Развитие речи дошкольников посредством применения компьютерных технологий

NovaInfo 56, с.368-371, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье описан опыт применения компьютерных технологий для развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. При этом компьютерные технологии используются как альтернатива деструктивному влиянию компьютерных игр на психику современного ребёнка.

Ключевые слова

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Текст научной работы

Развитие речи детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной проблемой [1]. Своевременное формирование речи у дошкольников приводит к положительному опыту общения, желанию развивать коммуникации со сверстниками [2].

В настоящее время увеличивается количество детей с различными психофизиологическими отклонениями, которые приводят к задержкам развития речи. Это, в свою очередь, затрудняет общение, приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к ненужным конфликтам [3]. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера [4]. Для развития речи дошкольников существует множество средств: развитие мелкой моторики, организация совместной деятельности, средства арт-подхода. Однако, современное общество, вступая в эпоху глобализации, всё больше использует компьютерные технологии в различных сферах жизни. С одной стороны, эта тенденция может оказывать деструктивное влияние [5,6].

Вовлечение дошкольников в компьютерные игры очень быстро приводит к формированию у них компьютерной зависимости [7]. Одна из причин этого заключается в том, что основой формирования вредной привычки является ведущая деятельность дошкольников – игровая. Кроме того, ускоряет формирование зависимости необыкновенная яркость изображения, хороший качественный звук, динамичность игры. Ускоряет отождествление себя с образом героя компьютерной игры фокус с видом «из глаз». Однако, использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками может приносить и большую пользу. Поэтому всё большую популярность среди педагогов, работающих с дошкольниками в различных развивающих центрах, набирают образовательные информационно-коммуникативные технологии [8].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность аппаратных и программных средств, а также технологических решений, обеспечивающих применение компьютеров и телекоммуникаций при решении задач сбора, передачи, обработки, хранения и использования информации [10].

Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) понимаются аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий [9].

Нами был разработан комплекс упражнений по формированию звуковой культуры речи с использованием интерактивной доски. Он был направлен на развитие слухового внимания, артикуляционного аппарата, правильного произношения звуков. Для его использования необходимо наличие специального оборудования, такого как сенсорная интерактивная доска Smart Board и базовое программное средство Smart Notebook. Активное время работы с ПС составляет 5-7 минут, затем требуется переключение внимания, краткий отдых. Система заданий включает в себя практические упражнения, предполагающие использование маркера, либо перемещение объектов. Форма работы – индивидуальная или групповая.

В процессе выполнения упражнений детям предлагают сделать артикуляционную гимнастику вместе со сказочным героем, прослушать и повторить различные звукосочетания, правильно дифференцировать звуки. При организации занятий у детей повышается мотивация к занятиям, что является педагогическим условием развития как речевой, так и познавательной сферы, повышению самооценки [11] .

Таким образом, использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий способствует развитию речи и познавательной сферы дошкольников, что является условием преодоления трудностей общения и развитию их коммуникативных способностей.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамова, Т.И. Причины и коррекция функциональных дисфоний // Т.И. Абрамова, О.А. Зайко //NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. – № 55. – С. 350-353.
  2. Демиденко, С.О. Игровое сопровождение как условие успешного развития детей в ДОУ / С.О. Демиденко, О.В. Якубенко // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Пермь, Изд-во ФГБОУ ВПО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2015. – С. 383-385.
  3. Демиденко, С.О. Принципы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста / С.О. Демиденко, О.В. Якубенко //Современная наука: проблемы и пути их решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Кемерово, Изд-во Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, 2015. – С. 86-89.
  4. Демиденко, С.О. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как структурное личностное образование / С.О. Демиденко, О.В. Якубенко //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – Т. 1. № 3 (4). – С. 112-113.
  5. Мурзина, Н.П. Методология и технология профессионализации будущих педагогов в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева // Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного развития: материалы международного форума. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет". – 2015. – С. 96-101.
  6. Суслов, И. Н., Сущность и функции игры в образовательном процессе / И. Н. Суслов, П. И. Фролова // Омский научный вестник. – 2002. – № 20. – С. 176–179.
  7. Суслов, И. Н. Ценностные аспекты организации и методики проведения детских игр / И. Н. Суслов, П. И. Фролова // Омский научный вестник. – 2002. – № 19. – С. 195–198.
  8. Фролова, П. И. Использование информационных технологий в организации ценностного подхода в воспитании и обучении // П. И. Фролова / Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества : материалы межвузовской науч.-метод. конференции, Омск, 2-3 марта 2005 г. – Омск: СибАДИ, 2005. – С. 142–143
  9. Фролова, П.И. Проблемы психологической готовности и адаптации в процессе подготовки детей к обучению в школе // NovaInfo.Ru. 2016. – Т. 3. – № 54. – С. 264-269.
  10. Фролова, П.И. Психология и педагогика: учебное пособие / П.И. Фролова, А.В. Горина, М.Г. Дубынина . – Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  11. Якубенко, О.В. Развитие социальных эмоций дошкольников как фактор формирования духовно-нравственной культуры личности / О.В. Якубенко // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. – С. 196-200.

Цитировать

Якубенко, О.В. Развитие речи дошкольников посредством применения компьютерных технологий / О.В. Якубенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 368-371. — URL: https://novainfo.ru/article/9412 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться