Оценка роли интеллектуального потенциала в развитии предприятия

№85-2,

экономические науки

В статье рассматривается влияние интеллектуального потенциала на развитие предприятия.

Похожие материалы

Развитие предприятия напрямую связано с повышением его инновационного потенциала. Одной из главных составляющих инновационного потенциала является интеллектуальный потенциал.

Актуальность данного подхода доказывает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., где подчеркивается, что для перехода от экспортного-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития необходима реализация ряда направлений, одним из которых является формирование и развитие человеческого капитала.

Поэтому постоянного повышения уровня компетентности и ответственности работников в условиях становления инновационной экономики рассматривают как основное средство повышения эффективности производства.

В самом общем представлении интеллектуальный труд — это труд, порождающий знания, труд, требующий преобразования известных элементов в совершенно новые конфигурации, комбинации необходимые именно в рамках текущей ситуации — и по праву такие действия можно назвать инновационными, творческими.

Движущим фактором инновационных преобразований и условием достижения высоких результатов является интеллектуальный капитал, безусловным носителем которого является человек. Поэтому основной задачей менеджмента на современном этапе является эффективное использование интеллектуальной составляющей трудового потенциала предприятий, который и определяет инновационную силу каждого из них.

Интеллектуальный потенциал — это совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работников, осуществляющих работы по созданию инноваций на промышленных предприятиях и в организациях. Необходимо различать абсолютный, или максимально возможный, и реальный потенциал.

Под абсолютным интеллектуальным потенциалом имеют в виду его величину, которая полностью соответствует сложности проблем, стоящих перед научно-техническим персоналом предприятия.

Реальным потенциалом является тот, который фактически проявляется в условиях осуществления трудовых операций. Различие между абсолютным и реальным интеллектуальным потенциалом и составляет тот возможный резерв роста эффективности наукоемкого производства, который можно получить за счет повышения качества деятельности.

Направления развития интеллектуального потенциала следует рассматривать в количественном и качественном аспектах.

Количественный аспект интеллектуального потенциала наукоемкого предприятия характеризует как темпы его развития в целом, так и в отдельных его составляющих. Качественное развитие интеллектуального потенциала характеризует увеличение личных квалификационных возможностей каждого работника в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ принимать наиболее качественные решения в пределах своей компетенции. Таким образом, качественный интеллектуальный потенциал каждого работника определяется в первую очередь его личными способностями, а также уровнем образования и практическими навыками и является составной частью интегрированного количественного интеллектуального потенциала.

Инновационные преобразования в стране и в регионе могут быть обеспечены как за счет имитации, так и за счет создания технологий, при этом реализация этих процессов обеспечивается за счет использования человеческого капитала разного уровня развитости, определяется его различной структурой. Для имитации достаточно человеческого капитала низкой квалификации, в то время как создание новшеств подразумевает высокий уровень развития человеческого капитала (рис.1) [6, с. 252-257.].

Роль человеческого капитала в создании технологий и в инновационных преобразованиях
Рисунок 1. Роль человеческого капитала в создании технологий и в инновационных преобразованиях

Данный подход применим и к отдельным предприятиям. Таким образом, видно, что занять лидирующие позиции на рынке невозможно, не имея высокий уровень развития человеческого капитала.

Составляющие человеческого капитала
Рисунок 2. Составляющие человеческого капитала

Интеллектуальный потенциал состоит из человеческого капитала, клиентского капитала и структурного капитала, состоящего из интеллектуальной собственности и информационных ресурсов. Капитал субъекта представляет потенциал субъекта, который может измеряться в натуральном виде, в денежном выражении (капитал) и в субъективном виде, например, доверии граждан к субъекту.

Потенциал (капитал) является одним из элементов, достояния (богатства, собственности), которая принадлежит субъекту. В него входит имущество, потенциал (капитал) и потоки. Под «потоками» понимаются оборотные средства, т.е. такие объекты, с помощью которых можно характеризовать (оценить) будущие состояния продуктовых потоков, протекающих через продуцента, т.е. продукты продуцирования.

Иногда структурный капитал делят на капитал корпоративных знаний и организационный капитал, однако в целом интеллектуальный потенциал остается состоящим из человеческого, клиентского капиталов и структурного капитала.

Организационный капитал определяется как способности лидера и его команды организовать свою деятельность. Складывается из способностей всего персонала и представляет собой знания, опыт и способности, принадлежащие уже всей организации, и проявляется только при совместной деятельности всех участников именно в данной организации. Такой капитал выражается в организационной структуре, в организационной культуре, в методах управления, наличия объектов интеллектуальной собственности, репутации и имидже организации (Рис.3) [7, с. 158-165].

Оценка человеческого капитала по А. Бенджамину определяется за счет разделения персонала на работников и инноваторов. Он считал, что основные средства не относятся к капитальным затратам, а затраты на инноваторов относятся к капитальным. В некоторых фирмах прибыль от продажи новинок превышает прибыль от номинальных товаров.

Считается, что оценка клиентского капитала, несмотря на ее субъективизм, должна осуществляться в денежном выражении, в частности, в виде показателей, характеризующих приверженность потребителей, экономическая взаимная выгода фирмы с потребителями и поставщиками, ценовая невосприимчивость к предложениям конкурентов. Таким образом, клиентский капитал можно разделить на объективную и субъективную части.

Структура интеллектуального капитала организации
Рисунок 3. Структура интеллектуального капитала организации

Интеллектуальный потенциал складывается из используемого интеллектуального капитала предприятия и не используемого. При взаимодействии двух таких категорий существует возможность возникновения синергического эффекта, присутствующего также при взаимодействии всех структурных частей интеллектуального капитала ИКО [7, с. 158-165].

Для эффективного развития предприятия интеллектуальный капитал и уровень инновационной культуры является наиболее значимым видом ресурса. Среди которых:

  • Интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);
  • Кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
  • Дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).

При этом необходимым условием является использование различной информации и практик стимулирования творческой активности.

Но также необходимы и:

  • Материальные (опытно-приборная база; плотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);
  • Финансовые (собственный, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);
  • Инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел).

Развитие интеллектуального потенциала требует вложения определенных средств. И, как любые затраты предприятия, данное вложение должно быть обосновано и оправдано, для чего и должна быть оценена эффективность инвестиций в развитие персонала.

Автором статьи Лосевой О.В. «Оценка стоимости человеческого интеллектуального капитала» представлен метод оценки стоимости интеллектуального капитала работника организации и метод оценки стоимости человеческого интеллектуального капитала организации.

Стоимость человеческого интеллектуального капитала j-той группы (творческой команды, отдела) будет определяться по формуле:

V_i = \s_i \sum\limits_{i=1}^k \V_i

, где s — коэффициент синергии, k — число работников в группе.

Тогда стоимость человеческого интеллектуального капитала организации в целом будет равна:

V_i = \sum\limits_{i=1}^m \S_i \sum\limits_{i=1}^k \i \j + \sum\limits_{i=1}^l \V_i

, где m — число групп, km — число работников, включенных в группы, l — число работников, не входящих в группы, причем km+l=n, где n — число работников организации. Возможны случай:

  1. m=0, тогда V будет рассчитываться как сумма стоимостей интеллектуальных капиталов работников;
  2. l=0, тогда V будет рассчитываться как сумма стоимостей интеллектуальных капиталов групп.

Другим вариантом оценки стоимости человеческого интеллектуального капитала организации является алгоритм на основе модели, предложенной К.Э. Свейби:

  1. определить рыночную стоимость организации (РС), например, методом рыночной капитализации;
  2. рассчитать стоимость совокупного интеллектуального капитала организации (ИК) как разницу между его рыночной стоимостью (РС) и стоимостью материальных активов (МА) по данным бухгалтерского учета: ИК=РС — МА
  3. определить стоимость интеллектуального капитала предприятия, зафиксированного в виде нематериальных активов по данным бухгалтерского учета, принятых со стороны (НМАвнешн);
  4. определить стоимость человеческого интеллектуального капитала (V) как разницу между стоимостью совокупного интеллектуального капитала (ИК) и стоимостью внешних нематериальных активов (НМАвнешн) по данным бухгалтерского учета: V = ИК — НМАвнешн = РС — МА — НМАвнешн;
  5. определить стоимость искусственного («рукотворного») человеческого интеллектуального капитала (VA) как сумму стоимости разработанных в организации нематериальных активов (НМАвнутр) по данным бухучета в стоимости интеллектуальных активов (ИАвне_БУ) по данным бухучета и стоимости интеллектуальных активов (ИАвне_БУ) по данным внутрифирменного управленческого учета: VA = НМАвнутр + ИАвне_БУ
  6. рассчитать стоимость природного человеческого интеллектуального капитала организации (VN) как разницу между стоимостью человеческого интеллектуального капитала и стоимостью искусственного («рукотворного») интеллектуального капитала:VN = V — VA.

Пункты 5 и 6 данного алгоритма возможны при наличии в организации системы управления человеческим интеллектуальным капиталом, составной частью которой является система внутрифирменного финансового учета результатов интеллектуальной деятельность работников.

Рост интеллектуального капитала отождествляется с появлением новых знаний.

К основным свойствам знаний и информации, значимым в контексте рассматриваемых вопросов, можно отнести следующие:

  • знания являются всеобщей потребительской стоимостью;
  • знания не расходуются в производственном цикле и не теряют своей потребительской стоимости;
  • стоимость получения знаний не зависит от многократности их использования;
  • знания не имеют пространственного и временного ограничения по способу использования;
  • моральный износ знаний и информации актуален лишь для их практического использования и не имеет значения для науки, инноватики и формирования интеллектуального капитала;
  • отсутствие воспроизводства знаний приводит к их стоимостному обесцениванию;
  • знания как экономическая категория (по аналогии с деньгами и оборудованием) приобретают ценность только в контексте конкретной стратегии их применения;
  • максимизация количества и качества знаний ведет к росту их стоимости, потребительской стоимости и цены;
  • объем знаний непрерывно увеличивается, что ведет к уплотнению информационного пространства (в отличие от невосполнимых материальных ресурсов, прежде всего — минерально-сырьевых и временных ресурсов);
  • доведение знаний до потребителей может осуществляться мгновенно, в реальном времени;
  • знания при их тиражировании демонстрируют «возрастающую доходность» в отличие от материальных продуктов, которые с ростом тиража и по мере насыщения рынка имеют «убывающую доходность»;
  • знания обладают уникальной способностью, не присущей другим ресурсам и тем более их совокупности: представить, хранить, передавать и использовать знания можно в унифицированном, единообразном, формализованном виде — в цифровых кодах.

Эффективное использование и развитие интеллектуального потенциала позволяет предприятию оставаться конкурентоспособным за счет получения новых знаний, посредством которых разрабатываются новые технологии, выпускаются новые виды продукции и новые виды услуг. В условиях рыночной экономики это свойство определяет жизнеспособность и устойчивость предприятия. Поэтому роль интеллектуального потенциала в развитии предприятия высока.

Список литературы

  1. Горбов Н.В. Интеллектуальный капитал как составляющая развития предприятия // Сборник трудов по итогам работы Международного Интернет-Форума «Идеология XXI века: противоречия развития современного общества» Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». -2011 (октябрь – декабрь).-. Выпуск №1, - сайт: http://www.iupr.ru/1-2011-g
  2. Лосева О.В. Оценка стоимости человеческого интеллектуального капитала в организации // Международный научный журнал «Теория и практика общественного развития // шифр Информрегистра 0421000093\0215». -2010,-№4. – http://www.teoria-practica.ru>-4-2010/ekonomika/loseva
  3. Устинова К.А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития региона: теоретические аспекты // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики».- 2012. – N 3 (43). –с. 252-257. – http://www^m-econome.ru>art.php?nArtId=4220
  4. Чобанова А.Н. Структура и факторы интеллектуального потенциала организации // Научно-технический и прикладной журнал «известия ЮФУ. Технические науки». – 2012. - №8.- с. 158-165.- http://www.izv-tn.tti.sfedu.ru/?p=4228
  5. Свейби К.Э. (1997) Новое организационное богатство: управление и оценка активов, основанных на знаниях, Berrett Koehler, San Francisco, CA.