Город как социальное пространство рынка потребительских услуг

NovaInfo 59, с.451-456, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье охарактеризован рынок бытовых услуг как необходимый элемент социально-экономической структуры крупного города. В статье определены особенности социально-экономических интересов потребителей и производителей услуг на рынке бытовых услуг в современных российских условиях. Рассмотрев теоретико-методологические аспекты функционирования рынка бытовых услуг крупного города, автор сделал заключение о том, что что для жителей крупного города потребительское поведение является закономерным и во многом определяющим их приспособление к городскому образу жизни. Поэтому образ жизни горожан можно рассматривать как проявление потребительского поведения, и, соответственно, структурировать население города по типам их образа жизни.

Ключевые слова

РЫНОК УСЛУГ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ПРОИЗВОДИТЕЛИ, ПОТРЕБИТЕЛИ

Текст научной работы

Современное общество подразумевает наличие развитой сферы потребления, однако опыт экономического развития России за последние десятилетия, как и опыт стран с развитой экономикой показывает, что для них характерно наличие кризисов, связанных с проблемами в потреблении тех товаров и услуг, которые уже произведены.

Сегодня лидерами социально-экономического развития в России традиционно являются крупнейшие города. При этом кризисные явления в потреблении наиболее остро касаются населения крупных городов, где в основном сосредоточена социально и экономически активная часть общества, что, соответственно, ведет к более сильному влиянию кризисных явлений. Дальнейшее развитие текущего кризиса обусловливает проблему в том, что его влияние, прежде всего, отражается на потреблении именно в крупнейших городах, население которых особенно остро реагирует на его влияние, так как это объективно отражается на его потреблении.

Проблема экономического кризиса определяет необходимость нового осмысления и подхода к анализу состояния потребления, и прежде всего, к тем подходам, которые сформировались в тех отраслях научного знания, которые традиционно для анализа потребления не используются. Для ответа на поставленный вопрос в научном осмыслении необходимо отойти от традиционного экономического подхода, на практике показавшего свою методологическую ограниченность и попытаться оценить процессы развития сферы услуг с иных, в частности, социологических, позиций.

В социологическом контексте рынок может рассматриваться как социальное пространство, где осуществляется рыночный обмен между социальными группами (потребителями и производителями). Под городским рынком следует понимать социальное пространство города, где осуществляется рыночный обмен между социальными группами горожан (потребителями и производителями). Производитель товара или услуги создает предложение этого товара или услуги на рынке, а потребитель – спрос.

Субъектами рыночных отношений в социальном пространстве города являются социальные группы горожан, «которые сознательным (рациональным) или традиционным образом вступают в обменные отношения, предполагая получить определенные выгоды или средства «приращения» своих возможностей» [1, c. 257]. При этом, частным случаем социального обмена является обмен экономический, который, по мнению экономистов, заключается во «взаимовыгодном перераспределении экономических ресурсов, технологий достижения результатов и самих результатов экономической деятельности» [1, c. 253]. При этом необходимо уточнить, что обмен – это действие, в ходе которого [2, c. 32]:

  • человек получает или отдает одну вещь в обмен на другую;
  • вещь переходит от того, кто ценит ее меньше, к тому, кто ценит ее больше;
  • обе стороны выигрывают либо, по крайней мере, кто-то выигрывает, в то время как другой не проигрывает.

Категория обмена подразумевает активность обеих сторон – социальных групп, вступающих в конкретный акт обмена: обе стороны обмена что-то отдают и что-то получают взамен [3, c. 429]. При этом каждая из групп, участвующих в обмене, стремится удовлетворить собственные потребности, достичь собственных целей, и не только экономических. В этом заключаются интересы групп горожан, вступающих в отношения обмена на городском рынке.

Рынок также можно определить как социальное пространство, на котором взаимодействие социальных субъектов происходит в форме обмена. Такой подход к определению рынка вполне согласуется с подходом В.В. Радаева, который рассматривает рынок как «совокупность эмпирически наблюдаемых объектов» [4, c. 8]. В качестве таких объектов на рынке выступают взаимодействия социальных субъектов во всей их конкретике и эмпирике.

Для крупного города процессы обмена являются преобладающей частью социальных взаимодействий, поскольку, чем разнообразнее социальные группы, тем больше они зависят друг от друга и тем больше они склонны к взаимодействиям в форме социального обмена.

Рыночный обмен осуществляется на основе свободного договора между сторонами (производителем и потребителем), когда производитель или потребитель могут отказаться от обмена, если его условия их не удовлетворяют. Наиболее распространенной формой рыночного обмена являются, например, ярмарки, рынки, базары.

По мнению Э.Дюркгейма символом рыночного обмена, его юридической формой выступает договор, в котором закрепляются взаимные обязательства сторон обмена. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. «Кооперировать, действительно, значит разделить между собой общее занятие. Если это последнее разделено на занятия качественно подобные, хотя и связанные друг с другом, то мы имеем разделение труда первой степени или простое. Если они разной природы, – отмечает Э.Дюркгейм, – то мы имеем сложное разделение труда или собственно кооперацию. Договоры между покупателем и продавцом, предпринимателем и рабочими, ссужающими и занимающими, доверителем и поверенным представляют собой известную форму взаимодействия, кооперации» [5, c. 46-47]. Вместе с тем, у потребителя (покупателя) и производителя (продавца), заключающими по Э.Дюркгейму договор, существуют свои собственные интересы, которые согласуются в договоре и находят свое выражение, в частности, в цене, определяемой договором. При обмене производитель стремится установить максимальную цену, а потребитель – уплатить минимальную.

Поскольку универсальным средством обмена, используемого в качестве всеобщего эквивалента, являются деньги [6, c. 4], та сторона обмена, которая отдает деньги в процессе обмена определяется как потребитель, а та, которая их получает определяется как производитель.

Рыночное пространство города не только предоставляет возможность потребителю и производителю осуществлять обмен на договорных условиях в целях удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, но и общественных потребностей городского социума в целом, например, платя, налоги в городскую казну.

Вместе с тем, на рынке города создается устойчивая правовая среда, в которой обмен приобретает гарантированный (правовой) характер, необходимый для заключения договора (через органы власти, систему охраны правопорядка, банковскую систему, юридическую систему и т.д.). По этой причине, следуя за определяемой Г. Зиммелем сути права [7, c. 17], городской социум следует можно рассматривать как важнейшее условие для реализации права на обмен.

Развитие потребительского рынка услуг крупного города сегодня характеризуется, в первую очередь, корпоративизацией. Это выражается в том, что усиливается влияние социальных групп, к которым принадлежат горожане («корпораций»), на их поведение в процессах обмена. Причинами такого усиления являются:

-

-

Другое явление, характеризующее развитие потребительского рынка услуг крупного города, – это коммерциализация. Она выражается в увеличении роли экономических факторов в процессах обмена, происходящих между различными группами горожан. Причинами коммерциализации являются:

-

  • увеличение скорости изменений ценностей социальных групп, самих систем ценностей, что приводит к уменьшению значения систем ценностей социальных групп, к которым принадлежат горожане, как регуляторов поведения горожан (в результате горожане стремятся обрести социальную устойчивость путем опоры на абстрактно-рациональные экономические категории).

Кроме этого, для развития потребительского рынка услуг крупного города характерна муниципализация. Она проявляется в усилении роли города (городского социума, различных его элементов, городской власти как представителя городского социума) в процессах обмена, происходящих между различными группами горожан. Причинами муниципализации являются:

-местного самоих местной

  • увеличение дифференциации видов деятельности горожан приводит к увеличению разнообразия их социальных групп, что в сочетании с увеличением плотности представителей этих групп на территории города создает возможности для оформления горожан как субъектов социального действия (например, через развитие общественных объединений).

