Технологии развития межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

№56-4,

педагогические науки

В статье анализируются способы развития во внеурочной деятельности навыков взаимоотношений у детей младшего школьного возраста. Для этого могут быть использованы ролевые и дидактические игры, инсценировки, коллективно- творческие дела

Похожие материалы

Проблема развития навыков межличностных взаимоотношений младших школьников остается актуальна и в настоящее время, потому что многие дети неспособны выстраивать межличностные взаимоотношения в группе по ряду причин: разные индивидуальные особенности, черты характера, темперамент, особенности воспитания и множество других отличий [2,3].

Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в младшем школьном возрасте. Опыт первых отношений во многом определяет особенности отношения детей к себе, к другим, к миру. Далеко не у всех этот опыт складывается удачно.

Для учителя также очень важно, какие взаимоотношения будут у детей. Так как именно в коллективе у детей формируются качества, ценностные ориентации, характер, навыки сотрудничества, желание быть общественно полноценной личностью. Именно в коллективе ребенок чувствует себя уверенно, спокойно [4].

Оптимальная форма организации развивающей среды, в которой дети устанавливают дружеские взаимоотношения, развивают навыки общения, умеют разрешать конфликты и отстаивать свое мнение, является внеурочная деятельность. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что дети обычно начинают объединяться по симпатиям, общим интересам, совместной деятельности: например, они интересуются футболом, рисованием или пением [1].

Внеурочная деятельность даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В группе складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровьесберегающей среды [10]. Во время внеурочной деятельности происходит развитие пытливости, любознательности каждого ученика, самостоятельности и ответственности [11].

Для развития навыков взаимодействия существует множество технологий, например технология развития диалогического общения А.Г. Арушановой. Это технология направлена на развитие коммуникативной компетенции. В качестве основных форм организации диалога используются: дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки, какие – либо сценарии [5].

Кроме того, может быть использована технология формирования умений общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста С.С.Бычковой [6]. Автор данной технологии выделяет такие умения:1 группа - использовать речевые этикетные формулы; устанавливать контакт; выражать свое настроение; 2 группа умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние [7]. Ещё одна технология – технология сотрудничества. Цель данной технологии – формирование навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста [8]. Работа с использованием данной технологии построена по этапам: вначале детям предлагается какая-либо проблемная ситуация, которую им предстоит решить, затем – определение формы организации детей для решения задачи, после этого – выполнение задания. На конечном этапе предполагается взаимопроверка и взаимооценка, которая осуществляется группами, парами [9].

Для того чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения педагог должен организовывать занятия, в результате которых у детей формируются представления о коллективистических качествах, таких как взаимопомощь, товарищество, дружба и другие.

Список литературы

  1. Петухова, А.Е. Профилактика и медико-психологическая коррекция дезадаптации у школьников /А.Е. Петухова, О.В. Якубенко // Вопросы современной педиатрии. № 1, том 5. – Издательская группа «ГОЭТАР-Медиа», 2006. – С. 463.
  2. Суслов И.Н. Ценностные аспекты организации и методики проведения детских игр / И.Н. Суслов, П.И. Фролова // Омский научный вестник. – 2002. – № 19. – С. 195-198.
  3. Фролова, П.И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода / П.И. Фролова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; под редакцие О.И. Ключко. – 2016. – С. 557-563.
  4. Фролова, П.И. Проблемы психологической готовности и адаптации в процессе подготовки детей к обучению в школе // NovaInfo.Ru. 2016. – Т. 3. – № 54. – С. 264-269.
  5. Фролова, П.И. Психология и педагогика: учебное пособие / П.И. Фролова, А.В. Горина, М.Г. Дубынина . – Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  6. Чердынцева, Е.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности / Е.В. Чердынцева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 6. – С. 33.
  7. Чердынцева, Е.В. Особенности формирования внутренней позиции школьника у первоклассников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева// Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 103-105.
  8. Чердынцева, Е.В. Технология организации внеурочной деятельности в начальной школе / Е.В. Чердынцева// Научный потенциал. – 2014. – № 1 (14). – С. 88-91.
  9. Чердынцева, Е.В. Технологии формирования психологопедагогической компетентности у родителей младших школьников/ Е.В. Чердынцева // Начальная школа плюс До и После. – 2013. № 4. – С. 24-26.
  10. Якубенко, О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников /О.В. Якубенко// Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции–Н. Новгород, Изд-во Мининского университета, 2016.–С.292-294.
  11. Якубенко О.В. Проблемы адаптации обучающихся в условиях модернизации образования / О.В. Якубенко // NovaInfo.Ru. – 2016.– Т. 2. № 55. – С. 371-374.