В исследовании приняли участие 16 выпускников педагогических специальностей вузов г. Омска.

Сделав анализ рабочих программ профильных дисциплин учебного плана, мы выявили, что предусмотрено недостаточное количество часов, отведенных изучению проектной деятельности. Этот вывод подтверждают результаты анкетирования, направленного на выявление знаниевого компонента студентов о содержании проектной деятельности. Лишь 35 % студентов знают определение проектной деятельности и ее разновидности. Только 20 % вспомнили о том, что применяли технологию проектов во время прохождения педагогической практики. Не более 10 % студентов смогли продемонстрировать владение проектной деятельностью и провести фрагмент занятия с использованием метода проекта. Остальные студенты затруднялись с ответом.

Исходя из полученных данных, подтвердилось противоречие между требованиями к использованию проектной деятельности и недостаточной готовностью студентов к работе с ними. Полученные данные выявили необходимость разработки серии занятий в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» по ознакомлению и овладению будущими педагогами проектной деятельностью, для повышения уровня умений, навыков и компетенций.

Для повышения уровня информативности бакалавров о проектной деятельности были прочитаны лекции, посвященные истории зарождения метода проектов, его видов, способов использования при проведении учебных занятий. Для повышения готовности бакалавров к использованию проектной деятельности в будущей педагогической работе, проведены семинарские занятия. На них были разработаны возможные технологические карты занятий с применением проектной деятельности, отработка проблемных вопросов, которые можно было бы использовать для организации дискуссии, мозгового штурма, работы в малых группах [5, 6]. Всего было проведено 5 занятий по 2 часа (2 лекционных и 3 семинарских). На семинарских занятиях будущие педагоги поучаствовали в создании проектов, а позже продемонстрировали фрагмент занятия с использованием проектной деятельности уже в качестве самих преподавателей. Итоги этих занятий показали, что в результате разработанной серии занятий, у будущих педагогов появились необходимые знания и навыки при использовании метода проектов.

На контрольном этапе экспериментальной работы были получены следующие данные. При проведении фрагмента занятия с использованием проектной деятельности, было отмечено: увеличение числа студентов, которые смогли дать определение проектной деятельности и продемонстрировать ее на практике; уменьшение количества ошибок при проведении фрагмента занятия; увеличение числа студентов, готовых на практике применить проектную деятельность.

Таким образом, считаем, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и благодаря серии занятий, реализованных в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», нам удалось повысить уровень информативности бакалавров о проектной деятельности и увеличить готовность их к будущей педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Ахунова, М.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности / М.Н. Ахунова, Е.В. Чердынцева // Детство, открытое миру : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Омск: ОмГПУ, 2015. – С. 73-76.
  2. Горина, А. В. Педагогическое сопровождение реализации студенческих социально значимых проектов / А. В. Горина, П. И. Фролова // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск: ОмГУПС. -2015. - С. 164-171.
  3. Горина, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А.В. Горина, П.И. Фролова // Вестник СибАДИ. – 2014. - №5 (39). – С. 125-132.
  4. Ожогова, Е.Г. Профессионализм педагога при реализации основных функций профессионально-педагогической деятельности / Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк // Детство, открытое миру: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Омск: ОмГПУ, 2015. – С. 249-252.
  5. Фролова, П. И. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие / П. И. Фролова, А. В. Горина. - Омск: СибАДИ, 2016. -114 с.
  6. Фролова, П.И. Разработка технологической карты занятия в профессиональном образовании / П.И. Фролова // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: ОмЮА, 2016. - С. 73-77.
  7. Фролова, П. И. Технология развития критического мышления в контексте реализации компетентностного подхода в образовании / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 53. С. 255-261.
  8. Чердынцева, Е.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к реализации профессионального стандарта педагогов /Е.В. Чердынцева // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород, Издательство ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2016. – С. 209-214.