Проектирование навигационного меню сайта вуза при помощи метода сортировки карточек

№59-1,

Технические науки

В данной статье рассматривается применение метода сортировки карточек для анализа и модернизации навигационного меню. Итогом работы является навигационное меню, полученное в результате проведения опроса потенциальных пользователей.

Похожие материалы

Сортировка карточек (card sorting) – метод, использующийся при проектировании, разработке, а также при проведении анализа и дополнения навигационного меню различных информационных систем. Максимальной эффективности можно добиться, применяя сортировку карточек на ранних этапах создания навигационного меню [7,8].

Данный метод предполагает опрос возможных пользователей разрабатываемого меню. При проведении опроса испытуемые получают набор карточек, которые необходимо разбить на некие группы. Результатом этого исследования становятся варианты структуры меню, предложенные пользователями. Затем эти результаты обрабатываются методами кластерного анализа, после чего их можно использовать при разработке структуры навигационного меню [1,3,6]. Существует два способа проведения сортировки карточек [4]:

  1. Открытая сортировка – потенциальные пользователи меню получают набор карточек для сортировки, данный набор необходимо разбить на группы, при этом количество и название групп пользователи должны определить самостоятельно. Такое исследование проводится, как правило, на ранних этапах проектирования, когда структура будущего меню ещё не разработана.
  2. Закрытая сортировка – потенциальные пользователи меню также получают набор карточек, который необходимо разбить на группы, однако теперь количество и название групп определены заранее. Пользователям остаётся лишь распределить полученные карточки по данным группам так, как они посчитают нужным. Такое исследование проводится, как правило, в целях доработки существующего меню и/или для дополнения результатов открытой сортировки [2].

В качестве примера было выбрано навигационное меню сайта ВУЗа. Исходный вариант меню представлен на рисунке 1.

Дендрограмма сортировки
Рисунок 4. Дендрограмма сортировки

Проведённый через ветви дендрограммы перпендикуляр показывает пороговое расстояние, которое выбирается в соответствии с графиком (рисунок 5). На данном графике по оси X откладывается шаг, а по оси Y откладывается дистанция. Синим кругом выделена точка, обозначающая пороговое расстояние, равное 19.

График, показывающий пороговое расстояние
Рисунок 5. График, показывающий пороговое расстояние

При заданном пороговом расстоянии, равном 19, навигационное меню будет состоять из 6 пунктов:

1. Внеучебная деятельность

  • Анонсы конференций
  • Наука

2. Студенту

  • Справочник студента
  • Расписание
  • Библиотека
  • Студенческие организации
  • Полезная информация
  • Иностранным студентам
  • Академический рейтинг
  • Практика
  • Спорт
  • Услуги
  • Первокурснику
  • Школа бизнеса и международных компетенций
  • Общественная жизнь
  • Публикации
  • Поликлиника
  • Инновации

3. Личный кабинет

4. Абитуриенту

  • Программы обучения
  • Стоимость обучения
  • Абитуриенту 2017
  • Документы
  • Приём иностранных граждан

5. Проживание

  • Общежитие
  • Контакты

6. Выпускнику

  • Карьера
  • Продолжение обучения
  • Международные форумы выпускников
  • Ассоциация выпускников
  • Эндаумент
  • Наблюдательный совет
  • Попечительский совет
  • Учебный процесс
  • Кадры

Удобство и понятность навигационного меню во многом определяет эффективность пользовательского взаимодействия с системой [5]. Метод сортировки карточек позволяет разработать меню, опираясь на мнение потенциальных пользователей, что гарантирует объективную и понятную для будущих пользователей структуру меню.

Список литературы

  1. Rybanov A., Tretyakova V. Application of Fitts's law to the assessment of users' skills of work with computer devices of targeting // В сборнике: Pedagogical and psychological problems of the modern society: scientific approaches to the study and overcoming practices 2nd edition: research articles. Science editor: A. Burkov. San Francisco, California, USA, 2015. С. 39-47.
  2. Билялова В.М., Рыбанов А.А. Применение закона Фиттса к оценке навыков работы пользователей с компьютерными устройствами целеуказания // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 9-14.
  3. Котин А.И., Рыбанов А.А. Сравнительный анализ существующих программных средств оценки восприятия человеком зрительной информации // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 56. С. 116-122.
  4. Матрохин А.Е., Рыбанов А.А. Разработка навигационного меню учебного заведения с использованием метода сортировки карточек // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57.
  5. Панкова Л.А., Рыбанов А.А. Исследование методов адаптации к обучаемому в современных компьютерных обучающих системах // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. № 5 (43). С. 67-69.
  6. Рыбанов А.А. Применение метода сортировки карточек при проектировании навигационного меню информационной системы // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 15-21.
  7. Рыбанов А.А. Электронный ресурс «Метрики оценки качества пользовательского интерфейса» // Хроники объединённого фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 6 (85). С. 26.
  8. Рыбанов А.А., Усмонов М.С.О., Попов Ф.А., Ануфриева Н.Ю., Бубарева О.А. Информационные системы и технологии / Научный ред. И. А. Рудакова // Центр научной мысли (г. Таганрог). Москва, 2013. Том Часть 4. -90 с.