Основы конкурентоспособности организации

NovaInfo 59, с.232-235, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены понятия конкуренции и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Описаны возможные типы конкурентных преимуществ. Приведены возможные способы оценки конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Текст научной работы

Понятие конкуренции появилось в экономике еще в древние времена. Современный термин «конкуренция» происходит от немецкого слова «konkurrenz». Которое в свою очередь образовалось от латинских concurro/concurencia, означающие различные явления (с одной стороны, слияние и взаимопроникновение, а с другой - столкновение).

Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночных отношений, тип взаимоотношений производителей по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителей по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Человека к конкурентной борьбе побуждает стремление превзойти других. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба представляет собой динамический процесс, способствующий лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкурентоспособность фирмы – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкуренция на рынке выполняет следующие функции:

  1. Регулирования. Факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность;
  2. Мотивации;
  3. Распределения. Конкуренция помогает распределить доход среди организаций в соответствии с их эффективным вкладом;
  4. Контроля. Конкуренция контролирует экономическую силу каждого предприятия.

Современная теория конкурентоспособности описывается профессором Гарвардского университета Майклом Портером, который выделяет два типа конкурентных преимуществ: специализацию и более низкие издержки.

Под более низкими издержками подразумевается не только более низкая, чем у конкурентов, себестоимость производства, но и способность компании более рационально организовывать весь цикл операций с товаром – от его разработки до сбыта. Очень важно эффективно выполнить все без исключения операции цикла, не допустить нигде потери времени и лишних издержек. Для того, чтобы достичь успеха следует не только наладить качественное производство, но и отладить на максимальную эффективность весь цикл операций с товаром. В частности, неудача с товаром может ожидать компанию, если она не будет серьезно заниматься его реализацией. Всем известно, что посредники и продавцы товара часто перекладывают свои незапланированные расходы на плечи производителей товара. Для того, чтобы покрыть свои высокие затраты, реализаторы могут потребовать от поставщика высокой скидки, лишив данным образом его прибыли, либо могут установить завышенную торговую наценку, удорожив этим товар и сведя на нет всю экономию затрат, которой удалось достичь производителю за счет рациональной конструкции и хорошо подготовленной технологии производства. Покупатели на рынке, имея выбор, лишние деньги за одинаковый товар, как правило, никому платить не намерены. Именно это понимается под более низкими издержками.

Перейдем к рассмотрению конкурентного преимущества, называемого «специализацией». Специализация – это способность удовлетворять особые потребности покупателей, получая за это премиальную цену, более высокую, чем у основных конкурентов. Для ее обеспечения необходимо освоить искусство выделения среди конкурентов, предлагая покупателям товар, отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе характеристик, определяющих либо качество, либо нестандартным набором потребительских свойств, интересующих покупателя.

При всем этом существует следующее важное условие. В любой данный момент времени компания может строить свою стратегию обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ – либо на специализацию, вызывая интерес у наиболее взыскательных и требующих прежде всего высокое качества клиентов, либо на низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной товаров по сравнению с аналогичными изделиями конкурентов.

Основываясь на таком толковании видов конкуренции, любая компания, взявшаяся за реализацию инвестиционного проекта, может выбрать для осуществления наиболее приемлемую стратегию обеспечения и поддержания конкурентоспособности.

Методические процедуры оценки конкурентоспособности предприятия включают формирование списка ключевых факторов успеха. На следующем этапе проводится ранжирование конкурентов по каждому из этих показателей. Далее для получения общего рейтинга конкурентоспособности определяются средневзвешенные суммы индивидуальных рейтингов каждого конкурента.

Компания, обладающая наивысшим рейтингом, занимает прочные конкурентные позиции. Чем больше разница между общим рейтингом компании и рейтингом ее ближайших конкурентов, тем выше ее конкурентоспособность.

Достоинством метода средневзвешенной арифметической является то, что применяется дифференцированный подход к данным. Минусом является то, что вышеописанный метод не дает ответа на вопрос, какими усилиями достигается такой результат. Соизмерение полученных данных с результатами на их достижение позволит производителю оценить, эффективна ли для него выбранная маркетинговая стратегия.

Ряд экономистов считает, что показатель конкурентоспособности должен включать в себя две составляющие: обобщенный показатель конкурентоспособности товаров и компании и экономическую эффективность деятельности предприятия.

Вторая составляющая – анализ теоретических и методических аспектов оценки эффективности производства – показывает, что в теории оценки экономической эффективности производства не разработан и отсутствует в хозяйственной практике характеризующий ее итоговый показатель и его заменяют частными расчетами отдельных показателей.

Таким образом, конкуренция, с одной стороны, является важнейшим условием существования и развития рынка, и именно конкуренция заставляет производителей внедрять наиболее эффективные способы производства, обновлять номенклатуру изделий, обеспечивать их сбыт и формировать спрос. С другой – формы проявления конкуренции обусловлены состоянием рынка, его тенденциями и цивилизованностью.

Читайте также

Список литературы

  1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев. – М. : Дашков и К, 2014. – 400 с.
  2. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 384 с.: ил.
  3. Собченко Н.В., Диланян К.В. Механизм государственной финансовой политики / В сборнике: Перспективы и закономерности модернизации современного общества: новый взгляд (экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные аспекты) Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 390-392.
  4. Собченко Н.В. Методика оценки эффективности инновационно-инвестиционного проекта / Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 4. С. 277-280.
  5. Собченко Н.В., Склярова Ю.М. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика // Учебно-методическое пособие для студентов направления 08.03.01 - Экономика, профиль "Финансы и кредит" / Ставрополь, 2016.
  6. Экономика/ С.С. Ильин, Т.И. Васильева. – М.:АСТ:СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 544с. – (Высшее образование).

Цитировать

Козлитина, О.Н. Основы конкурентоспособности организации / О.Н. Козлитина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 232-235. — URL: https://novainfo.ru/article/11061 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться