Психология как неотъемлемый аспект социальной работы

NovaInfo 58, с.437-440, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

В данной работе рассматривается взаимосвязь социальной работы и психологии, с точки зрения психосоциальных концепций, которые формируют основы технологии и методологии социальной работы.

Ключевые слова

ВЗАИМОСВЯЗЬ, МЕТОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, ПРОТИВОРЕЧИЕ

Текст научной работы

Социальная работа, как область профессиональной деятельности, способствующая общественным изменениям, еще в процессе своего становления была тесно связана с психологическими аспектами, и подразумевала психосоциальную работу с индивидом и группой.

Поддержка и защита, социализация и коррекция, реабилитация, а также ресоциализация представляют собой непосредственную методологическую основу психосоциальной практики.

Наиболее актуальные подходы к социальной работе опираются на основные концептуальные учения психологии, выраженные в идеях З.Фрейда, К.Юнга, К. Роджерса, А.Маслоу, объясняющие личностные поступки индивидуума, его характерные черты в результате индивидуального экспансивного состояния. Разработанные данными исследователями концепции, позволила наполнить феномен клиента и создать многочисленные методы социальной помощи, через личностные особенности и непосредственный контакт нуждающегося в помощи с социальным работником. В эти концепции прежде всего входят психодинамический, гуманистический, системный психологический подход.

Психодинамические теории как известно, рассматривают человека с индивидуальной точки зрения, как нечто уникальное и неповторимое благодаря особенным интрапсихическим процессам, или другими словами, внутренним процессам психики. Вопрос изучения индивидуализации душевного процесса путем анализа - вот, что является основным фактором в построении механизмов психо-социальной помощи, приверженцев данной теории. Клиент рассматривается, с точки зрения данного подхода, как пациент, а социальный работник - как аналитик, или даже «социальный» врач. Взаимоотношения в процессе работы между пациентом и аналитиком являются частью «терапевтического» контакта в ходе раскрытия «неосознанного материала», они могут как содействовать решению поставленной проблемы, так и мешать.

Как отмечает Е.И. Холостова, «психоанализ является основой для диагностической теории социальной работы, что определяет метод индивидуальной психосоциальной работы». [3]

Большое значение в практике социальной работы является важнейший принцип психоаналитической теории: «взаимосвязь личности и окружающей среды». Исследования показали, что психосоциальные проблемы личности зависят от особенностей окружающей среды: социального окружения индивида, моральных принципов, традиционных устоев, семейных отношений, социальному статусу и др.

Для практики социальной работы особенное значение, по мнению Фирсова, приобретают следующие направления: «психодиагностика, психологическое консультирование, использование техник, приемов, методов психологического взаимодействия с клиентом». [2]

Важным значением в практической деятельности специалиста является активное внедрение в методику социальной работы психологических концепций для оказания наиболее профессиональной комплексной помощи клиентам.

Поведенческий подход, также нашел свое отражение в практической деятельности социальной работы. Он связан с формами социальной адаптации, трансформацией поведения, с практической социализацией. Клиент рассматривается как человек, имеющий проблемы с поведением, ошибками социального обучения. Дезадаптация, помощь клиенту найти выход из этого состояния, через социализацию и адаптацию - вот в чем заключается основной “фронт” работы специалиста по социальной работе, исходя из данной концепции.

Как известно, «психология – это особая наука со своим предметом исследования, искусство воздействия на человека с целью изменения или коррекции его представлений о мире и самом себе, его сознания и понимая».[1] Социализация человека в обществе и создание благоприятных условий для его существования – основа деятельности профессионалов в сфере социальной работы.

Современная психология представляет «большие возможности использования в социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра». [4]

Основным направлением, применяющимся в теории и практики социальной работы, является гуманистическая психология.

Цель гуманистической психологии заключается в изучении уникальности и неповторимости личности, которая постоянно находится в процессе созидания и осознания своего гармоничного положения в обществе.

Точно так же, и социальная работа ставит своим главным приоритетом идеи гуманистов: уважение к достоинству человека, забота о благе людей, всесторонние развитие, стремление создать благоприятные условия для жизни человека в обществе и защиты его прав. Смысл социальной работы заключается в компенсации определенных социальных ущербов, выравнивании возможности различных групп путем установления социальной справедливости.

Клиенты способны выходить из трудных жизненных ситуаций, как внутреннего, так и внешнего характера, путем формирования о себе представления как о цельной гармоничной функционирующей личности, востребованном обществом. Конечно путем социально-терапевтических усилий, благодаря профессиональным навыкам, приложенных социальным работников.

Как теоретики, так и практики психосоциальной работы, прежде всего, говорят о принципе доверительных отношений между клиентом и социальным работником. Доверие базируется на двух основных правилах: принятие, или выражение сочувствия, симпатии к клиенту и самоопределение или право клиента самостоятельно принимать решения.

Особое внимание в социальной работе уделяется ситуации человека, которая указывает на потребности человека и их влияние на его психосоциальное состояние.

Для наиболее четкого определения значения психологических знаний для социальной работы необходимо проиллюстрировать их с практической точки зрения. Например, специалисты по социальной работе чаще всего взаимодействуют с людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными. Работа с такими клиентами требует определенных методов и усилий, для позитивного результата. Владение психологическими знаниями, значительно облегчит и увеличит шансы социального работника на успех.

Если обобщить клиентуру специалиста по социальной работе, то можно сказать, что каждая группа нуждающихся в психосоциальной помощи людей, требует к себе индивидуального подхода, что требует от социального работника профессиональной эрудиции, которая также заключается в знании разнообразных психологических концепций.

Если следовать тезису, что одной из профессиональных функций социальных работников является оказание психологической поддержки в двух направлениях. Во-первых, хоть социальный работник не узконаправленный специалист, его квалификация позволяет оказать клиенту первичную психологическую помощь, а во-вторых по той же самой причине, социальный работник может выступить в качестве посредника, путем взаимодействия с конкретными специалистами в необходимой клиенту области.

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Читайте также

Список литературы

  1. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.: ил. - (Серия “Учебник для вузов”). - С. 61-62
  2. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с. - С. 24-25
  3. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 905 с. — Серия : Бакалавр. - С. 183-185
  4. Пол Клейнман. Психология. Люди, концепции, эксперименты/ Paul Kleinman. Psychology. Facts, basics, statistics, tests and more./ Редактор.: О. Медведь., Издательство.: “Манн, Иванов и Фербер”,2016.- 272 с. - С. 43

Цитировать

Севитова, Н.Е. Психология как неотъемлемый аспект социальной работы / Н.Е. Севитова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 437-440. — URL: https://novainfo.ru/article/10956 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться