Стратегическое планирования социально-экономического развития субъектов РФ на примере чувашской Республики и волгоградской области

№79-1,

экономические науки

В статье рассмотрена важность стратегического планирования на уровне региона, дана оценку эффекту, который может быть получен на уровне региона, при правильном стратегическом управлении.

Похожие материалы

На сегодняшний день все больше и больше вызовов на мировой арене мешают нашему государству решать внутренние проблемы государственного устройства, проблемы развития гражданского общества и укрепления экономического положения в стране. Последствия экономического кризиса 2008г., санкции в экономической и производственной сфере, очаги напряженность рядом с границей РФ создают напряженность внутри страны, не только в экономической сфере, но и в социальной, когда наиболее незащищенным слоям населения становится все сложнее и сложнее поддерживать нормальный уровень жизни [1].

Надо отметить, что помимо общегосударственных проблем, в регионах РФ также прослеживаются негативные моменты, которые зачастую не являются продолжением линии общегосударственных проблем, а носят специфический характер и присущи субъектам РФ. Метод индукции говорит, что для решения общих проблем надо рассматривать частные случаи. Именно поэтому хочется обозначить сложные проблемы развития регионов на сегодняшний день.

В условиях тяжелой экономической ситуации: низкими ценами на нефть, по сравнению с показателями 2014 года, дефицит бюджета, и следствие тому исчерпание резервного фонда, падение реальных доходов населения, множества проблемных сфер управления, среди которых выделяют ЖКХ, банковскую сферу, сферу производства как никогда актуальным становится стратегический менеджмент [2].

Именно стратегический менеджмент, согласно Клейнеру Г.Б., определяет выбор наиболее эффективных путей развития, представляет собой совокупность рекомендаций по организации процессов формирования, реализации и изменения стратегии экономических объектов с целью достижения максимального экономического результата [3].

Сегодня много времени и средств как федерального, так и региональных бюджетов посвящено стратегическому планированию и управлению в целом. Данной теме посвящен ФЗ №172 от 28.06.2014г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который описывает сложное понятие стратегического планирования в РФ и в котором обозначена важность стратегического управления: «Стратегическое планирование — деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [4].

На сегодняшний день согласно данному закону выделяют три ветви власти исполнительной власти, которые реализуют стратегическое планирование в РФ:

  1. Федеральный уровень стратегического планирования, реализующий как общую стратегию развития страны, так и отраслевые стратегии по разным сферам управления (культура, медицина, промышленность и т.п.), и выраженный в следующих документах:
    • стратегия социально-экономического развития РФ (далее СЭР);
    • государственные программы;
    • схемы территориального планирования Российской Федерации;
    • план деятельности федерального органа исполнительной власти;
  2. Уровень субъектов РФ, чья цель — сфокусироваться на развитии региона, но при этом региональная стратегия социально-экономического развития должна укладываться в общую стратегию развития страны.
  3. Уровень муниципального стратегического планирования — это уровень местной власти, городских округов, районов и прочих муниципальных образований, которые также должны разрабатывать стратегию социально-экономического развития или план устойчивого развития данного образования, который бы помог данной территориальной единице развиваться [4].

Грамотное стратегическое управление страны в целом, регионом и муниципалитетом, в частности, предполагает поиск возможностей развития и определение ресурсов, за счет которых в долгосрочной перспективе субъект стратегического управления из убыточного может превратиться в привлекательный и экономически развивающийся. Именно поэтому многие регионы РФ стали принимать разного рода стратегии и долгосрочные планы развития, которые смогли бы стать эффективным инструментом их процветания и решения многих проблем.

Так, например, принятие и последующая реализация СЭР Чувашии помогла привлечь новые инвестиции в промышленность, которая является одной из ключевых в экономической составляющей регион [11]. Именно в рамках реализации данной стратегии удалось заключить контракты и привлечь в регион компанию SIEMENS, которая вместе с «ВНИИР» будет создавать производственную площадку по производству распределительных устройств постоянного тока. В ходе реализации данной стратегии, начиная с конца 2016, когда было достигнуто соглашение о сотрудничестве, постепенно меняются экономические показатели [9].

Так, согласно докладу министра экономического развития, промышленности и торговли Владимира Аврелькина по итогам I полугодия индексы роста промышленного сектора были увеличены от планируемых на 3%, а обрабатывающая промышленность выросла на 0,7% по отношению к плановым показателям. Объем отгруженной продукции промышленного сектора увеличился на 8,3%, при этом большая доля продукции идет на экспорт, в проекты ледокольного флота. По прогнозам министра, по итогам 2017 года, показатели индекса промышленного роста должны достигнуть 5% перевыполнение плана [10]. Инвестиционные проекты, привлечение в регион западных корпорации позитивно сказываются в конечном счете и на жителях республики, ведь производственный кластер, это налоги в бюджет, соответственно, развитие социальных программ, это рабочие места, это создание различных инфраструктурных объектов [5], что в конечном счете приводит к повышению уровня благосостояния региона.

К основным факторам внедрения стратегического управления в регионах Чмышенко Е.В. относит:

  1. определение «точек роста», развитие которых принесет наибольший эффект в социально-экономическом развитии региона;
  2. использование конкурентных преимуществ региона, связанных либо с инфраструктурными особенностями, либо с географическим расположением, либо еще с какими-то особенностями, отличающими регионы друг от друга;
  3. концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях;
  4. создание базы для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования;
  5. демонстрация со стороны региональной власти стремления к использованию современных методов управления [6].

В конечном счете, стратегическое управление помогает решать региону ключевые проблемы, связанные как с социальной сферой (безработица, уровень жизни, средний доход и т.п.), так и экономические (развития промышленности, улучшения инвестиционной привлекательности и т.п.).