Указанные тенденции развития городского потребительского рынка услуг определяют особенности поведения как потребителей, так и производителей услуг. С одной стороны, указанные тенденции сплачивают их социальные группы (корпоративизация), с другой стороны, усиливают в их отношениях обмена роль товарно-денежных отношений (коммерциализация), с третьей – усиливают роль городской власти, выражающей интересы городского социума (муниципализация), в регулировании отношений обмена между ними.

Феномен «потребительский рынок» обычно трактуется как совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потребителем, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой. При этом одним из основополагающих моментов функционирования учреждения в системе рыночных отношений традиционно считается спрос на потребительские товары и услуги, создаваемый потребителем (потенциальным потребителем). Спрос на товары и услуги – это конкретная потребность в этом виде товаров и услуг, подкрепленная покупательной способностью. Спрос – количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный период на рынке услуг при существующем уровне цен. Различают, в частности, потенциальный, нерациональный, негативный и др. виды спросов. При реализации данного подхода совершенно игнорируется то обстоятельство, что все перечисленные виды спроса формируются не только потребителями, но и производителями.

С другой стороны, стремительный рост индустрии товаров и услуг, появление новых форм организации потребления вызвали концептуальный сдвиг в подходе к истолкованию социальной роли потребления. Так, исходный тезис постмодернистской теории потребления Ж.Бодрийяра заключается в том, что вещи приобретают характер знаков, образующих специфический дискурс. Потребление товаров и услуг в целом рассматривается как символическая практика манипулирования знаками, посредством которой строй производства захватывает сознание людей и интегрирует их в себя в качестве одновременно сообщника и жертвы [8, c. 82]. Показное (conspicuous) потребление связано, прежде всего, с хвастливой демонстрацией богатства. Оно мотивируется желанием произвести впечатление на других своей способностью заплатить особенно высокую цену за престижный продукт, это форма потребления, которая вызывается скорее социальной, чем экономической или психологической полезностью продуктов.

Таким образом, наряду с потребителем производитель также является субъектом формирования спроса, как одна из сторон процесса обмена. В соответствии с этим, потребительский рынок крупного города, где осуществляется рыночный обмен товарами и услугами, предназначенными для удовлетворения собственных потребностей потребителя, может рассматриваться как социальное пространство, где действуют два субъекта: социальные группы производителей и потребителей.

Читайте также

Список литературы

  1. Верховин, В.И., Зубков, В.И. Экономическая социология [Текст]: Монография / В.И. Верховин, В.И. Зубков. – М.: Издательство РУДН, 2002. – 459 с.
  2. Государственное и муниципальное управление [Текст] / Под ред. В.А. Ахметьева. – М.: Юрайт, 2012. - 625 c.
  3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов [Текст] / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. – 921 с.
  4. Радаев, В.В. Социология потребления: основные подходы [Текст] / В.В. Радаев // Социологические исследования. – 2005. - № 1.
  5. Силласте, Г.Г. Экономическая социология [Текст]: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. – М.: Гардарики, 2005. – 383 с.
  6. Суринов, А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений [Текст] / А.Е. Суринов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 432 с.: ил.
  7. Соколова, Г.Н. Экономическая социология [Текст]: Учебник / Г.Н. Соколова. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: ИИД «Филинъ»; Мн.: «Беларуская навука», 2000. – 376 с.
  8. Попов, В.Г., Ноженко, Д.Ю., Федоровских, А.А. Развитие сферы бытового обслуживания населения в условиях реформирования местного самоуправления [Текст] / Под общей редакцией В.Г. Попова. – Екатеринбург: УрАГС, 2007. – 176 с.

Цитировать

Афанасьева, В.Г. Город как социальное пространство рынка потребительских услуг / В.Г. Афанасьева, Р.Т. Латыпов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 451-456. — URL: https://novainfo.ru/article/11227 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться