Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.
Процесс управления земельными ресурсами связан с процессом эффективного их использования как основного национального богатства[2]. Повышение значимости этой проблемы вызвано тем, что состояние земель постоянно ухудшается: земля деградирует, плодородие почвы снижается, негативные процессы усиливаются, идет недопустимое загрязнение природной среды и нарастает экологический кризис, истощаются природные ресурсы. Все это требует коренного изменения отношения к земле, принятия решительных мер, прекращающих негативные процессы[3].
Для эффективного управления земельными ресурсами и принятия решений в области регулирования земельных отношений управляющие органы и все субъекты земельных отношений должны быть обеспечены достоверной и оперативной информацией о состоянии земельного фонда и динамике его развития, что позволит прогнозировать его развитие и принимать решения, обеспечивающие рациональное использование земель[2].
Информация в системе управления земельными ресурсами — это совокупность данных, создаваемых и хранящихся в специализированных информационных системах, предназначенная для решения задач управления земельными ресурсами конкретного административно-территориального уровня.
Главное требование системы управления земельными ресурсами к информации — точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации[1].
Под процессом управления понимается совокупность целенаправленных действий аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определенных целей. Процесс управления реализуется, исходя из общих функций управления, к которым относятся планирование, организация, координирование, контроль.
Процесс управления осуществляется по определенной технологии с помощью различных методов и технических средств в определенном их сочетании, последовательности, взаиморасположении и взаимосвязи элементов процесса. Процесс управления делится на три цикла: информационный, логико-мыслительный и организационный. Эти циклы подразделяют на следующие стадии: информационный, логико-мыслительный, организационный. В системе управления выделяют управляемую подсистему, или объект управления, и управляющую подсистему, осуществляющую функции управления.
В процессе управления управляющая система по каналам обратной связи получает информацию о состоянии объекта управления. Эта информация фиксируется субъектом управления, накапливается, анализируется и перерабатывается в решение по воздействию на объект управления. Полученное решение является управляющей информацией, которая передается управляемой подсистеме по каналу прямой связи. Выполняя принятое решение, управляемая подсистема переходит в некоторое новое состояние, и информация об этом передается субъекту управления для выработки новой управляющей стратегии.
Следовательно, общие для всех систем свойства управления основаны на наиболее общих законах получения, хранения, преобразования и передачи информации в системах управления.
Управление социально-экономических систем представляет собой процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на объект управления. Человек строит управляющую систему и осуществляет управление на основе объективных законов развития природы и общества. Объектом управления являются общество и хозяйственный комплекс, а субъектом — система государственных и общественных органов и организаций, аппарат управления отдельных подсистем и т.д.
Следовательно, в социально-экономических системах управление реализуется в процессе управленческого труда, который, как и всякий труд, должен иметь свой предмет, средства и результаты труда.
Рассмотрение с этой точки зрения всех стадий управленческого цикла показывает, что субъект управления должен получать достоверные данные о характеристиках управляемой системы и факторах внешней среды. На основе анализа этой информации, сопоставления ее с данными о требуемых параметрах объекта управления оценивают текущее состояние управляемой системы и результаты выполнения ранее принятых управленческих решений. Поэтому информация о характеристиках объекта и факторах внешней среды — предмет управленческого труда. Справочные данные можно отнести к средствам труда, так как на основе сопоставления их с фактической информацией оценивают состояние объекта. Результатом труда в данном случае является информация о действительном состоянии управляемой системы и о результатах выполнения ранее принятых правленческих решений.