Риск-менеджмент в туризме

NovaInfo 60, с.293-299, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 13
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме – развитию туристической сферы услуг. Развитие технологий туризма является ведущей тенденцией динамики мировой экономики, обусловленной социальной реструктуризацией современного общества. В РФ определена экономическая задача государственной политики в сфере туристических услуг – превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В статье рассмотрены основные приемы риск-менеджмента в туризме

Ключевые слова

РИСКИ, МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫНКА, ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Текст научной работы

Обязательным условием любой предпринимательской деятельности, в том числе и туристического бизнеса, являются риски, которые различаются по широте действия, причине возникновения и прочими показателями, но их объединяет одно – возможные отрицательные результаты, которые наступают после их возникновения. [2, с.245].

Анализируя такой вид предпринимательской деятельности, как турбизнес, нужно упомянуть, что он является одним из самых рискованных видов бизнеса в сфере предоставления услуг, поэтому существует огромное число рисковых случаев, характерных лишь для данного вида предпринимательской деятельности. [5, с.25].

Приведем некоторые примеры рисковых ситуаций, с которыми может столкнуться каждый из нас:

  1. Человек приехал на отдых в другую страну или другой город. По приезду ему звонит сосед и говорит, что квартиру данного человека ограбили и своровали все ценные вещи. Каким-то образом избежать данной ситуации было невозможно. Данный риск можно назвать как риск траты имущества.
  2. Человек прибыл в экзотическую страну и решил попробовать местную кулинарию. Спустя 2 дня человек попадает в больницу уже у себя на родине с пищевым отравлением. Такой вид риска можно классифицировать как угроза здоровью во время путешествия и после него.
  3. Отдыхающий по прилету не может обнаружить свой багаж, так как его сумка по ошибке грузчика улетела совершенно в противоположную от отдыхающего сторону. Такой риск можно назвать риском утраты имущества или финансовыми потерями
  4. Весь период отдыха человек провел без происшествий. Но в последний день решил пойти на пляж, на котором раньше не бывал, как оказалось этот пляж был в частном владении. Приехала полиция и увезла человека в отдел для выяснения обстоятельств. В данной ситуации можно выделить два риска: первый это сильное эмоциональное потрясение, а второй это возможные финансовые потери за возможный штраф.

Вышеперечисленный список рисков подтверждают то, что отдых не всегда является безопасным, как это может казаться. Люди, когда находятся не дома, всегда подвергаются разного рода рискам: рискам утраты имущества, рискам жизни и здоровья, рискам задержки транспорта. [21,с.45]. Отдыхающие также рискуют оказаться в плену в гостиничном номере из-за ухудшения погодных или иных условий. В мировой туристической практике с гостиницами у путешественников очень часто связаны плохие воспоминания из-за непредоставления совсем или недостаточным предоставлением услуг. [6, с.82].

Непредоставление совсем или частичное предоставление касается также и прочих услуг туризма, а например, встреча людей из аэропорта, перевозки на экскурсии и пр.

Все описанные ситуации – это лишь некоторые рисковые ситуации, которые могут произойти с людьми во время отдыха. Большая часть рисков, с которыми сталкиваются отдыхающие, достаточно сложно классифицировать по каким-либо признакам или критериям.[1] Стоит еще помнить, что часто одна рисковая ситуация происходит из-за другой, как, например, угроза здоровью или заболевание может привести к стрессовому состоянию или финансовым потерям. Далее постараюсь классифицировать все риски, которым подвержены туристы.

По характеру наступивших последствий:

  • очень тяжелые (смерть во время поездки, тяжелые увечья);
  • тяжелые (значительные материальные потери, различного рода заболевания, дающие осложнения);
  • средней тяжести (материальные потери, кратковременные заболевания);
  • незначительные (несущественные финансовые потери, легкие недомогания, неприятные впечатления, не влекущие за собой психологических нагрузок).

