О высшем образовании студентов в условиях реформ системы образования

№58-6,

педагогические науки

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы высшего образования на фоне происходящих реформ. Либерализация образовательного процесса, рост количества вузов и появление их многочисленных филиалов, возникновение негосударственного сектора образования привели к значительному увеличению численности студентов по сравнению с советским периодом.

Похожие материалы

Одной из актуальных задач постсоветского периода в развитии российского общества является формирование новых способов взаимодействия между социальными институтами. Отчасти этому способствует глобализация, при которой рыночные императивы значительно расширили границы своего влияния, включая и сферу образования.

Начало реформирования системы образования в России получило юридическое оформление в 1992 г. с принятием Закона РФ «Об образовании». Формирование нового социального заказа не разрешило, а, напротив, обострило противоречия отечественной системы образования, накопленные в советский период. Либерализация образовательного процесса, рост количества вузов и появление их многочисленных филиалов, возникновение негосударственного сектора образования привели к значительному увеличению численности студентов по сравнению с советским периодом. Высшее образование перестало быть эксклюзивным, одновременно с приобретением массовости обучаемых и резким сокращением объемов государственного финансирования в ряде случаев понизилось качество образования.

Теоретики педагогических учений конца XX – начала XXI века утверждают, что гуманистическая направленность является важной составляющей реформирования как российского образования, так и образования в более глобальном, общемировом понимании. Гуманитаризация и гуманизация образования создают надежную основу для сохранения и воспроизводства важнейших человеческих нравственных ценностей. Интенсивное развитие интеграционных процессов в социокультурной и образовательной сферах на мировой арене сопровождается более активным взаимодействием различных культур и усилением роли гуманистических традиций и отношений.

Гуманитаризация образования представляет собой систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых. Гуманизация образования опирается на ценности гуманизма. Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Называя гуманистические ценности одним из условий выживания человечества, Л.П. Лиферов справедливо отмечает: «Гуманитаризация и гуманизация помогут формированию нового человека – с открытым сознанием, способного анализировать жизнь и строить систему своих знаний как опыт человека, направленного на поиск истины, а не готовых рецептов. Осознанный опыт определяет культурное состояние человека и вовлекает его в развитие культуры».

Идеи гуманистического образования получили мощный импульс к развитию во второй половине 1980-х годов. Они были обусловлены не только особенностями исторического развития России, но и отражали важнейшие тенденции современного мирового цивилизационного процесса. По верному мнению, Е.Б. Попова, «гуманистическая педагогика есть исторически сложившееся направление в теории и практике образования, ориентированное на изучение, обоснование и создание условий, содействующих индивидуальному развитию, личностному становлению и самореализации субъектов образования».

Интеграционные процессы способствуют превращению Европы в многоязычное пространство, в котором национальные языки имеют равные права. С открытием границ между государствами усиливается мобильность людей, их мотивация к изучению иностранных языков, а также установлению и поддержанию контактов внутри своей страны и за рубежом. Значительные усилия педагогов направляются на достижение синтеза культурно-специфических когнитивных стилей, социальных моделей поведения и коммуникационных кодов. «Научить молодежь, – пишет Т.А. Дмитренко, – понимать и ценить своеобразие различных культур, воспитывать ее в духе толерантности – важнейшая задача, равновеликая задачам реформирования всей системы образования».

Лингвосоциокультурная компетентность является социальным феноменом, так как реализуется при взаимодействии с людьми, являющимися носителями различных языков и культур. Как показало исследование, лингвосоциокультурную компетентность можно рассматривать с точки зрения ее личностной и деятельности направленности. К деятельностной стороне ЛСК компетентности относятся компонент «знание» компонент «умение реализовать знания на практике» (или опыт их использования). В государственных стандартах и квалификационных требованиях к специалистам содержание профессиональной подготовки определяют именно эти компоненты.

Реализация концепции формирования ЛСК компетентности студентов гуманитарного вуза обеспечивает формирование у них гуманистических ценностей многих культур и способность к успешному межкультурному взаимодействию в профессиональной сфере. Именно поэтому, на наш взгляд, интеграция гуманистической и компетентностной составляющих является основой реформирования высшего профессионального гуманитарного образования в России. Это поможет сделать всю систему российского образования более прозрачной и понятной для европейского и мирового сообщества и, несомненно, будет способствовать по мере возможности сохранению лучших национальных традиций российского образования, которыми считаются научность, системность и фундаментальность.

Компетентностный подход, по нашему мнению, является одним из основных инструментов для обеспечения прозрачности систем высшего профессионального образования и квалификаций стран Болонской зоны и некоторых других образовательных систем мира. Унификация терминологии в сфере образования необходима для того, чтобы обеспечить взаимное понимание между участниками Болонского процесса посредством согласования и установления результатов обучения выпускников вузов. Важно помнить, что разработка целостной системы профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза должна опираться на гуманистическую основу реформирования образования в России.

Подводя итог вышесказанного можно сказать, что на уровне государства гуманизация и гуманитаризация способствуют повышению гражданской самоидентификации, интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народа, преодолению замкнутости, изолированности, выходу в европейское и мировое образовательное пространство, повышению гуманитарного и культуротворческого потенциала народа и переходу к гражданскому обществу. На глобальном уровне оно направлено на достижение политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами, на установление паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями.

Список литературы

  1. Высшее образование в России. Аналитический доклад / Под рук. В.Л. Глазычева. — М., 2004.
  2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; редкол.: М.М. Безруких [и др.]. М. : Большая российская энциклопедия, 2003. С. 58.