Особенности развития сферы бытовых услуг в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

NovaInfo 59, с.459-463, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, существующие на рынке бытовых услуг в Муниципальном образовании "город Екатеринбург". Выявлена и обоснована необходимость разработки органами местного самоуправления мероприятий, направленных на формирование механизма регулирования и организации территориальной системы бытового обслуживания.

Ключевые слова

РЫНОК БЫТОВЫХ УСЛУГ, УСЛУГА, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Текст научной работы

Составной частью потребительского рынка современного крупного города является рынок бытовых услуг, определение которого требует внесения ясности в понятие «услуга».

Феномен услуги (англ. service; нем. sienst) изучается (и используется) во многих науках. В экономике услугой обычно считают разновидность товара, в политэкономии – инструмент товарно-денежных отношений, в юриспруденции – объект гражданских прав. Услуга, как экономический объект и юридический объект, имеют разный смысл, но именуются одинаково. В товароведении принято рассматривать товароведческий объект, в который входит не только товар, но и услуги. Как социально-экономический и социокультурный феномен формирования и функционирования гражданского общества услуга рассматривается в социологии и политологии и т.д.

Диапазон, предоставляемых услуг в современном обществе чрезвычайно широкий. Вместе с тем, это многообразие не исключает наличие общего основания услуг, которые являются продуктами труда особого рода, проявляемыми в соучастии и в тесном взаимодействии производителя и потребителя в процессе их создания и реализации. Не случайно в качестве одной из основных черт понятия услуги исследователи определяют то, что «продажа услуг между их производителями и потребителями осуществляется как прямой обмен между ними на основе спроса и предложения» [2, c. 21].

В настоящее время существуют различные классификации видов услуг, разнообразие которых свидетельствует об отсутствии единой общепризнанной методологической базы в определении понятия «услуга», что, соответственно, затрудняет предоставить исчерпывающий ответ в определении данного понятия.

В условиях современного экономического кризиса актуализируются проблемы развития рынка бытовых услуг в крупных городах. Особый интерес представляет деятельность органов местного самоуправления по развитию столь важного сегмента муниципальной экономики в муниципальном образовании. Опыт развития рынка бытовых услуг г. Екатеринбурга во многом заслуживает должного внимания и изучения.

В Муниципальном образовании «город Екатеринбург» политику по развитию рынка бытовых услуг определяет Комитет по организации бытового обслуживания населения, который является постоянно действующим органом по подготовке мероприятий, планов, прогнозов по развитию рынка бытовых и отдельных видов платных услуг, а также осуществляет анализ развития этих отраслей и выработки предложений по вопросам оказания услуг населению города. Комитет как отраслевой орган местной администрации координирует взаимоотношения по выше обозначенным вопросам среди администраций районов, подразделений администрации города и хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.

Основными функциями Комитета по организации бытового обслуживания населения являются:

  • организация разработки и реализация городской программы развития рынка бытовых и отдельных видов платных услуг;
  • подготовка проектов постановлений и распоряжений Главы города, направленных на способствование развитию отраслей и улучшения деятельности организаций, оказывающих услуги населению;
  • оказание консультативной и методической помощи субъектам предпринимательской деятельности и взаимодействия их с соответствующими государственными и местными органами;
  • координация деятельности районных администраций в части соблюдения единых принципов организации и оказания бытовых и отдельных видов платных услуг, услуг гостиниц, игорного бизнеса, дискотечной деятельности, ритуальных услуг (в части изготовления памятников), выполнения программ развития отрасли, ежегодно утверждаемых Главой города;
  • контроль, в пределах полномочий, исполнения нормативных актов субъектами предпринимательской деятельности, хозяйствующими на рынке бытовых и отдельных видов платных услуг;
  • информирование населения о состоянии рынка бытовых и отдельных видов платных услуг;
  • прием граждан, рассмотрение жалоб, предложений по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.

В 2015 году темпы роста социально-экономического развития Российской Федерации демонстрировали довольно сдержанную динамику, что в большей мере объясняется влиянием не только внутренних, но и внешних факторов: снижение мировых цен на энергоносители и экономические санкции, действующие в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины. Данные обстоятельства стали причиной ослабления национальной валюты, снижения инвестиционной активности, значительного ухудшения ситуации в ряде отраслей российской экономики и, как следствие, снижения уровня предпринимательской уверенности в организации обрабатывающей промышленности (индекс предпринимательской уверенности организаций по виду деятельности «обрабатывающие производства» за 2015 год снизился на один пункт).

В 2015 году в Екатеринбурге, так же как в РФ и Свердловской области, наблюдалась отрицательная динамика индексов потребительского рынка, где ситуация формировалась под влиянием следующих факторов:

  • ускорение темпов инфляции (индекс потребительских цен в Свердловской области за 2015 год составил 115,8 процента, тогда как в 2014 г. – 107,9 процента);
  • изменение потребительского поведения населения в связи с ухудшением экономической ситуации (индекс потребительской уверенности Российской Федерации, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2015 года по сравнению с IV кварталом 2014 года снизился на восемь процентных пунктов и составил 26 процентов против 18 процентов [5]);
  • снижение потребительского спроса на фоне уменьшения реальной заработной платы (2015 году в Екатеринбурге реальная заработная плата составила 89,4 процента к уровню 2014 года);
  • увеличение долговой нагрузки на население (просроченная задолженность по кредитам в части основного долга и просроченных процентов физическими лицами, кроме предпринимателей, в Свердловской области возросла за 2015 год в 1,3 раза к уровню 2014 года [5]);
  • замедление темпов роста платежеспособного спроса на рынке дорогостоящих товаров (объем продаж легковых автомобилей за 2015 год снизился на 44,9 процента к уровню 2014 года в сопоставимых ценах, тогда как в 2014 году объем продаж снизился на 4,2 процента в сопоставимых ценах).

Таким образом, социально-экономическое развитие муниципального образования в 2015 году происходило в сложных экономических условиях и стало отражением современных общероссийских тенденций, однако устойчивое развитие экономики города Екатеринбурга оказало определенное влияние на динамику индикаторов уровня жизни населения, в том числе благодаря системным мероприятиям, которые предприняли органы местного самоуправления в социально-экономической сфере.

Так, например, в 2015 году объем бытовых услуг, предоставляемых населению (по кругу крупных и средних организаций), в сопоставимой оценке снизился на 9,2 процента к уровню 2014 года, однако количество предприятий сферы услуг увеличилось на 197 единиц. Было введено 32 предприятия сферы услуг за счет нового строительства, 8 предприятий − за счет реконструкции,62 предприятия − за счет перевода из жилого фонда в нежилой и перепрофилирования; 95 предприятий открыты на арендуемых площадях. Выше указанные предприятия открывались на территориях торговых центров и торговых комплексов (62 предприятия), мультисервисов (11 предприятий), на первых этажах жилых зданий (112 предприятий) и на других объектах (12 предприятий).

Как известно, наиболее емкими и динамично развивающимися сегментами сферы бытовых услуг являются парикмахерские услуги, услуги швейных и трикотажных ателье, услуги ломбардов, услуги фитнес-центров. В конце 2015 года сеть предприятий сферы обслуживания населения в г. Екатеринбурге включала 5185 объектов общей площадью 564,7 тысячи квадратных метров. Обеспеченность площадями предприятий сферы обслуживания составила 382,1 квадратных метра на 1000 горожан (в 2014 году – 377,3 квадратных метра на 1000 горожан).

Как и в прежние годы, наибольшая концентрация объектов бытовых услуг наблюдается в Верх-Исетском, Октябрьском и Ленинском районах.

Таким образом, сфера бытовых услуг территориально развита в г. Екатеринбурге достаточно неравномерно. Возникшие диспропорции на рынке бытовых услуг в муниципальном образовании непосредственно оказывают негативное влияние на повседневную жизнь горожан, поэтому сегодня объективно назрела необходимость разработки органами местного самоуправления мероприятий, направленных на формирование механизма регулирования и организации территориальной системы бытового обслуживания, которая имеет столь важное значение для нормальной жизнедеятельности городского населения.

Читайте также

Список литературы

  1. Попов, В.Г., Ноженко, Д.Ю., Федоровских, А.А. Развитие сферы бытового обслуживания населения в условиях реформирования местного самоуправления [Текст] / Под общей редакцией В.Г. Попова. – Екатеринбург: УрАГС, 2007. – 176 с.
  2. Отчеты Глав Администраций районов г. Екатеринбурга за период с 2011-2015 гг [Текст]. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2016. – 256 с.: ил.
  3. Итоги обследования домашних хозяйств за 2008-2015 годы: Статистический сборник (Приложение) [Текст] / Свердловский областной Комитет государственной статистики. – Екатеринбург, 2016. – 10 с.

Цитировать

Афанасьева, В.Г. Особенности развития сферы бытовых услуг в муниципальном образовании «город Екатеринбург» / В.Г. Афанасьева, Р.Т. Латыпов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 459-463. — URL: https://novainfo.ru/article/11255 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться