Министерская реформа 1802 года: зарождение административно-статистических структур

№59-1,

Политология

В статье анализируется процесс становления статистических учреждений в Российской империи, где отправной точкой являлась министерская реформа 1802 года.Формирование статистической системы и ее деятельность неразрывно были связаны с историей региона, страны, и во многом определялись задачами и способами управления экономикой и обществом. Нормативно-правовое оформление статистических учреждений в начале XIX в. было предопределено либеральными веяниями.Отдельное внимание уделено губернаторским отчетам, которые явились первым официальным документом, предназначавшимся для осведомления высшей власти о положении дел на местах.

Похожие материалы

Возникновение и развитие Российской системы статистических служб определялось развитием общества и государства и их социально-экономическими потребностями. Формирование данной системы и ее деятельность неразрывно были связаны с историей региона, страны, и во многом определялись задачами и способами управления экономикой и обществом. Герман К. Ф. отмечал: «Статистика в пространном смысле есть основательное познание о состоянии государства, в какое либо известное время». Данное заявление государствоведов, как представителей описательной школы, подчеркивало необходимость и значимость статистических сведений в общегосударственном масштабе.

Система статистических учреждений прошла длительный путь становления и развития, ее история обусловлена особенностями социально-экономического уклада России, и в первую очередь, длительным сохранением крепостничества. Потребность в статистическом учете возникала не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения необходимости рациональной организации государственного управления на всех его уровнях. В Статистическом Временнике отмечалось: «Статистика государственной территории имеет, конечно, первостепенную ценность, особливо в государстве столь обширном как Россия, и притом же по преимуществу, земледельческом».

Нормативно-правовое оформление статистических учреждений в начале XIX в. было предопределено либеральными веяниями. Одной из важнейших задач, остро требовавшей своего разрешения, было реформирование центрального звена механизма управления империей на основе введения принципа единоначалия.

Весь процесс юридического оформления статистических служб прошел несколько этапов, что объясняется сложностью в организации и потребностью в системном предоставлении формируемых статистических сведений.

Стоит оговориться, что централизованное формирование статистических сведений по регионам нормативно было определено с 1802 г. Переход к отраслевому управлению государственными институтами способствовал правовому становлению статистических учреждений. Важная роль в структуре центральных органов Российской империи отводилась МВД, и среди прочих функций Министерство должно было концентрировать большинство статистических сведений, касающихся численности населения, плотности его распределения, переселениях казенных крестьян и другое. Фактически министерская реформа предопределила предоставление статистических данных.

Инициатором создания административно-статистических учреждений в России выступил первый Министр внутренних дел В. П. Кочубей. Отправной точкой по организации и формированию статистических сведений можно считать Высочайший Манифест от 8 сентября 1802 г., где было определено: «Каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей». Вместе с новой организацией управления была определена система статистических работ и отчетность губерний. В сентябре 1802 г. был издан циркуляр, определявший порядок предоставления губернаторских отчетов в Министерство, что можно оценивать как первую попытку унифицированного формирования статистических данных.

Губернаторские отчеты явились первым официальным документом, предназначавшимся для осведомления высшей власти о положении дел на местах. Перед каждым губернатором ставились задачи: собрать такие статистические сведения, на основе которых можно будет составить достаточно полное представление о губернии и регулярно извещать правительство об изменениях в них. Согласно циркуляру губернаторам была дана схема отчета, содержащая сведения «о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах, о городских доходах и публичных зданиях». Этим циркуляром Министерство требовало от начальников губерний доставлять им разнообразные сведения. К первым отнесены те, что необходимы для понимания общего состояния губернии, ко вторым те, что содержали сведения по отдельным отраслям губернского управления. Для получения ответа на первый вопрос были затребованы карты губерний и планы городов, сведения об общем количестве населения с указанием их сословной принадлежности и другие материалы.

С целью необходимой обработки получаемой информации в ноябре 1802 г. при Департаменте Министерства внутренних дел Высочайшим соизволением был учрежден совет, в состав которого вошло 10 человек. Функционально этому органу вменялась обработка сведений, поступавших из губерний. Сделано это было с целью улучшения качества систематизации статистического материала и возможностью его дальнейшего применения в государственных целях. К тому же в обязанности чиновников входило составление исторических и статистических описаний губерний. Составленные членами совета описания должны были стать основой в «Сочинении общей статистики России». По свидетельству Ф. Ф. Вигеля, «молодые статистики» до образования статистического отделения были причислены к первому отделению экспедиции государственного благоустройства. Несмотря на поступление сведений из регионов, достоверность материалов была невысока, что признавали и сами организаторы отчетности, в частности Министерство внутренних дел. В последствии писалось: «...трудность и необыкновенность сего предприятия и недостаток многих сведений на самих местах было причиною, что вообще работа сия не имеет еще того совершенства и точности, какой бы желать надлежало. При всем том сей первый опыт подает основательную надежду, что при подробнейшем объяснении предметов, при замечании на недостатки, в первый раз допущенные, при точнейшем значении вопросов посредством рассылки табелей, и при усердии исполнителей, можно будет достигнуть в сих сведениях более точности и единообразия, и тем приблизиться к их цели». Исходя из этого, можно констатировать о начале системного формирования статистических сведений в общероссийском масштабе. В то же время, по результатам обработки, первые сведения, присланные из губерний за 1802 и 1803 гг., оказались неполными, во многом проявлялась бессистемность. С 1804 г. ежегодные статистические сведения стали представляться в министерство в форме отчетов, содержащих цифровые данные. Определенная структура по формированию и обработке статистических сведений оставалась неизменной вплоть до 1810 г. В 1810 г. созданный совет был переведен в Министерство полиции. Балашов А. Д., являвшийся в то время министром полиции, определил статистику «заброшенной и несоответствующей той цели, к которой первоначально она была направлена». Одна из проблем, которую необходимо было решить – организация централизующего звена с целью системного формирования статистических данных.

Таким образом, министерская реформа 1802 года заложила фундаментальную основу для развития статистических учреждений, игравших важную роль в организации управления, как на уровне провинций, так и всей империи.

Список литературы

  1. Воспоминания Ф. Ф. Вигеля. М., 1866. Т. 1. Ч. II.
  2. Арсеньев К. И. Начертание статистики Российского государства, составленное Главного Педагогического института Адъютант-Профессором Константином Арсеньевым. СПб., 1818–1819. Ч. 2. О состоянии правительства. 1819.
  3. Елисеева И. И. К истории образования органов государственной статистики в России // Вопросы статистики. 2002. № 5. С. 58–59.
  4. Скопа В. А. История статистических учреждений Западной Сибири и Степного края в XIX – начале XX века. – Барнаул, 2015.
  5. Доклад министра внутренних дел о новом образовании экспедиции государственного хозяйства. СПб., 1803. С. 58–61.
  6. Министерство внутренних дел. 1802-1902. Юбилейный сборник. СПб., 1902.
  7. Скопа В. А. Предпосылки нормативного оформления статистических служб в Западной Сибири в первой половине XIX века: постанова проблемы // Вторые Ермаковские чтения «Сибирь: вчера, сегодня, завтра»: материалы межрегиональной научной конференции (Новосибирск, 20-21 ноября 2009 г.)». Новосибирск, 2010. С.191-193.