Для Волгоградской области стратегическое управление как самостоятельная сфера управления достаточно новая сфера хозяйствования.

Надо понимать что, только начиная с 2015 года, когда официально был принят закон №247-ОД «О стратегическом планировании в Волгоградской области», структуры органов власти начали формировать специализирующиеся отделы, основная функция которых заключалась в формировании стратегической повестки. Надо также понимать, что на сегодняшний день идёт разработка Стратегии экономического развития региона на период до 2030 год и как отмечают многие общественники и политологи существует много проблем, связанных с разработкой данного документа [14].

Первое, на что стоит обратить внимание, это сам подход к созданию данного документа. Без реального участия граждан любая стратегия, которая будет оформлена в документальном виде, не будет эффективна, а значит, ровным счетом, не нужна. На сегодняшний день именно общественное мнение должно стать основой любой стратегии, так как именно для развития общества создается и реализуется стратегия. Тем более, данный аспект становится актуальным в условиях развития гражданского общества, гражданских инициатив, к тому же общественное мнение, участие граждан в управлении регионом становится ключевым на фоне падения рейтинга губернатора Бочарова А.И. и попадание Волгоградской области в топ самых неблагополучных регионов по уровню жизни [13]. В добавок к этому, занимаемое 69 место среди 85 регионов по долговой нагрузке и соответствующий 90% долг от бюджета в казну РФ — являются катализатором необходимых реформ [8].

При этом, надо понимать, что самой серьезной проблемой для принятия СЭР 2030 Волгоградской области является отсутствие общественного консенсуса по разного рода вопросам: общее позиционирование региона, сферы развития торговли и индустрии туризма и отдыха [12].

Надо отметить, что, хотя Агентство стратегических инициатив, тесно сотрудничающие с Комитетом экономической политики и развития области, организует форсайт-сессии и привлекает большой круг участников, но этих усилий недостаточно для нахождения понимания среди всех участников данного процесса [15].

Необходимым в данных условиях является применение в секторе государственного и муниципального управления технологий маркетингового анализа и исследования, когда для исследования конъюнктуры и внутренней среды региона использовались бы маркетинговые инструменты: опросы, фокус-группы, полевые исследования и т.п., что с точки зрения «маркетинга территории» представляет собой анализ и оценку общественного мнения, когда власть занимается своего рода «современным хождением в народ». Именно данные инструменты могли бы в конечном счете помочь создать такую стратегию, которая учла бы интересы всех сторон: граждан, бизнеса и власти.

Почему бы не сделать СЭР Волгоградской области 2030 стратегией каждого, а не всех? Именно консенсус и желание слышать каждого — фактор успешности, иначе какие задачи решает власть, не работающая на благо населения. Стратегия каждого смогла бы вовлечь в ее реализацию каждого жителя, тем самым объединив вокруг общей идеи целый регион, что, в свою очередь, образовало бы эффект синергии — командную и сплоченную работу, которая бы стала залогом успешности стратегии и самого процесса социально-экономического развития.

Список литературы

  1. Сайт русской службы информационного агенства BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2014/07/140730_russia_eu_sanctions_analysis (дата обращения: 10.12.2017)
  2. Сайт Журнала «Русский репортер». URL: http://expert.ru/2016/10/21/dohodyi/ (дата обращения: 1.12.2017)
  3. Клейнер Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджментаю . – 2003 . – Т.1. . – № 1 . – С. 31–56.
  4. Система информационно-правового обеспечения ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70684666/1/#block_100#ixzz4ki7I4r2E (дата обращения: 10.12.2017)
  5. Сайт газеты Советская Чувашия. URL: http://sovch.chuvashia.com/?p=182895 (дата обращения: 17.12.2017)
  6. Чмышенко Е. В. Стратегическое планирование как фактор регионального развития // Вестник ОГУ. – 2010 . – №1 (107) . – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-kak-faktor-regionalnogo-razvitiya (дата обращения: 02.12.2017).
  7. Ломовцева О. А., Маслова В. О. Маркетинг территорий: концептуальный и прикладной аспекты // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2013 . – №15-1 (158). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/marketing-territoriy-kontseptualnyy-i-prikladnoy-aspekty (дата обращения: 17.12.2017)
  8. Федоров С.Р. Анализ состояния государственного долга Волгоградской области РФ // Теория и практика современной науки . – 2016 . – №4. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/10/FEDOROV%20S.R.%20(Mezhdunarodnye%20ekonomicheskie%20otnosheniya).pdf дата обращения: 17.12.2017)
  9. Официальный портал органов власти Чувашской республики. URL: http://gov.cap.ru/info.aspx?gov_id=49&id=3435491 (дата обращения: 17.12.2017)
  10. Официальный портал органов власти Чувашской республики. URL: http://gov.cap.ru/Info.aspx?type=main&id=3619857&gov_id=49 (дата обращения: 17.12.2017)
  11. Официальный интернет портал органов власти Чувашской республики. URL: http://www.cap.ru/publication/?id=2661167 (дата обращения: 17.12.2017)
  12. Инвестиционный портал Волгоградской области. URL: https://investvlg.ru/news/2241/ (дата обращения: 15.12.2017)
  13. Исследовательский проект «Национальный рейтинг». URL: http://russia-rating.ru/info/12755.html (дата обращения: 13.12.2017)
  14. Интернет портал Открытый бюджет Волгоградской области. URL: http://volga.rosoperator.ru/public-debt/the-structure-of-the-public-debt/ (дата обращения: 15.12.2017)
  15. Интернет портал новостей Волгограда V1. URL: http://v1.ru/text/gorod/260625297330176.html (дата обращения: 11.12.2017)