Государственные информационные ресурсы и мониторинг земель в КБР

NovaInfo 60, с.472-476, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Науки о земле
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье автор освещает вопросы государственных информационных ресурсов об анализе состояния использования сельскохозяйственных земель и развитии негативных почвенных процессов на территории Кабардино-Балкарской республики. Рассматривает мониторинг как способ ‏исследования и как механизм обеспечения управления различными видами ‏деятельности посредством представления своевременной ‏и качественной информации.

Ключевые слова

‏МОНИТОРИНГ ‏ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ‏НАЗНАЧЕНИЯ, ‏ПОЧВЕННЫЕ ‏ПОКАЗАТЕЛИ, ‏ЗЕМЕЛЬНЫЙ ‏УЧАСТОК, ‏ИНФОРМАЦИОННЫЕ ‏РЕСУРСЫ, ‏КАТЕГОРИЯ ‏ЗЕМЕЛЬ

Текст научной работы

Общественная роль земли наиболее полно раскрывается в сельскохозяйственной сфере. Здесь производственный процесс имеет непосредственную связь со свойствами этого ресурса. Земля выступает в качестве сельскохозяйственных угодий, отличающихся различным плодородием: экономическим и натуральным.

Выступая как предмет деятельности, он отличается пространственными и технико-технологическими свойствами. От грамотного и рационального использования почвы зависит эффективное функционирование всех народнохозяйственных отраслей, а также благосостояние общества. Сформированные государственные информационные ресурсы о сельскохозяйственных землях позволят проводить анализ состояния и использования земель, прогнозировать развитие негативных почвенных процессов, обеспечивать потребности государства, включая органы исполнительной власти, осуществляющие функции государственного земельного контроля, юридических и физических лиц, в том числе осуществляющих функции земельного контроля, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель, а также об их фактическом использовании.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Значительные площади земель, которые использовались в сельскохозяйственном производстве, выводятся из оборота, изменяется структура посевных площадей. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия [1]. Эффективное их решение невозможно без осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель и эффективного управления агропромышленным комплексом страны, что является на сегодняшний день первостепенной задачей. Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно-обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Данные мониторига земель позволяют получать достоверную объективную информацию о плодородии почв, состоянии и использовании сельскохозяйственных земель как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве, сформировать государственные информационные ресурсы, объединяющие в себе информацию об этих землях, собираемую различными федеральными органами исполнительной власти, координировать проводимые федеральными органами исполнительной власти работы по осуществлению государственного мониторинга этих земель, обеспечить эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти на эти цели.

Объектами государственного мониторинга земель являются все категории земель на территории Кабардино-Балкарской Республики независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования.

В перечень задач государственного мониторинга земель входят: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель [2].

Все наблюдения за состоянием земель осуществляются при мониторинге посредством наземных съемок и наблюдений. Мониторинг земель в зависимости от сроков и периодичности их проведения подразделяются на периодические (через год и более) и оперативные (фиксирующие текущие изменения):

  • к оперативным наблюдениям относятся текущие изменения. Трансформация площадей одних угодий и перевод их в другие наглядно показана в таблице 1. Такие фиксирующие текущие изменения площадей земельных угодий относятся к оперативным наблюдениям.

Таблица 1. Структура земель сельскохозяйственного назначения

№ п/п

Угодья

Общая площадь, тыс.га

Земли сельскохозяйственного назначения

711,4

1.

Сельскохозяйственные угодья

627,1

1.1.

  • Пашня

283,8

1.2.

  • Многолетние насаждения

11,1

1.3.

  • Сенокосы

59,9

1.4.

  • Пастбища

272,2

2.

В стадии мелиоративного строительства (сельхозугодия) и восстановления плодородия

2,7

3.

Лесные земли

4,6

4.

Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд

10

5.

Под водой

8,9

6.

Земли застройки

5,0

7.

Под дорогами

10,6

8.

Болота

0,9

9.

Нарушенные земли

0,3

10.

Прочие земли

41,3

Наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья – 627,1 тыс. га (88,1% от общей площади), к которым относят пашню - 283,8 тыс. га (39,9%), пастбища - 272,4 тыс. га (38,3%), сенокосы -59,9 тыс. га (8,4%), земли занятые многолетними насаждениями – 11,1 тыс. га (1,6%).

К наблюдаемым негативным процессам были отнесены процессы, связанные с изменением плодородия почв, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса, ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, а также процессы, вызванные образованием оврагов, оползней, селевых потоков и лавин. В республике обследовано 534,8 тыс. га сельхозугодий категории земель сельскохозяйственного назначения, из которых 236,0 тыс. га являются эрозионно-опасными, 61,7 тыс. га подвержены водной и ветровой эрозии, 68,8 тыс. га заболочены, 58,2 тыс. га засолены [3].

Одной из основных задач мониторинга земель является определение стартового состояния пахотных земель (по почвенным показателям), используемого при передаче земель в аренду, при купле – продаже земельных участков, при выборе оптимальных вариантов при изъятии земель и переводе их в другие категории. Актуальность проведения работ по мониторингу земель связана, прежде всего, с имеющей место устойчивой тенденцией к ухудшению качества почв пашни, в частности снижением содержания в ней питательных веществ. Это обусловлено прекращением внесения в почвы минеральных и органических удобрений, нарушением севооборотов, невыполнением почвозащитных, агрохимических и мелиоративных мероприятий. В этой связи первоочередной задачей является возобновление в республике почвенных обследований, что позволит, обосновано судить о степени воздействия негативных процессов и явлений, вскрывать закономерность их развития, разрабатывать меры по предупреждению и устранению влияний техногенного и природного характера на почвенный покров территории республики [4].

В настоящее время количество запросов, поступающих как от различных органов, так и от физических и юридических лиц, на предоставление информации о результатах земельного мониторинга, имеет тенденцию роста. Поэтому крайне необходима отлаженная система реализации этого мониторинга, включающая в себя сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, основанная на применении современных геоинформационных технологий.

Структуризация всей полученной в процессе мониторинга земель сельскохозяйственного назначения информации может осуществляться в соответствии с основными ее видами. В частности, к такой информации относятся сведения о границах участков, сельскохозяйственных полигонов, контуров, их площади, состоянии, виде разрешенного и хозяйственного использования, потенциальной продуктивности. Так, следует разработать специальный поисковый модуль, который должен содержать гибкую систему фильтров для отбора определенных заданных сведений, а его геоинформационная составляющая должна отражать данные по результатам земельного мониторинга на кадастровой карте.

Читайте также

Список литературы

  1. Карашаева А.С. Социальная и экологическая значимость землеустройства в условиях земельной реформы в России. Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 2. С. 121-123.
  2. Шалов Т.Б., Кумехова Б.А. Правовые аспекты и перспективы реформирования сельскохозяйственного земледелия в Кабардино-Балкарской республике. В сборнике: Негосударственные ресурсные потенциалы сельских территорий России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 255-258.
  3. Клюшин П.В., Шалов Т.Б., Савинова С.В., Марьин А.Н. Мониторинг состояния земель сельскохозяйственного назначения Северо-Кавказского Федерального округа и эффективность их использования. В сборнике: Теория и практика управления земельными ресурсами муниципальных образований. Москва, 2013. С. 117-125.
  4. Карашаева А.С. Оценка городских земель и их использование в условиях социально-экономического развития. В сборнике: Устойчивость развития и саморазвития региональных социально-экономических систем: методология, теория, практика Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 64-66.

Цитировать

Карашаева, А.С. Государственные информационные ресурсы и мониторинг земель в КБР / А.С. Карашаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 472-476. — URL: https://novainfo.ru/article/11377 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться