Кадастровая ошибка и причины её возникновения

№59-1,

Сельскохозяйственные науки

В статье рассмотрены причины возникновения кадастровой ошибки при проведении межевания земельного участка. В статье представлены способы исправления кадастровой ошибки. Выявлена и обоснована необходимость назначения специальной комиссии для проверки соответствия кадастровых номеров и фактического месторасположения земельных участков.

Похожие материалы

Как показывает практика, довольно часто при проведении межевания возникает проблема, называемая «кадастровой ошибкой»

В дальнейшем кадастровые ошибки не позволяют провести кадастровый учет участка и требует помощи квалифицированного юриста. В результате землевладелец не только теряет время, но и несет дополнительные расходы на юридические услуги, поскольку ситуация нередко разрешается только в судебном порядке.

Кадастровой ошибкой считается неточность, допущенная в межевом плане, на основании которого участок был поставлен на учет в государственный кадастр. Не стоит путать ее с технической ошибкой – опиской, опечаткой, арифметической или грамматической ошибкой, которая может возникнуть при переносе данных об участке по вине сотрудника органа, выполняющего кадастровый учет. Ее исправить очень легко: поднимается межевое дело из архива и проводится сверка указанных в нем координат с предоставленными координатными данными, занесенными в кадастровый паспорт участка.

Согласно 28 статье Федерального закона «О кадастре», под подобной ошибкой подразумевается ошибка в документе, на основании которого осуществлялось внесение данных в кадастр недвижимого имущества. Наиболее распространенная на данный момент кадастровая ошибка - это несоответствие определенных кадастровым инженером координат границы участка их фактическому местоположению.

Кадастровые ошибки преимущественно допускают кадастровые инженеры при неправильном определении координат земельного участка в межевом плане. Так происходит, в частности, из-за того, что многие инженеры пользуются устаревшим оборудованием.

Некоторые не выезжают на местность и вписывают в кадастровый план приблизительные координаты. Для получения сведений такие кадастровые инженеры используют картографические материалы и сведения о смежных участках, ранее поставленных на учет.

Кадастровый инженер, имеющий низкую квалификацию, может допустить ошибку, если не подготовил оборудование должным образом или допустил просчеты в вычислениях. К неверному определению конфигурации ограждения и изменению площади участка может привести элементарная невнимательность.

Органы местного самоуправления могут допустить кадастровую ошибку при проведении инвентаризации, подготовке проекта границ участка для кадастровых работ или иных актов, изменяющих характеристики участка.

Законодательством предусмотрены несколько способов устранения кадастровых ошибок:

1. В соответствии письмом Минэкономразвития от 27.03.2009 г. № 4448-ИМ/Д23, исправить допущенную ошибку имеет право любой кадастровый инженер, проводящий межевание земли. Допустим, если при определении границ участка оказалось, что они легли на соседние территории, инженер вносит в свой межевой план новые координаты границ затронутых участков. При этом, если они были зарегистрированы в кадастре недвижимости до 01.03.2008г, с их правообладателями согласовывать новые границы не требуется. Межевой план предоставляется в орган кадастра, где на его основании регистрируется участок, а соседние территории отодвигаются. В дальнейшем их владельцы могут быть извещены о проведенных изменениях, а могут о них и не узнать.

Совершенно другая ситуация возникает, если участки были зарегистрированы после указанной даты. Тогда нужно получить письменные заявления на исправление ошибки и правоустанавливающие документы на землю от всех соседей, границы участков которых были затронуты. Поскольку межевание этих территорий проводилось другими организациями, исправление будет платным. Что же предпринять при выявлении кадастровой ошибки? Следует выполнить ряд действий:

  • получить распоряжение об уточнении границ участка в местном отделении Департамента земельных ресурсов;
  • заказать межевой план территории;
  • обратиться в Кадастровую палату с заявлением об исправлении ошибки, приложив межевой план и нужный пакет документов.

Сегодня сообщить о выявленной кадастровой ошибке любой землевладелец через интернет-ресурсы, направив заявление на электронную почту единого портала государственных и муниципальных услуг.

2. Договориться с правообладателем соседнего участка, чтобы он обратился к кадастровому инженеру для проведения нового межевания территории и установлении новых координат, а затем в органы кадастрового учета для регистрации изменений в границах участка. Но мирное урегулирование границ происходит крайне редко, поскольку большинство земельных споров между соседями носят непримиримый характер.

3. Разрешить проблему с кадастровой ошибкой в порядке ст. 28 Закона № 221-ФЗ, который предусматривает решение суда как основание для ее исправления. Орган, выполняющий кадастровый учет, на основании судебного решения направляет постановление заинтересованным лицам или в местные отделения кадастрового учета в предусмотренном законом порядке.

Однако при обращении в суд следует правильно выбрать предмет и основания иска, иначе рассмотрение дело может затянуться на длительный срок или привести к отказу в удовлетворении выдвинутых требований.

Наиболее частыми причинами кадастровых ошибок являются результаты инвентаризации земель.

Федеральный закон «О землеустройстве» дает следующее определение:
Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Но как узнать, что в местоположении именно вашего земельного участка допущена кадастровая ошибка?

Если у вас есть свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, а также кадастровый паспорт на земельный участок с установленными границами, то никаких действий предпринимать не нужно. Обычно кадастровая ошибка выявляется при проведении межевания смежного земельного участка. Допустим, ваш участок уже стоит на учете с границами, а соседний участок еще нет. Ваш сосед идет в межевую организацию и заказывает межевание своего земельного участка. Геодезист выезжает на местность, получает координаты и потом выясняется, что полученные координаты по смежной части границы (одновременно являющейся и вашей частью границы, и частью границы соседа) не соответствуют тем, что указаны в государственном кадастре недвижимости относительно вашего земельного участка. В данном случае имеет место кадастровая ошибка. И как правило кадастровый инженер, который проводит межевание вашего соседа, ее исправляет в установленном законом порядке.

Хотелось бы привести наглядный пример. При приватизации своего земельного участка, расположенного в п. Старые Турбаслы Орджоникидзевского района г. Уфы было выявлено несоответствие сведений ГКН с фактическим местоположением границ и площади земельных участков. Мой участок и участки расположенные по соседству были поставлены на кадастровый учет по материалам сплошной инвентаризации, утвержденной Постановление главы администрации г. Уфы №1645 от 14.04.2003 г. И правоустанавливающие документы не были учтены. Ошибка произошла в результате неточной привязки к пунктам опорно-межевой сети. В ходе чего выявили наложение фактических границ на границы смежных земельных участков.

После обращения в специальные органы было предложено следующее решение возникшей проблемы. Мне и владельцам смежных земельных участков пришлось вызывать кадастрового инженера для проведения повторных кадастровых работ для установления границ земельных участков. Хочу отметить, что кадастровые работы проводились за счет наших средств, что составляли 8 800 руб. с каждого владельца. Для предотвращения кадастровой ошибки я не только потратила большое количество времени, но и понесла дополнительные расходы.

Для многих жителей этот вопрос остаётся не решенным, так как на тот момент кадастровые работы велись не соответствующим образом. Многим жителям посёлка только предстоит столкнуться с данной проблемой.

Многие люди ошибочно доверяют грамотности органов государственной власти и не прибегают к тщательному изучению только что полученного документа. И делают это совершенно зря, ведь чем раньше вами будет выявлена ошибка, тем быстрее и проще ее можно исправить. К сожалению, многие ошибки выявляются только спустя долгие годы, когда вам понадобилось вдруг совершить какие либо действия со своим недвижимым имуществом.

Я считаю, что решением данной проблемы является назначение специальной комиссии для проверки соответствия кадастровых номеров и фактического месторасположения земельных участков. Кадастровая ошибка должна быть устранена за счет средств государства, либо за счет средств организации проводившей кадастровые работы, которая допустила данную ошибку.

Список литературы

  1. ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 198-200.
  2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  3. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  4. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
  5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.
  6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2014. № 2. С. 183-189.
  7. НОВАЯ ПАРАДИГМА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 4. С. 694-708.
  8. ЗАКОН САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 9. С. 1637-1652.
  9. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
  10. К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Андриянова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Материалы IV международной научно-практической конференции. 2014. С. 17-19.
  11. К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ПЧЕЛОВОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 44-46.
  12. ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 38-44.
  13. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Материалы II международной научно-практической конференции. 2014. С. 111-113.
  14. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРИПОСЕЛКОВЫХ ДОРОГ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ Мансурова Э.Р., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 158-159.
  15. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.
  16. УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СХЕМАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Дикаев С.У., Сабитов И.К., Шарипкулова А.Ф. Уфа, 2010.
  17. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Сабитов И.К., Рябов С.А., Фаттахов Ч.Р. Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 4. С. 1445-1448.
  18. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СХОДСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ ВЛИЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ МЫШЕЙ Хабибуллин Р.М. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (28). С. 47-48.
  19. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Хабибуллин Р.И. Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 6. С. 86-90.
  20. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.