Логистика в сфере оказания бытовых услуг населению

NovaInfo 59, с.288-292, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены виды логистических функций в сфере бытового обслуживания населения, характеристика услуг и логистические процессы.

Ключевые слова

РЫНОК, ОБСЛУЖИВАНИЕ, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, БЫТОВЫЕ УСЛУГИ

Текст научной работы

Актуальность исследования обоснована тем, что предприятия, которые предоставляют бытовые услуги населению существуют повсеместно и являются поддержкой государства в сохранении и упрочнении социально-экономической стабильности в современном обществе. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Научная новизна исследования заключается в выделении из общей классификации услуг населению, те услуги, где используется логистика. Практическая значимость заключается в том, что применение разработанной классификации бытовых услуг населения позволит повысить конкурентоспособность и ценовую доступность оказываемых услуг, а также положительно скажется на общей эффективности работы предприятий, действующих на рынке бытовых услуг.

Теоретическая значимость заключается в том, что теоретические положения и обоснованные выводы данного исследования, направлены на совершенствование управления развитием сферы бытового обслуживания населения.

Цель исследования — выявить роль логистики в сфере оказания бытовых услуг населению.

Задачи исследования: классифицировать виды бытовых услуг оказываемые населению; выделить из предложенной классификации виды услуг, где используется логистика: изучить логистические функции, реализуемые при оказании бытовых услуг населению.

Объектом данного исследования являются бытовые услуги. Предмет — анализ и рассмотрение бытовых услуг.

Бытовые услуги — это платные услуги, которые оказываются физическим лицам и классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Они обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.

Сегодня российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Всё большее количество людей и предприятий отказываются от решения бытовых проблем самостоятельно и приходят к помощи квалифицированных специалистов. Происходит увеличение числа предприятий бытового обслуживания. Размер рынка бытовых услуг в России оценивается в 500-600 млн. долларов США. В 2015 году рост рынка составил 6,9%. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, к бытовым услугам относят следующие услуги (рис.1) [1].

Бытовые услуги оказываемые населению, %
Рисунок 1. Бытовые услуги оказываемые населению, %

Из приведенного перечня бытовых услуг оказываемых населению, можно выделить те, в которых используется логистика.

Во-первых, на сегодня наиболее востребованы услуги по прокату товаров сезонного использования. В будущем именно в этом направлении возможно дальнейшее развитие услуг проката.

У конкретной категории потребителей продолжает сохраняться потребность в услугах проката предметов домашнего обихода. Учитывая незначительное количество жителей, пользующихся услугами проката, этот сегмент услуг сохранится в прежних объемах [2].

Во-вторых, это техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Опыт показывает, что в условиях, которые складываются на данный момент эффективно работают сервисные центры, которые имеют техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники.

Большой выбор и высокий технический уровень современной бытовой техники требуют должного уровня подготовки кадров, что сейчас является одной из главных проблем.

В третьих, комплексные предприятия бытового обслуживания по типу «мультисервис»

Право получения комплекса бытовых услуг в одном месте помогает их популярности у населения, а наиболее удобное использование помещений, вспомогательных служб, кадров, транспорта гарантирует высокую эффективность работы и доступные цены на услуги [3,5].

Следует отметить, если в приведенной выше классификации будет задействована транспортная логистика, то все виды бытовых услуг можно отнести к данной классификации, где используется логистика.

Исходя из вышесказанного можно выделить логистические функции в сфере бытового обслуживания. К таким функциям относятся: закупка, складирование, транспортировка, управление запасами [3].

Так как работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, следовательно, в первую очередь выделим функцию «закупка». Данная функция отвечает за приобретение всех материалов, которые необходимы организации и предназначаются для дальнейшей перепродажи в сфере товарного обращения.

Что касается функции «складирование», данная функция выполняется на складском объекте и предусматривает управление материальными и информационными потоками на этом уровне. Складирование как логистическая функция играет важную роль в формировании стандартов обслуживания потребителей и поддержания заданного уровня при наименьших возможных затратах [4].

Далее перейдем к логистической функции «транспортировка», которая играет важную роль в сфере оказания бытовых услуг населению. Транспортировка является ведущей логистической функцией, которая связана с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Выполнение функции транспортировки производится для обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальными затратами.

Запасы хранятся в хозяйственных структурах как сферы производства, так и сферы обращения. Создание запасов связано, в первую очередь, с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства и продажи товаров на всех стадиях движения материального потока. В ходе исполнения договоров поставки продукции и ее транспортировке возможны отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю происходит периодически, а их потребление происходит, непрерывно и поэтому не сходится по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы. Так как целью предприятия является непрерывное обеспечение потребителя каким-либо видом материального ресурса, то решаются следующие виды задач управления запасами для достижения этой цели: учет текущего уровня запаса на складах различных уровней, определение размера гарантийного (страхового) запаса, расчет размера заказа, определение интервала времени между заказами.

В заключении хотелось бы отметить, что логистика в сфере бытовых услуг слабо развита и требует детального изучения. Это касается степени изученности логистических функций, которые выполняются при оказании бытовых услуг населению.

Читайте также

Список литературы

  1. ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению [Электронный ресурс] : Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
  2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39420/f07774143d3a1f95230eb30fec073db 330a472ed/
  3. Левкин, Г.Г. Коммерческая логистика: учебное пособие / Г.Г. Левкин. – М.-Берлин: Директ – Медиа, 2017. – 199 с.
  4. Христофорова И., Колгушкина А., Коровин Е. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах // Маркетинг, 2012. 214 с.
  5. Левкин, Г. Г. Основы логистики: Конспект лекций / Г. Г. Левкин, Н.Б. Куршакова, К.О. Дзюбина. – М.: Директ-Медиа, 2016. 248 с.

Цитировать

Стороженко, С.Е. Логистика в сфере оказания бытовых услуг населению / С.Е. Стороженко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 288-292. — URL: https://novainfo.ru/article/11124 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться