Технология обработки результатов психолого-педагогической диагностики респондентов в среде Microsoft excel

№59-1,

Педагогические науки

В данной статье рассматриваются вопросы применения технологии обработки результатов психолого-педагогической диагностики респондентов в среде Microsoft Excel.

Похожие материалы

В настоящее время в системе образования наблюдается тенденция выявления склонностей и способностей учащихся, а также ранней профориентации. Для многих выпускников школ выбор профессии составляет трудности из-за незнания своих способностей, как следствие, они не трудоустраиваются по специальности. Значит, необходима ранняя всесторонняя диагностика с целью выявления наклонностей и предпочтений для дальнейшего развития тех или иных способностей в конкретной деятельности.

Одним из вариантов решения данной проблемы является психолого-педагогическая диагностика личности. Существует огромное количество психологических тестов, опросников для определения интересов, склонностей, способностей детей, мотивов выбора учащихся, направленности личности и определения уровня развития. Однако, при проведении тестов психологами и педагогами возникают трудности с обработкой результатов, так как объём информации достаточно велик и затрачивается не мало времени. [1-3] Конечно, существуют всевозможные онлайн-тесты на просторах интернета, однако, надёжные и валидные психодиагностические методики, как правило, довольно сложные в обработке. Следовательно, стоит задача в оптимизации данного процесса. Данную проблему можно решить с помощью программного обеспечения Microsoft Excel.

Перечислим основные преимущества осуществления психодиагностики при помощи Microsoft Excel:

  • экономия времени при обработке результатов, необходимая при работе с группой тестируемых;
  • тестируемому не нужно вдаваться в подробности методики проведения диагностики, не приходится заниматься заготовкой бланков, подсчетом и обработкой результатов;
  • вместо стандартного ключа для обработки результатов программа по заранее заданным формулам проводит подсчёт и выводит результат;
  • использование инструментов Excel для удобного и комфортного прохождения тестирования;
  • вывод результатов в виде наглядных диаграмм;
  • правильно составленные формулы исключают ошибки при обработке результатов;
  • возможность накопления и сохранения электронной базы данных для дальнейшего анализа и ведения статистики.

Наряду с преимуществами в реализации тестов таким способом есть и свои недостатки. Подготовка тестов в программной среде довольно трудоёмкий процесс. Необходимо не только умение работать в Microsoft Excel, но и умение оптимально представить методику диагностики в табличной среде.

Приведем пару примеров известных тестов, разработанных нами в среде Microsoft Excel.

Рассмотрим наиболее популярный в диагностике профессиональной направленности личности дифференциально-диагностический опросник Е. Климова. Данный опросник рассчитан на подростков и взрослых с целью профориентации.

Фрагмент опросника представлен на рисунке 1. Задача тестируемого поставить знаки плюс или минус в соответствующие ячейки.

После заполнения «Листа ответов» для получения результата тестируемому необходимо кликнуть мышью по гиперссылке, которая отображает Лист с обработанными данными и выводит результат. В соответствии с ключом в данном опроснике необходимо подсчитать количество плюсов и минусов.

Фрагмент опросника.
Рисунок 1. Фрагмент опросника.

Для определения плюсов в ячейке можно использовать следующую формулу:

=ЕСЛИ(Лист2!C$8="+";1;ЕСЛИ(Лист2!C$8="++";2;ЕСЛИ(Лист2!C$8="+++";3;0))) (см. рис. 2). Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «–».


Рисунок 2. Обработка данных.

Далее по каждому из пяти вертикальных рядов, которые относятся к пяти типам профессий, необходимо найти разность между количеством плюсов и минусов, и полученный результат записать в поле «Сумма».

Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий [1].

Область обработки данных (ячейки) можно скрыть изначально, так что тестируемый увидит только те значения (количество плюсов и минусов, алгебраическая сумма), которые необходимы для интерпретации результатов диагностики (см. рис. 3).

Результат тестирования.
Рисунок 3. Результат тестирования.

Аналогичный способ построения в Excel применим и для теста Д. Голланда по определению профессионального личностного типа.

Рассмотрим ещё один тест, который предназначен для определения самооценки личностных творческих характеристик учащегося. Фрагмент опросника приведен на рисунке 4.

