Игрофикация внеучебных мероприятий как метод формирования навыков эффективного финансового поведения студентов

NovaInfo 61, с.419-424, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования игровых технологий для решения задачи повышения уровня финансовой грамотности студентов. Автор раскрывает понятие экономико-математических дидактических игр и приводит примеры использования подобных игр в мировой и российской практике. Особое внимание уделяется особенностям, которыми должны обладать игры, разработанные для студентов, проживающих в общежитии. Главное достоинство таких игр – возможность сформировать навыки эффективного финансового поведения студентов при использовании ими теоретических математических основ экономических процессов.

Ключевые слова

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ИГРОФИКАЦИЯ

Текст научной работы

Игровое обучение происходит в рамках ситуации, имитирующей реальный жизненный процесс, носящий условный характер. Игровые технологии применяются с давних времен в различных сферах жизнедеятельности. Считается, что первыми серьезными играми были военные. Так, например, Наполеон при подготовке к сражениям обозначал места расположения войск своих и противника на карте, используя разноцветные булавки, таким образом как бы разыгрывая предстоящие сражения. В России дидактические игры появились и стали применятся в конце 18 века. В 1793 г. была издана игра Хамова по освоению детьми азбуки в процессе игры, а в 1886 г. игра капитана Н.А. Сыкалова для обучения солдат уставу царской армии [1]. Российский педагог К.Д. Успенский отмечал, что в игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Игры применяются при обучении детей старшего возраста: игры с деловым акцентом, социально-моделирующие игры; и взрослых: организационно-деятельностные игры, бизнес-игры, игры для корпоративного обучения и т.п.

Исторически доказано, что игра справляется с поставленными перед ней задачами должным образом, поэтому стоит рассмотреть этот вид деятельности для решения важной задачи государственного уровня — повышение уровня финансовой грамотности населения и, в частности, студентов.

Исходя из цели игры – повышение уровня финансовой грамотности молодежи, следует предположить, что содержание таких игр должно быть экономического характера. Но для формирования навыков эффективного финансового поведения необходимо знание соответствующих разделов математики, являющихся основой экономических вопросов (теория принятия решений, теория исследования операций, теория игр и др.). Использую понятие «дидактические игры» [2], [3], заявленную нами цель игры, и предполагаемое содержание, назовем нашу игру «экономико-математическая дидактическая игра» и дадим определение этого понятия.

Под экономико-математическими дидактическими играми будем понимать игры, решающие поставленные задачи повышения уровня финансовой грамотности молодежи, четко сформулированными правилами, действиями, ведущим и полученным результатом, которые разработаны для, в содержание которых входит постановка реальных проблемных ситуаций, связанных с оперированием финансами и требующих для своего решения применения соответствующего математического аппарата. Иными словами, экономико-математические дидактические игры – это дидактические игры, направленные на изменение финансового поведения играющих с помощью обучения их использованию в практических ситуациях математического аппарата.

Рассмотрим существующий опыт разработки и использования дидактических игр такого типа в российской и зарубежной практике.

Математический театр проекта «Le-Math»

В Европе с 2012 года реализуется проект «Le-Math» [4], который направлен на развитие новых методик обучения математике детей 9-18 лет и может быть использован в любой школьной среде. Школьники вовлечены в увлекательный процесс изучения математики через игру «Математический театр». Участники игры ставят спектакли-представления, главными героями которых являются математические объекты. Для вовлечения участников в процесс реализации самого проекта и составления методических материалов разработчики проекта предусмотрели интересную форму – написанные игроками сценарии принимают участие в конкурсе на лучший сценарий. За годы реализации проекта разработаны различные пособия: руководства для преподавателей MATHeatre Guidelines for Teachers and Students [5], сборник математических историй для театра Mathematical Stories for Theatre [6], сборник готовых сценариев для постановок Manual of Scripts for MATHeatre [7].

Экономико-математическая игра «Сумей стать успешным»

Опыт успешного использования игры, называемой автором экономико-математической, имеется у учителя математики и экономики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г. Аксай Ростовской области Е.А. Верижниковой [8]. Педагог применяет свою методическую разработку в практике работы с 2007 года и активно делится своим опытом, разместив ее описание в сети Интернет.

Игра заключается в ведении учащимися в течение года «лицевого счета». Условные денежные знаки они получают за отметки, полученные за самостоятельные и контрольные работы, ответы у доски, правильные ответы на вопросы учителя, нахождение ошибок в решениях одноклассников, нахождение рационального способа решения задачи, активность в работе на уроке и т.д. В конце учебного года учащиеся подсчитывают количество заработанных «денег».

Далее класс делится на 3-4 фирмы, и учащиеся одной фирмы объединяют свои денежные знаки для экономического расчета «Банки в действии». На этом этапе игры работа учащихся заключается в следующем. Каждой команде выдается лист для расчета. Группам необходимо все свои денежные знаки разместить в три банка. Для «назначения» банкам процентной ставки (10%, 8% и 5%), школьникам необходимо решить три математические задачи с экономическим содержанием трех уровней сложности. Далее учащиеся рассчитывают увеличение своих денежных средств с учетом процентной ставки и временного периода. За ошибки в расчетах с команд взымается штраф. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество денежных знаков.

Дидактическая игра «Интерактивный театр финансовых миниатюр»

Опыт применения дидактических игр экономико-математического содержания имеется также у ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». С 2014 года в рамках совместного проекта Всемирного банка и Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработана и реализуется дидактическая игра «Интерактивный театр финансовых миниатюр».

Данная форма работы представляет собой упрощенную модель организационно-деятельностной игры (ОДИ) [9], [10].

