Дартс как вид спорта, рекреации и реабилитации

№59-1,

Педагогические науки

Данная статья знакомит читателя с основами игры в дартс. Выделены и рассмотрены характерные особенности проведения игры для тренировки с целью повышения уровня подготовки, а также описано влияние игры в дартс на здоровье человека.

Похожие материалы

Дартс – так англичане называют метание дротиков в мишень. Оставаясь национальной игрой Великобритании, дартс стал популярен во всем мире. Люди в домашней обстановке, в барах, кафе, ресторанах, клубах, даже в офисах время от времени тренируются в искусстве метания дротиков. Дартс так полюбился английским пивоварам и играющей публике, что в 30-ых годах стал даже вытеснять из английских пабов такие традиционные игры, как кегли и quoits (кольца). Причину столь широкой популярности дартса понять нетрудно. Люди самого разного возраста могут научиться метать дротик более или менее прицельно за один-два вечера. Причем играют в дартс как под открытым небом, так и в любом помещении, без специальной спортивной формы, обзаведясь простым инвентарем – мишенью и несколькими дротиками. Наконец, эта игра на редкость увлекательная и зрелищная – прекрасное средство для того, чтобы интересно провести досуг и поднять настроение. Англичане говорят, что дартс – «игра друзей, игра среди друзей, игра, помогающая обрести друзей».

Как играть в дартс

Мишень для дартса – это круг диаметром 450 мм и толщиной 40 мм. Он разделен на сектора с большим, средним и малым кольцами. Дротик, попавший в поле сектора, приносит количество очков, соответствующее его цифровому обозначению. Если дротик вонзится в большое кольцо, то цифра в секторе удваивается. Попадание в среднее кольцо утраивает результат. Наконец, малое кольцо вокруг яблочка («зеленое кольцо») приносит 25 очков, а поражение самого яблочка англичане называют булл-ай – бычий глаз – 50 очков. Мишень укрепляют так, чтобы ее центр находился на высоте 1,73 метра от пола. Игроки становятся на расстоянии 2,37 метра от мишени и бросают дротики. Каждый игрок использует для бросков свои собственные дротики, длина которых не должна быть больше 30,5 см (12 дюймов), а вес – 50 грамм.

Чтобы определить очередность броска, каждый игрок или представитель команды бросает по дротику. Тот, кто попадает ближе к центру, начинает игру. Очки считают по дротикам, оставшимся в мишени после трех бросков. В игре используют особую систему подсчета очков. Каждый игрок начинает со счета 501 и вычитает из него результаты бросков. Победителем считается тот, кто первым сводит свой счет к нулю. Еще одна особенность: игру заканчивают обязательно броском в кольцо удвоения или в яблочко с таким расчетом, чтобы полученные при этом очки завершили счет нулем. Если три последних броска принесут больше очков, чем нужно для нулевого завершения, то эти броски не засчитываются и счет считается таким, каким он был до перебора. Иными словами, от игрока требуется не просто набирать очки, а со смыслом комбинировать результат, чтобы грамотно подвести себя к окончанию счета. Тому, кто начинает играть в дартс, следует сразу приучить себя считать очки на убыль, вычитая из заданных 501 набранные результаты. Особенно нужно быть внимательным, когда счет очков приближается к 150 или к 100. С этого момента старайтесь попасть в удвоения или утроения тех секторов, которые ведут к нулевому окончанию. Поэтому игроку стоит выяснить, в какие сектора чаще всего попадают дротики. Обычно их направляют в считающиеся классическими сектора 20 и 16.

Пример тактического расчета. У игрока осталось 91 очко. Он знает, что попав в утроение сектора сектора 17, ему можно прийти к удвоению классического сектора 20 и тем самым закончить игру. Но игрок промахнулся и, не попав в кольцо утроения, получает 17 очков и, отняв их от 91, остается с 74 очками. Теперь игрок старается поразить утроение сектора 14, что принесет 42 очка и выведет на удвоение классического сектора 16, то есть приведет к нулевому окончанию.

Каждую игру со счета 501 до 0 называют лег. Пять легов составляют сет (игру ведут до трех побед в игре). Окончательный победитель тот, кто выиграл заданное количество сетов.

Как метать дротик

Прежде всего, надо выбрать позицию для броска, имея в виду, что дротик легок, до мишени далеко, а сама мишень сравнительно мала по размеру. Затем встаньте вполоборота к мишени, представив, что касаетесь мизинцем правой ноги линии броска. Заступать за эту линию строго запрещено и, чтобы к ней привыкнуть, поставьте на первых порах вдоль линии табуретку или коробку. Выберите удобную и устойчивую стойку, прижав левую руку к животу. Помните: устойчивость тела игрока – залог его хорошего броска. Наклонитесь немного вперед, чтобы обеспечить нужное пространство для броска и сократить расстояние до мишени. Держите правую руку с дротиком так, чтобы локоть был повернут строго вниз, а оперение дротика находилось на прямой линии от глаз до мишени. Держите дротик в руке, чтобы его острие смотрело точно в намеченную цель. Старайтесь найти собственную манеру держать дротик, чтобы его чувствовать, точно улавливая центр тяжести. Когда достигнете ощущения, будто дротик и кисть составляют единое целое, делайте бросок лишь локтем и кистью. При этом слегка наклоненный вперед корпус должен оставаться неподвижным. Многие начинающие нередко бросают дротик как мяч, отводя руку далеко назад и подавая тело вперед, чтобы придать силу броску, но дротик в этом случае, как правило, не достигает цели.

Когда нацеливаетесь в верхние сектора мишени, чуть приподнимайте предплечье и немного выпрямляйте корпус. Если же для броска изберете нижние сектора, наоборот, немного опустите предплечье и немного увеличьте наклон корпуса вперед. Нацелившись в боковой сектор мишени, не бросайте дротик по диагонали, лучше пройдите вдоль рубежной линии, чтобы встать точно против нужного сектора. Старайтесь отрабатывать броски в яблочко, чтобы выбрать правильную позицию и манеру держать дротик. Начав тренироваться, сначала добивайтесь максимальной кучности броска. Выбрав определенный сектор, старайтесь поражать его всеми дротиками, затем метайте их поочередно с 1 по 20 сектор. Постарайтесь добиться, чтобы броски стали плавными и изящными.

Игры для тренировок

«Раунд». Поочередно поражают от 1 до 20 сектора, затем целью становится удвоение и утроение 20 сектора, завершают игру попаданием в «яблочко». Если в серии бросков все три попадают в цель, игрок продолжает игру вне очереди. Победит тот, кто первым поразит «яблочко».

«Все пятерки». Сериями по три дротика игроки стремятся набрать максимальное число, кратное 5. Броски, не принесшие число, кратное 5, не засчитываются. 5 приносит 1 очко, 10 – 2 очка, 15 – 3 очка, 50 – 10 очков и так далее. Победитель тот, кто первым наберет 51 очко. В игре действуют правила перебора.

«Двадцать семь». Каждый игрок получает по 27 очков. Первыми тремя дротиками поражают удвоение сектора 1 и получают при каждом попадании 2 очка (1х2). Если из трех дротиков ни один не попал в сектор, то из 27 очков вычитают 2. Следующими тремя дротиками необходимо поразить удвоение сектора 2. Попадание принесет 4 очка (2х2). Промах же, наоборот, приведет к вычитанию 4 очков. Игру ведут с 1 по 20 сектор. Побеждает тот, кто после броска в удвоение сектора 20 наберет наибольшее количество очков. Игрок же, у которого счет в ходе игры станет меньше единицы, выбывает из соревнований.

«Тысяча». Засчитывается лишь попадание в «яблочко» и в «зеленое кольцо». Каждый игрок набирает очки сериями по три дротика, учитывая только 50 и 25. Побеждает тот, кто первым наберет 1000 очков. Действуют правила перебора.

«Быстрый раунд». Используют правила «Раунд» с добавлением: попадание в кольцо удвоения заданного сектора перемещает счет на две или три позиции вперед. Так, игрок, попав в удвоение 10, получает право поражать сектор 13.

«Раунд двойным». Используют правила «Раунд» при том, что в каждом секторе засчитывается только его удвоение. Аналогично можно играть по утроению. Игра развивает технику метания, ее часто используют при ежедневных тренировках.

«Диаметр». Игроки произвольно выбирают два диаметрально противоположные сектора и стараются поразить их удвоения и утроения по воображаемой прямой, например, удвоение сектора 11 – утроение сектора 11

Дротики для дартса

Стандартный дротик для дартса состоит из: оперения; хвостовика; баррели; наконечника.

Основное тело дротика для дартса – баррель. Его производят из различных материалов и самых разнообразных размеров и форм. Оперение и хвостовики – заменяемые части, которые обеспечивают аэродинамические возможности дротиков. Как правило, они изнашиваются, исходя из частоты и интенсивности игры. Баррель производят из нескольких типов материалов.

Встречается следующие разновидностей баррелей:

TUNGSTEN (вольфрамовые, имеют очень большую плотность, из-за чего их делают намного тоньше, чем все остальные виды, при том же соотношении массы; они дают возможность добиваться в игре высоких показателей в силу кучности и точности попадания; предназначаются для уровня профессионалов игры);

NICKEL-SILVER (никеле-серебряные, выполнены из тяжелых сплавов никеля и немецкого серебра, похожи на латунные, отличаясь от них большей прочностью, твердостью и тяжестью; равномерны по своему составу; предназначены для игроков со средним уровня мастерства);

BRASS (латунные, комплектуют недорогие дротики; толще в диаметре, чем все остальные виды баррелей; используются для игры начального уровня, предназначены для новичков).

Помимо этого, дротики для дартса также подразделяются в зависимости от заостренности наконечника и бывают:

SOFTIP (с тупым концом; предназначены для игр на электронном дартсе, но могут совмещаться и с сизалевыми мишенями, произведенными на основе волокна, добываемого из листьев Agavasisalana – мексиканского растения, входящего в семейство агавы);

STEELTIP (с заостренным наконечником; используются для метания только в сизалевые мишени).

Казалось бы, дартс – игра очень простая, незатейливая и вряд ли способна оказать серьезное влияние на здоровье человека. Однако сегодня внимание к этой игре становится все более пристальным, и открываются интересные факты, о которых мы хотим рассказать. Не секрет, что люди с тяжелыми заболеваниями, всегда длительно и трудно восстанавливают двигательную активность, возвращаются к привычному ритму жизни. Настроение у большинства таких пациентов бывает подавленным, а реабилитация идет медленно. И здесь, по наблюдениям врачей, простая игра в дартс приносит бесценную пользу. Взять в руки дротики и выйти к ограничительной линии перед мишенью могут люди разного возраста и физического состояния. Чувство азарта, которое они переживают во время игры, непосредственно работает на укрепление здоровья и позволяет им отвлечься от мыслей о больничной койке и прочих тревог.

Игра в дартс обеспечивает даже тяжело больных людей положительными эмоциями. К тому же они находятся в движении, пусть простом, необременительном, но очень полезном для любого человека в период реабилитации. Регулярные партии дартса улучшают координацию движений, приводят в норму работу сердечнососудистой системы и дыхание, а мышцы становятся более упругими. Даже новичок в этой игре со временем приобретает необходимые навыки и начинает чувствовать уверенность в собственных силах, что также очень важно для любого пациента.
Нужно признать, что серьезных исследований медико-реабилитационных возможностей дартса пока что нет. Но на практике его польза уже доказана однозначно.

Список литературы

  1. Дартс [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%81
  2. Как играть в дартс [Электронный ресурс] – URL: http://ru.wikihow.com/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2-%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%81
  3. Правила дартса [Электронный ресурс] – URL: http://stavkiprognozy.ru/pravila/pravila-dartsa.html