Особенности развития туризма в мировой экономике

NovaInfo 60, с.186-192, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В статье изучается туристская сфера мировой экономики. Сфера туризма имеет множество характерных особенностей, которые могут быть привлекательными для долгосрочного экономического развития. В ряде стран туризм считается главным вектором развития и обеспечивает основную часть ВВП, а в некоторых странах до сих пор считается непроизводственным и игнорируется. В статье туризм рассматривается как продуктивное и перспективное направление в мировом масштабе, а также изучаются проблемы, связанные с его неравномерным развитием в отдельных регионах.

Ключевые слова

ТУРИСТЫ, ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ТУРИЗМ, ТУРИСТСКАЯ СФЕРА, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Текст научной работы

Введение

Структура мировой экономики меняется под воздействием научно-технического прогресса. Нововведения и открытия в различных отраслях находят свое практическое применение в рыночной экономике, целью которой является удовлетворение потребительского спроса.[9;14]. Потребительский спрос у людей, в свою очередь, безграничен. Структура мирового рынка, под влиянием изменений потребительского спроса, основой которой является экономический рост, претерпела кардинальные изменения. Сервисный сектор, который когда-то считался непродуктивным, занял основное, а для многих стран и главное место в экономике. Сфера услуг в современном мире столь значима, что современная экономика удостоилась определения «сервисная» или же «экономика услуг». В этом контексте туристский сектор занимает весомую часть сферы услуг.[6, с.42]. Развитие международных отношений, транспортной инфраструктуры, технико-технологических возможностей, а также экономический рост планеты повлияли на качественные и количественные изменения в туристской индустрии. Несмотря на то, что доля туризма в мировом ВВП за последние годы сократилась, темпы прироста числа путешественников и туристов стабильно увеличилось. Исходя из динамики показателей туристской сферы за последние десятилетия, можно, безусловно, утверждать, что в перспективе рынок будет развиваться как горизонтально, так и вертикально и во многом определит темпы развития мировой экономики.

Сфера услуг в контексте развития мировой экономики

Начиная со второй половины 20-ого века, мировая экономика претерпела качественные изменения во многом под влиянием сервисного сектора. К 2012 году в мировой торговле основная часть принадлежала именно рынку услуг, где туристский сектор отличался стабильными темпами развития.

ВВП планеты за 5 лет практически удвоился, а отраслевая структура претерпела качественные изменения. Доля сервисной сферы стабильно увеличилась, составляя 110% прирост за рассмотренный период. Следует отметить, что положительная динамика сферы услуг происходит не за счет сокращения объема выпуска в других отраслях экономики, а за счет собственного потенциала. Благодаря научно-техническому прогрессу сфера обслуживания к 2010 году обеспечила 50,371 триллион долларов, что составило 63,4% мирового ВВП. С 2005 по 2010 гг прирост сервисного сектора составил 108,2%. Можно заметить, что туристский сектор стабильно занимает примерно 3% от мирового ВВП, а за последние пять лет сократился в масштабах на 0,26%. Сокращение доли туристского сектора происходит под воздействием резкого темпа роста в других отраслях сферы обслуживания, а рынок в целом расширился в разы. Резкое сокращение рынка в объемах заметно лишь в 2008 году, что послужило причиной снижения динамики роста на 0,14%, что является крайне редким для данной отрасли. [7, с.49].

Следует подчеркнуть, что представленная динамика туристских услуг не отражает всю значимость сферы для мировой экономики. В табл.1 рассмотрен прямой вклад туруслуг в мировом ВВП по методологии расчета Статистической комиссии ООН. Значимость для мировой экономики существенно растет, если рассмотреть общий вклад туристской сферы в мировом ВВП. Как можно заметить, совокупный объем рынка, если учесть ее косвенное влияние, в структуре мировой экономики, только вырос. Характерные особенности данной отрасли - ее косвенное значение, как минимум в 1,5 раза превышает прямую значимость. Так, если прямой вклад турсферы в мировой экономике за 2005 г. составлял 3,12%, то косвенный 5,9%, в 2006 прямой 3,11%, а косвенный 6,1%. Подобная картина развития наблюдается в последующих годах рассмотренного периода, а в 2010 г. косвенное значение сферы было практически в два раза больше, чем прямое, составляя примерно 6,5%. По прогнозам всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), динамика роста как прямого, так и косвенного значения сферы будет положительной и в 2020 г. составит соответственно 3,7% и 6,9% от мирового валового продукта. [17;18].

Развитие туристской сферы в мире и в отдельных регионах

Экономика многих стран находится в зависимости от сферы обслуживания, а в некоторых странах туристский сектор является основным видом хозяйственной деятельности. Сказанное особо актуально для стран с особыми географическими и природными данными, где совокупное влияние сферы только растет. Подобный уровень развития и экономики связан не столько с интенсивным развитием туристской инфраструктуры, геополитических процессов и экономической интеграцией стран, сколько с динамикой потребительского спроса. [10, с.129]. Благосостояние людей за последние десятилетия стабильно растет, что непосредственно влияет на число путешественников, которое за последние 15 лет практически удвоилось.

Международный туризм стабильно растет за последние 20 лет. Благодаря научно-техническому росту, геополитической ситуации, а также повышению уровня жизни населения, число международных туристов растет на 2-10% ежегодно. Если в 1990 году численность туристов составила всего 436 млн, то за пять лет количество туристов увеличилось на 74 млн., достигнув исторической отметки 510 млн. Динамика роста не наблюдалась только в 2001 году, когда численность туристов сократилась на 2 млн., в 2004 году, когда сократилась на 11 млн. и в 2009 году, когда сократилась на 36 млн. За резкими спадами, как можно заметить, следуют резкие подъемы, компенсируя сокращения. В 2010 году численность путешественников достигло 949 млн, демонстрируя прирост к 1990 году на 217%. Сфера туризма стабильно росла и после 2010 года, достигнув исторической отметки в 1 млрд. туристов и путешественников в 2012 году. По прогнозам экспертов всемирной туристической организации, численность международных туристов достигнет 1,8 млрд. в 2020 г., а через пять лет преодолеет отметку второго миллиарда. [16].

Следует отметить, что направление путешествий более чем на 50% составляют развитые регионы.

Европейский регион, как видно, занимает основную долю рынка с 51%, что составляет около 534 млн. туристов или 458 млрд. долларов. Восточная Азия вместе с Океанским регионом за последние десятилетия увеличивают свою долю в туристском секторе и с 2005 года занимают более чем 20% рынка, а в 2012 году 23%, что составляет 234 млн. туристов (или 324 млрд. долларов). Рынок СНГ в этом контексте резко отстает от лидеров рынка, занимая весьма скромные позиции, учитывая географические, природные и историко-культурные возможности региона. Самая привлекательная для международных туристов страна среди стран бывшего СССР является Россия, где численность международных туристов за 2013г составила около 30млн туристов. Но, рост сферы ежегодно составляет 10-15%, и, не смотря на то, что сравнивая с аналогичным показателем Китая (30-35%), резко отстает, по оценкам специалистов Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2015г Россия войдет в пятерку лидеров самых привлекательных для туризма и путешествий стран, если сохранит имеющие темпы модернизации средств. [15, с.49].

Множество стран, занимающие маленькую долю мирового туррынка, имеют высокую специализированность в этом секторе обслуживания, о чем гласят данные структуры ВВП. Оценить уровень специализации страны можно, рассчитав индекс специализированности [2, с.116], по формуле (1):

S=ВВП(Vэкс/Vимп) (1)

Где: Vэкс- объем экспорта услуг; Vимп - объем импорта услуг.

Исходя из данной формулы, можно сказать, что сервисная отрасль в странах с особыми климатическими и географическими условиями занимает основное место в ВВП. Так 97,1% ВВП Макау, 95,4% Каймановых островах, 95% Монако, 78% Антигуа и Барбуда занимает турсфера. Как можно заметить, в туристской сфере особо специализированы маленькие страны, которые могут обслуживать туристов ежегодно. Данный показатель для таких туристических держав, как Франция, Германия, Япония, США, Испания, Греция и т.д. не превышает 50%. Рассматривая структуру туризма в данных странах, можно заметить, что параллельно большому объему экспорта, они имеют большой объем импорта услуг туристского предназначения. Данная особенность является результатом высокого экономического развития стран, под влиянием которого потребительский спрос туристских услуг у людей занимает весомую часть доли расходов. [11, с.112]. Исходя из сказанного, для стран, с большим количеством выездных туристов, имеет смысл исследовать степень специализированности, учитывая социально-экономические особенности страны. [4, с.183]. В частности, целесообразно использовать соотношения данных показателей, рассчитав для высоко урбанизированных и туристских регионов по отдельности.

Для развивающихся стран, коэффициент специализированности в туристском секторе, как правило, не превышает 50%. В отличие от развитых стран, где имеет место высокий объем импорта, в развивающихся странах показатель отображает незначимое воздействие туристкой индустрии в экономике страны. Страны СНГ являются развивающимися с переходными экономиками, но для них, данный коэффициент, также отражает малозначимость туристической сферы.[13, с.125]. Но о том, что в странах содружества сфера туризма развивается намного быстрее и эффективнее, чем в других развивающихся экономиках, можно убедиться, исследуя динамику показателя за последние десять лет. Следует подчеркнуть, что уровень специализированности в отдельных курортных регионах постсоветского пространства идентичен с показателями высокоспециализированных маленьких туристских стран (а в отдельных случаях имеют более чем 95% ориентированность региональной экономики туристской сферы) [8].

Сфера туристического и экскурсионного обслуживания в современном мире постоянно растет. «Сложность управления туристическим бизнесом связана как с многоотраслевым характером производства туристических услуг, так и с многообразием причин, определяющих нестационарность и случайность факторов, влияющих на результаты бизнеса» [3, с.244]. «Внедрение инновационных технологий в туризме не только окажет влияние на экономические подразделения данной отрасли, но и повлечет за собой развитие других хозяйственных секторов, и повлияет на различные стороны социально – экономической жизни общества» [5, с.242].

