Методико-педагогические аспекты профессионального самоопределения личности

№50-1,

Педагогические науки

Максимально точное нахождение своего места в жизни и дальнейшая реализация заложенного потенциала являются результатами успешной профессиональной ориентации каждого субъекта на этапе личностного и профессионального самоопределения. Авторами систематизированы возможные составляющие такой социально-педагогической деятельности и составлена программа успешного профессионального самоопределения личности. Программа ориентирована на учащихся подросткового возраста (9 класс), находящихся на этапе выбора профессии.

Похожие материалы

Максимально точное нахождение своего места в жизни и дальнейшая реализация заложенного потенциала являются результатами успешной профессиональной ориентации каждого субъекта на этапе личностного и профессионального самоопределения. Авторами систематизированы возможные составляющие такой социально-педагогической деятельности и составлена программа успешного профессионального самоопределения личности.

Цель этой работы определена как развитие уровня профессионального самоопределения личности. Субъект осуществления деятельности – социальный педагог или психолог. Объект – программа ориентирована на учащихся подросткового возраста (9 класс), находящихся на этапе выбора профессии.

Ожидаемый результат работы:

  • ознакомление подростков с новыми востребованными профессиями на рынке труда на сегодняшний день,
  • осведомленность подростков с основами выбора профессии и его многообразием,
  • формирование интереса к выбору профессии, мотивации и установки на профессиональные и жизненные планы, присутствие жизненной перспективы, и как следствие, – выраженного чувства социальной защищенности,
  • понимание подростком материальной стороны жизни, самостоятельность в выборе профессии, проявление заинтересованности к урокам труда и профессиональному выбору.

Принципы:

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей (предлагается деятельность, которая является ведущей в данном возрасте для профессионального самоопределения),
  • принцип наглядности (использование наглядных средств: электронные презентации, картинки, пособия, буклеты и т.д.),
  • принцип доступности и посильности (предлагаемые задания должны быть понятны и доступны),
  • принцип оптимизма (уверенность в улучшении имеющихся результатов благодаря собственным воспитательным действиям, опора на положительное в личности и жизненном опыте подростка),
  • принцип рефлексивности (умение взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны, глазами окружающих, оценить предпринятые шаги),
  • принцип природосообразности (руководство факторами естественного, природного развития подростка),
  • принцип гуманизма (уважение к личности подростка),
  • принцип культуросообразности (воспитание на общечеловеческих ценностях, с учетом особенностей этнической и региональной культур).

Содержание деятельности:

  • расширение представлений о себе, о своих интересах,
  • ознакомление с миром профессий, с профессиональными требованиями и общественной востребованностью того или иного труда,
  • формирование умения планировать образ будущего профессионала, осознание собственной иерархии ценностей, моделирование профессиональной перспективы подростка,
  • формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале.

Эта работа ориентирована на профессиональное самоопределение личности подроста посредством его включения в разнообразную совместную деятельность со сверстниками (игра, прогулки, рисование, просмотр фильмов). Все это в дальнейшем может привести к самостоятельному точному выбору профессии.

Методы работы:

  • лекционный метод передачи знаний,
  • психологические методы исследования качеств личности,
  • методы социально-психологического тренинга, дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования, мозгового штурма.

Формы и направления:

  • индивидуальные (беседы) и групповые (консультации, собрания, дискуссии, анкетирование),
  • упражнения (с диагностическими, контрольными, консультативными целями, классные часы, часы общения в группах, игровые упражнения.

Средства:

  • природные – мир природы,
  • технические – аудио (музыка), видео (мультфильмы),
  • символические – картинки, пособия.

Условия:

  • материальные – занятия проводятся в соответствующим образом подготовленном и оснащенном помещении,
  • гигиенические – освещенность, проветренность, режим труда и отдыха,
  • психологические – психологический комфорт подростка, которого не следует насильно заставлять заниматься какой-либо деятельностью,
  • временные – продолжительность, частота и общий объем часов, запланированных для деятельности.

Психолого-педагогический механизм:

В обращении с подростком желательна уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация.

Технология осуществления методики:

Данная программа может быть реализована социальным педагогом или психологом совместно с классным руководителем.

Для выявления профессиональной склонности подростков предлагается проведение социально-педагогической диагностики с использованием методов наблюдения, беседы, опросов, анкетирования. Считается целесообразной работа и с подростком, и с его родителями, и с классным руководителем, а также с преподавателями в школе. Возможно для дополнительной диагностики подростка внедрение психодиагностических методов. При выявлении причины данной проблемы рассматриваются склонности подростка, его успешность в учебной деятельности.

После постановки психолого-педагогического диагноза предлагается следующий порядок работы по профессиональному самоопределению подростков:

  1. Сбор информации о ребенке посредством опроса.
  2. Проведение психодиагностики с применением следующих методик:
    1. диагностика готовности осуществления выбора профессии,
    2. диагностика профессиональных предпочтений,
    3. диагностика профессиональных интересов,
    4. диагностика наиболее востребованных и высокооплачиваемых профессий будущего по последним социологическим данным.
  3. Выступление на педагогическом совете.
  4. Выступление на родительском собрании.
  5. Проведение занятий по профессиональному самоопределению подростков.

Занятия могут быть представлены в различной форме: группой, фронтальной, индивидуальной, по методу активизирующего взаимодействия.

Каждое занятие может состоять из трех этапов: разминки, основной части и подведения итогов.

Предлагается следующая тематика занятий:

  1. Помечтаем о будущей карьере.
  2. Профессии будущего.
  3. Классификация профессий.
  4. Ошибки в выборе профессии.
  5. Профессия и здоровье.
  6. Развитие творческого потенциала личности.
  7. Темперамент и профессия.
  8. Наедине с собой. О понимании, сохранении и развитии индивидуальности.
  9. Сделай свой выбор. Развитие самоанализа и самопознания.
  10. Как я вижу свою профессию. Целеполагание и планирование.

Итоговая диагностика склонности к профессиональному самоопределению подростков может проводиться по тем же показателям, что и во входной диагностике. По результатам проведенной работы возможно определить эффективность реализации программы профессионального самоопределения личности подростков.

Список литературы

  1. Социальные, психологические и педагогические аспекты профориентации деятельности / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7494
  2. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе / Воробьёва А.И. М.: Астрель. – 1987. – 320с.
  3. Моделирование профессиональной компетенции человеческого капитала для инновационной деятельности организации / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7493
  4. Развитие персонала организаций различных техноукладов для создания инновационного продукта / И.В. Носаков, В.Н. Носаков В.Н. // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. – Севастополь: СЭГИ КФУ, 2016. – С. 292-297.