По продолжительности действия наступивших последствий:

  • долгосрочные (длительное лечение, восстановление украденных документов);
  • краткосрочные (неприятные ситуации, воспоминания о которых длятся незначительное время).

Таким образом, мы рассмотрели те виды рисков, которым могут быть подвержены туристы во время путешествия и после него. И если туристы рискуют попасть в различного рода ситуации, то турфирмы, предприятия питания, размещения и развлечения склонны к различным видам финансовых рисков. [11;12;14].

Говоря о рисках в туризме, нельзя не упомянуть те риски, которым подвержены сами туристические компании. Здесь практически все риски связаны с финансовыми потерями компании.[20,с.197]. Существует несколько причин, приводящих к финансовым потерям компании:

  1. Первая и самая частая причина это сезонность отдыха. Данная проблема затрагивает абсолютно все компании, находящиеся на рынке. Особо сильно страдают новые, еще не окрепшие компании, т.к у них нет финансовых запасов, способных покрыть убытки вне сезона.
  2. Риск подбора персонала. Тщательно исследовав мнения нескольких генеральных директоров туристических агентств, я могу с уверенностью сказать что подбор персонала для работы - это крайне важный пункт, т.к покупка путевки на 50% зависит от менеджера, который обслуживает клиента. Менеджер должен иметь прекрасные знания о продукте, который он продает, уметь общаться с людьми, быть вежливым и терпеливым. [17,с.42].
  3. Риск выбора туроператоров, чьи услуги продавать. Турагентства являются продавцом услуг туроператоров, поэтому репутация турагентства напрямую зависит от качества продукции, которую оно продает. Если путевка сорвется из-за туроператора, то клиент в свою очередь запомнит именно турагентство и вряд ли когда-нибудь в него еще вернется. При этом надо помнить, что любая недоработка оператора, будь это бронирование отеля, встреча в аэропорту или организация экскурсии будет отражаться на репутации именно турагентства.
  4. Внешние факторы. Внешние факторы являются риском, на который турагентства и туроператоры не могут влиять, также внешние факторы никогда нельзя предугадать. К этим факторам относятся форс-мажорные ситуации. Естественно, реакция на любые форс-мажорные обстоятельства во время путешествия у туристов отрицательная, и на время этого обстоятельства очень сильно снижается цена на направление, где происходит этот обстоятельство, за счет этого падает и прибыль компании.

Говоря о рисках именно туристических агентств, хочу остановиться на риске внешних факторов, так как он является глобальным и наносит самый большой урон по благосостоянию туристических агентств. [4, с.245]. Далее приведем список возможных форс-мажорных обстоятельств и их влияние на туристическую ситуацию:

  1. Это природные явления, характеризующиеся стихийным характером (цунами, ураганы, штормы, землетрясения)
  2. Ярким примером последствия природного явления может служить Республика Гаити, на территории которой в октябре этого года прошел сильнейший ураган. Уже сейчас по подсчетам аналитиков спрос на путевки в данное место упал в среднем на 35-40%, но нужно учитывать, что сейчас еще ранний период покупки путевок, поэтому окончательные выводы можно будет сделать только ближе к марту.
  3. Экстремальные ситуации, например, военные действия, забастовки или эпидемии. Самым ярким примером отказа от туров в связи с экстремальной ситуацией является Африка и эпидемия Эбола. Согласно статистике из-за данной болезни пострадали турагентства, которые продавали туры во все страны Африки, а не только в страны где были зафиксированы случаи заражения данной болезнью. Помимо эпидемий, огромный ущерб мировому туристскому бизнесу наносит терроризм. И наиболее серьезный удар был нанесен террористическими актами в США в сентябре 2001 г. В докладе ВТО отмечалось, что за этот период число путешествующих в целом по миру сократилось до 689 млн. человек.
  4. Запретительные акты государства: объявление карантина, ограничение перевозок на определенных направлениях, запрет торговых операций с отдельными странами вследствие применения международных санкций. Примером данного риска могут служить Турция и Египет. Из-за запретительного акта, по данным статистики, данные страны не посетили около 10 млн. россиян, что нанесло колоссальный ущерб турагентствам, нацеленных именно на эти два самых популярных направления для отдыха.