Игра проходит в несколько этапов [11]:

  1. Постановка задачи. Несколько студентов разыгрывают перед группой интерактивный спектакль, за основу которого берется ситуация принятия финансового решения, с которой студенты, чаще всего стесненные в денежных средствах, сталкиваются в обыденной жизни: зарабатывание, займ, траты денежных средств и т.п.
  2. Анализ ситуации и принятие решения. Студентам предлагается принять решение в представленной в спектакле ситуации.
  3. Анализ правильности принятия решения. Студентами под руководством педагога или ведущего проводится детальный разбор математических основ принятых решений.
  4. Формирование навыков принятия решений в подобных жизненных ситуациях. Пользуясь полученными знаниями, ведущий предлагает студентам принять оптимальное решение в измененной ситуации и математически обосновать свой выбор в новых условиях.
  5. Заключительный этап. Студенты представляют результаты самостоятельной работы, формулируют математические положения, использованные для разрешения представленной в спектакле проблемы.

Описанная форма работы, на наш взгляд, наиболее полно подходит для решения поставленной нами перед экономико-математическими дидактическими играми цели и данному нами определению.

Дальнейшее направление нашей работы – это модернизация представленного вида игр для специфической целевой аудитории: студентов, проживающих в общежитиях. Мы выделяем их в отдельную группу потребителей финансовых услуг по следующим особенностям:

  1. студенты с 15-17 лет начинают самостоятельно вести личный бюджет;
  2. часто студенты, приезжающие из сельской местности, не приспособлены к жизни в городе, не информированы о многих финансовых инструментах и услугах, связанных с их использованием рисках, следовательно, не готовы к ситуациям, в которых они могут оказаться;
  3. основной доход студентов – стипендия и/или незначительные финансовые средства от родителей;
  4. у этой категории студентов меньше свободного времени, так как больше домашних обязанностей, на которые уходит больше внеучебного времени, чем у студентов, живущих с родителями (например, приготовлением пищи проживающие занимаются сами).

Дидактические экономико-математические игры, предназначенные для обучения этой категории студентов, должны обладать рядом особенностей.

Перечислим их.

  1. Для того, чтобы вызывать у студентов желание заниматься повышением уровня своей финансовой грамотности после и без того интенсивных занятий в университете, они должны вызывать интерес и проходить в непринужденной обстановке отдыха и развлечения.
  2. Так как игра направлена на изучение нового материала во внеучебное время, она должна быть наполнена легко воспринимаемой информацией.
  3. Кроме того, для решения поставленных задач, игра должна обладать возможностью получить ответ или подсказку «здесь и сейчас», значит в игре должен быть ведущий, который сможет корректно ответить на вопросы, помочь проанализировать принятое решение, дать подсказку.

Эти особенности показывают, что для создания экономико-математических дидактических игр, предназначенных для повышения уровня финансовой грамотности учащихся, проживающих в общежитии необходимо доработать имеющийся опыт в следующих направлениях:

  • описать педагогические условия эффективного использования таких игр во внеучебной работе, методические особенности работы с обучающимися, проживающими в общежитии;
  • раскрыть связь экономико-математических дидактических игр с другими методами и формами работы, использующимися для достижения целей повышения финансовой грамотности обучающихся;
  • при разработке содержания игр учесть, что теоретическая база у студентов, обучающихся по разным специальностям, но проживающих в одном общежитии, разная, потому игра должна быть нацелена не только на закрепление изученного ранее материала, но и на освоение этого материала в начале игры;
  • рассмотреть возможности использования не только театрализации, но и других видов деятельности, взяв за основу различные формы проведения научно-популярных и развлекательных игр.

Читайте также

Список литературы

  1. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 536 с.
  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
  3. Чен Н.В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фан-тазии. «Искусство. Все для учителя!». Пилотный выпуск. 2011 год. №0(0). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_0_729.pdf (дата обращения 14.09.2016)
  4. Learning Mathematics through new Communication Factors [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.le-math.eu/index.php?id=14 (Дата обращения 19.01.2017)
  5. Guidelines for MATHeatre Method. Teaching and learning mathematics through mathematical communication activities. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.le-math.eu/assets/files/MATHeatre%20Guidelines%20-%20EN%20-%20Internet.pdf (Дата обращения 19.01.2017)
  6. Mathematical Stories for Theatre. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.le-math.eu/assets/files/books/MATHStories-Final%20%28el%29.pdf (Дата обращения 19.01.2017)
  7. Manual of Scripts for MATHeatre. A collection of theatre scripts submitted for the Theatre Play writing competition on the theme of Mathematics 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.le-math.eu/assets/files/Script%20Competition/MathScript.pdf (Дата обращения 19.01.2017)
  8. Верижникова Е.Л. Экономико-математическая игра «Сумей стать успешным» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/507642/ (дата обращения 20.08.2016)
  9. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. — М.: Институт учебника «Paideia».
  10. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. В сб: Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., МНИИПУ, 1983.
  11. Юрьева Ю.А., Форкунова Л.В. «Интерактивный театр финансовых миниатюр» как форма организации учебной деятельности учащихся по принятию финансовых решений в практических ситуациях. // Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения: материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов САФУ имени М.В. Ломоносова / сост.: С.В. Тевлина, С.В. Рябченко; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – С. 461-463.

Цитировать

Конева, Б.Н. Игрофикация внеучебных мероприятий как метод формирования навыков эффективного финансового поведения студентов / Б.Н. Конева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 419-424. — URL: https://novainfo.ru/article/11627 (дата обращения: 27.09.2022).

Поделиться