Структурные изменения в мировой экономике меняют и структуру занятости населения. Занятость в сфере турсервиса стремительно растет под влиянием трех основных факторов:

  • Во-первых, масштабы туристского рынка за последние десятилетия стабильно расширяются как горизонтально, так и вертикально, принимая глобальное значение;
  • Во-вторых, научно-техническое развитие находит свое применение также в других отраслях экономики. Появления роботов и высокотехнологических оборудований стали причиной сокращений рабочих мест во многих отраслях.[19, с.24]. Сфера туризма, характеризуется высокой зависимостью кадров, следовательно, расширение отрасли только увеличивает спрос на трудовые услуги, что и влияет на миграцию рабочих.
  • В-третьих, сфера считается привлекательной и перспективной, по вышеперечисленным причинам, что и влияет на уровень предложения рынка труда.

В настоящее время 1 из 11 рабочих мест на трудовом рынке мира принадлежит турсфере. Количество рабочих мест в туризме растет в 1,5 раза быстрее, чем в любом другом секторе экономики. Каждые 2,5 секунды в сфере туризма создается новое рабочее место. [12]. Увеличение количества вакансий будет продолжаться быстрыми темпами и дальше. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2015 г. количество рабочих мест на мировом туристском рынке составит более 500 млн.
В туристской индустрии стран Европейского Союза занято 65 % всего работающего населения. Так, по разным оценкам, в среднем, общее число людей, занятых в сфере обслуживания туристов (включая смежные отрасли), составляет в Англии 5%, во Франции 10%, а в Италии 15% от общего числа работающего населения. В настоящее время, по оценкам специалистов Всемирной конфедерации труда, в Евросоюзе возникла потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2,2 до 3,3 млн. человек.

Другая ситуация на рынке СНГ, где доля занятых в сфере обслуживания путешественников весьма не велика. [1]. Доля занятых в сфере туризма РФ, по разным оценкам составляет около 3 млн. (включая смеженные отрасли), что составляет примерно 4% от общего числа занятых по данным Росстата. В других республиках СНГ данный показатель не превышает 2%, но по оценкам экспертов данная картина может резко изменится в ближайшем будущем при настоящих темпах развития сферы.

Заключение

Можно сделать определенный вывод, что сервисная сфера туризма и путешествий развивается наподобие рынка промышленности 19-20 века. Развитые страны уделяют основное внимание более наукоемким, «дорогим» сферам услуг, которые обеспечивают высокие темпы экономического развития, повышение уровня жизни, а также считаются более экономичными и перспективными по отношению к окружающей среде и истощаемым ресурсам. А развивающиеся страны привлекательны для туристов, только если имеют географические особенности, но по уровню обслуживания, и, в целом, от мировых темпов развития туристской индустрии, принятых в нем стандартов, резко отстают.

Эволюция мировой экономики должна стимулировать развитие сферы сервисного обслуживания туристского направления в странах, которые пока еще не осознали всю привлекательность данной сферы.

Читайте также

Список литературы

  1. Бреев Б., Нанавян А. Рост занятости в сфере услуг и проблемы подготовки кадров // Общество и экономика, № 11-12, 2000. С. 119 – 120.
  2. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса. / Статистика и Экономика. 2011. № 5. С. 115-119.
  3. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма. / Аудит и финансовый анализ. 2005. № 2. С. 244-245.
  4. Киселева И.А., Трамова А. М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182–185.
  5. Киселева И. А., Трамова А. М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 241-246.
  6. Киселева И. А., Трамова А. М. Моделирование прогнозирования спроса на рынке туристических услуг //Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19). С. 42.
  7. Киселева И.А. Моделирование эколого-экономических систем. – Учебное пособие / Евразийский открытый институт, М., МЭСИ, 2011. 120 с.
  8. Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. – М.: ИПФ «Талер», 2001. – 116 с.
  9. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.
  10. Производственный менеджмент. Учебник и практикум / Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И., Орехов С.А., Карманов М.В., Коротков А.В., Киселева И.А., Архипова М.Ю., Архипов К.В., Романова М.М., Клочкова Е.Н., Воронов А.С.– Москва. Юрайт, 2014. – 305 с.
  11. Смит С.Л., Татаринов А.А., Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. – М.: CEPRA, 2002. -456с.
  12. Туризм и туристическое хозяйство. Учебник /Под ред. Чудновского А.Д. – М.: Изд. ЭКМОС, 2000. – 400 с.
  13. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика / Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.
  14. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992. 159 с.
  15. Симонович Н.Е., Киселева И.А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С.48-52.
  16. URL: http://www.rustourunion.ru/pages/rus/gor/dlya_profi/statistika (25.10.16)
  17. URL: http://www.wttc.org Rochelle Turner Travel & Tourism Economic impact 2013 (26.12.16)
  18. URL: http://www.wttc.org Travel & Tourism Economic impact 2013 World (26.12.16)
  19. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23-29.

Цитировать

Новикова, И.Н. Особенности развития туризма в мировой экономике / И.Н. Новикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 186-192. — URL: https://novainfo.ru/article/11411 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться