Проблема развития навыков межличностных взаимоотношений младших школьников остается актуальна и в настоящее время, потому что многие дети неспособны выстраивать межличностные взаимоотношения в группе по ряду причин: разные индивидуальные особенности, черты характера, темперамент, особенности воспитания и множество других отличий [2,3].
Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в младшем школьном возрасте. Опыт первых отношений во многом определяет особенности отношения детей к себе, к другим, к миру. Далеко не у всех этот опыт складывается удачно.
Для учителя также очень важно, какие взаимоотношения будут у детей. Так как именно в коллективе у детей формируются качества, ценностные ориентации, характер, навыки сотрудничества, желание быть общественно полноценной личностью. Именно в коллективе ребенок чувствует себя уверенно, спокойно [4].
Оптимальная форма организации развивающей среды, в которой дети устанавливают дружеские взаимоотношения, развивают навыки общения, умеют разрешать конфликты и отстаивать свое мнение, является внеурочная деятельность. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что дети обычно начинают объединяться по симпатиям, общим интересам, совместной деятельности: например, они интересуются футболом, рисованием или пением [1].
Внеурочная деятельность даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В группе складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровьесберегающей среды [10]. Во время внеурочной деятельности происходит развитие пытливости, любознательности каждого ученика, самостоятельности и ответственности [11].
Для развития навыков взаимодействия существует множество технологий, например технология развития диалогического общения А.Г. Арушановой. Это технология направлена на развитие коммуникативной компетенции. В качестве основных форм организации диалога используются: дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки, какие – либо сценарии [5].
Кроме того, может быть использована технология формирования умений общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста С.С.Бычковой [6]. Автор данной технологии выделяет такие умения:1 группа - использовать речевые этикетные формулы; устанавливать контакт; выражать свое настроение; 2 группа умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние [7]. Ещё одна технология – технология сотрудничества. Цель данной технологии – формирование навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста [8]. Работа с использованием данной технологии построена по этапам: вначале детям предлагается какая-либо проблемная ситуация, которую им предстоит решить, затем – определение формы организации детей для решения задачи, после этого – выполнение задания. На конечном этапе предполагается взаимопроверка и взаимооценка, которая осуществляется группами, парами [9].
Для того чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения педагог должен организовывать занятия, в результате которых у детей формируются представления о коллективистических качествах, таких как взаимопомощь, товарищество, дружба и другие.