Тест с выбором одного ответа из предложенного списка.
Рисунок 4. Тест с выбором одного ответа из предложенного списка.

В данном случае учащемуся необходимо напротив утверждения отметить своё отношение к нему, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Среди утверждений найдутся такие, которые определенно подходят учащемуся лучше, чем другие, их следует отметить вариантом «В основном верно (да)». Некоторые предложения подходят лишь частично, их следует отметить вариантом «Отчасти верно(может быть)». Другие утверждения не подойдут совсем, их нужно отметить вариантом «В основном неверно (нет)». Те утверждения, относительно которых учащийся не может прийти к решению, нужно отметить вариантом «Не могу решить (не знаю)» [2, 3-6].

Данный опросник позволяет оценить, в какой степени способными на риск, любознательными, обладающими воображением и предпочитающими сложные идеи считают себя испытуемые. По ключу к опроснику мы организовали обработку одним из приведённых способов на рисунке 5, в ходе которого можно сразу проанализировать полученный результат по четырём показателям.

Результат четырех показателей по каждому фактору.
Рисунок 5. Результат четырех показателей по каждому фактору.


При необходимости демонстрации процентного соотношения можно добавить диаграмму в табличном редакторе (см. рис. 6).

Диаграмма  самооценки творческих характеристик личности.
Рисунок 6. Диаграмма самооценки творческих характеристик личности.

Таким образом, программа Microsoft Excel предоставляет широкие возможности в организации психолого-педагогической диагностики. Существенным преимуществом реализации тестов в Excel является удобство прохождения тестирования и оперативная обработка результатов [19-23]. Предлагаемая технология позволяет преподавателям и учителям подготовить результаты психолого-педагогической диагностики для проведения дальнейших исследований: классификации респондентов в пространстве информативных признаков с целью поиска латентных закономерностей [6-11, 15-19]; прогнозирования поведения обучающихся в ближайшем будущем [20-26]; распознавания неизвестных (новых, вновь прибывших) учеников; анализа и обоснования внедрения в учебный процесс новых методик и инновационных технологий и т.д. [27-32].

Список литературы

  1. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 375, [1] с.
  2. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб: Речь, 2003. – 96 с.
  3. Шубович В.Г., Аленова А.Н. Анализ методов оценки профессиональных компетенций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 75-78.
  4. Осина Я.Б., Аленова А.Н. Реализация психолого-педагогической диагностики при помощи Microsoft Excel // Образование и информационная культура: теория и практика Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2016. С. 137-141.
  5. Аленова А.Н., Шубович В.Г., Фёдорова Е.А., Семенов А.А. Факторный и кластерный анализ: поиск закономерностей при проведении психолого-педагогических исследований // Информационные технологии в образовании Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. 2015. С. 11-16.
  6. Аленова А.Н. Современные методы оценивания профессиональных компетенций у студентов вуза // Поволжский педагогический поиск. 2014. № 3 (9). С. 41-43.
  7. Фёдорова Е.А., Шубович В.Г., Петрищев И.О. Развитие творческой активности студентов факультета физической культуры и спорта на основе ТРИЗ-педагогики // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11. № 3. С. 143-149.
  8. Федорова Е.А. Развитие творческой активности студентов на основе ТРИЗ-педагогики //Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 60-63.
  9. Фёдорова, Е.А. Диагностика творческой активности студентов // Вопросы преподавания информатики в средних, средних профессиональных и высших учебных заведениях материалы Научно-практической конференции. Научные редакторы: Верник А.Н., Кожевникова О.В.. Ульяновск, 2008. С. 103-105.
  10. Фёдорова Е.А. Развитие творческой активности студентов через структурную схему решения задач // Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2008. С. 105-108.
  11. Фёдорова Е.А. Обучающие программные педагогические средства //Наука и школа. 2012. № 2. С. 66-68.
  12. Петрищев И.О., Шабанов Е.В. Возможные риски использования свободного программного обеспечения в учебном процессе // Информационные технологии в образовании Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2013. С. 172-174.
  13. Шубович В.Г., Семенов А.А., Аленова А.Н. Подготовка и проведение соревнований по робототехнике на базе микрокомпьютера LEGO EV3.//Образование и информационная культура: теория и практика. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Под. ред. Ю.И. Титаренко. Ульяновск, 2015. С. 83-87.
  14. Шубович В.Г., Семенов А.А., Федорова Е.А. Методика проведения занятий по робототехнике на базе набора LEGOEV3 // Образование и информационная культура: теория и практика Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2015. С. 124-128.
  15. Шубович В.Г., Федорова Е.А. Решение логических задач по информатике с использованием стандартных функций Mathcad // Образование и информационная культура: теория и практика. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2015. С. 120-124.
  16. Шубович М.М. Содержание психолого-педагогического сопровождения взаимодействия образовательного учреждения с семьей в социальном становлении детей и подростков //Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 191-199.
  17. Шубович М.М. Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 14-19.
  18. Шубович М.М. Креативность в понятийном поле категории «творчество» // Акмеология. 2009. № 4 (32). С. 26-30.
  19. Шубович М.М. Компетентностный подход как идеология современного личностно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 5. С. 397-403.
  20. Шубович В.Г., Шубович М.В. Использование тестов закрытого типа в системе оценивания качества современного образования // Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образование и культура Сборник материалов первой научно-методической интернет-конференции. 2008. С. 101-105.
  21. Шубович М.В., Верещагина И.Н. Таксономический подход в вопросах мониторинга качества обучения курсантов // Сборник тезисов и докладов XXIX военно-научной конференции 2005. С. 50-52.
  22. Шубович В.Г., Шубович М.В. Применение беспроводных сетей в учебном процессе вуза // Сборник тезисов и докладов XXIX военно-научной конференции 2005. С. 69-71.
  23. Шубович В.Г., Знаенко Н.С., Капитанчук В.В., Миронова Л.В., Шубович М.В. Развитие мотивации учебной деятельности при изучении естественно-научных дисциплин в вузе (военно-теоретический труд) // Военная академия тыла и транспорта (филиал, г. Ульяновск). Ульяновск, 2009.
  24. Шубович В.Г., Федорова Е.А. Организация видеоконференций в рамках дистанционного образования на базе LMS MOODLE // Образование и информационная культура: теория и практика Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2015. С. 116-120.
  25. Шубович В.Г. Становление и развитие системы профессионального образования в Симбирской губернии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2013
  26. Шубович В.Г. Подготовка преподавателей профессиональных школ в Симбирской губернии в середине - конце XIX века // Вестник Екатерининского института. 2010. № 4. С. 26-28.
  27. Шубович В.Г., Знаенко Н.С., Степанов В.М. Обоснование необходимости поправки на вычисление коэффициентов стеновой шкалы // Научно-технический сборник Ульяновский филиал ВАТТ. Ульяновск, 2000. С. 84-88.
  28. Шубович В.Г., Полякова Т.С., Капитанчук В.В. Формирование профессиональных знаний на основе метода матричного кодирования. // Информационные технологии в образовании: Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Главный редактор: Ильина Н.А., ответственный редактор: Титаренко Ю.И. Ульяновск: УлГПУ, 2013. С. 241-247.
  29. Шубович В.Г., Терентьева Ю.Ю., Смагин А.А. Преобразование измерительной информации для хранения и передачи ее по каналу связи // Научно-технический сборник Ульяновское высшее военно-техническое училище. Ульяновск, 1998. С. 117-123.
  30. Титаренко Ю.И., Шубович В.Г., Федорова Е.А., Аббязова М.Г. Лабораторный практикум по программированию для бакалавров. Учебное пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2015. 48 с.
  31. Шубович В.Г., Капитанчук В.В., Худынин С.В., Знаенко Н.С., Петрищев И.О., Федорова Е.А. Разработка и внедрение в учебный процесс вуза технологий интенсивного обучения с целью преподавания дисциплин естественно-научного цикла (военно-теоретический труд) // Военная академия тыла и транспорта (филиал, г. Ульяновск). Ульяновск, 2007.
  32. Шубович В.Г. Анализ подходов к оценке экономической эффективности информационной технологии // Научно-технический сборник Ульяновское высшее военно-техническое училище. Ульяновск, 1998. С. 134-139.