Говоря о рисках, нужно обязательно упомянуть об их управлении, то есть о процессе принятия управленческих решений направленных на снижение влияния неблагоприятных ситуаций на экономику компании. [7,с.118].

Приемы риск-менеджмента достаточно хорошо изучены в разных сферах экономических отношений, но слабо формализованы именно в туристическом бизнесе. Приведем некоторые из приемов, применяемых в данной сфере для снижения рисков:

  1. Избежание или предотвращения риска. Данный метод применяется при условии, что риски слишком велики и могут чересчур пагубно повлиять на компанию. Поэтому компании легче отказаться от мероприятия, связанного с данным риском, дабы не понести крупных финансовых потерь. Метод избежания рисков предполагает собой полный отказ от контактов с источником этих рисков. [3, с.221].
  2. Метод страхования риска. Данный метод широко распространен среди турфирм т.к. при этом методе риск передается от одного субъекта(турфирмы) к другому (страховой компании).Есть две группы классификаций страхования риска.[8]. Первая группа относится непосредственно к страхованию самих туристов и их имущества, а вторая к страхованию турфирм.

К первой группе относятся:

  • Добровольное и обязательное медицинское страхование
  • Страхование от несчастных случаев
  • Страхование личного имущества
  • Страхование расходов туристов при несовершенной поездке
  • Страхование гражданской ответственности туристов, временно выезжающих за границу (включая и автогражданскую ответственность)
  • специфические виды страхования (страховки на случай «плохой погоды», невозвращения, неоказания отдельных видов услуг и т. д.).

Вторая группа видов страхования включает:

  • обязательное страхование финансовой ответственности туроператора за неисполнение принятых обязательств;
  • страхование имущества туроператора;
  • страхование предпринимательских рисков туроператорской деятельности;
  • специфические виды страхования.
  1. Создание системы ограничений. Данный метод заключается в установлении лимитов текущей деятельности турфирмы. Такими лимитами могут являться, например, максимальная сумма выплат на содержание аппарата управления, максимальное количество видов туристских программ и предложений. [10,с.145]. Целесообразным для турфирмы является установление диапазона изменения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности (коэффициентов ликвидности, маневренности, автономии и др.). Рестрикциям может подвергаться распределение прибыли турфирмы, касающееся выплат денежного вознаграждения отдельным группам работников, а также финансирование чрезмерно рискованных туристских программ.
  2. Методы диссипации. Данные методы являются одними из ключевых инструментов туроператорского риск-менеджмента. [19,с.117]. Суть данных методов заключается в разделении таких рисков, как организационный, финансовый и технологический с другими контрагентами, а также его региональное или зональное распределение. На практике данные методы практически всегда существуют как организационное объединение различных участников туристского рынка, заинтересованных в успехе общего дела. В результате турфирма снижает уровень собственного риска, привлекая к решению проблем в качестве партнеров независимых юридических лиц. [15,с.245].

Таким образом, туристский бизнес, как и любой вид предпринимательства, содержит в себе огромное количество явных и скрытых угроз, одинаково опасных как для туристов, так и для производителей и реализаторов туруслуг – туркомпаний, гостиниц, ресторанов, казино, авиакомпаний и других предприятий индустрии отдыха и развлечения.

Читайте также

Список литературы

  1. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса):– М.:ООО «Книгодел»: МАТГР, 2015.– 158 с.
  2. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2005. № 2. С. 244-245.
  3. Киселева И.А., Трамова А.М. Анализ особенностей инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики /Экономические науки. 2009. № 50. С. 219-222.
  4. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 241-246.
  5. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23-29.
  6. Киселева И.А. Моделирование эколого-экономических систем. – Учебное пособие / Евразийский открытый институт, М., МЭСИ, 2011. 120 с.
  7. Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Аудит и финансовый анализ, 2002, № 1, С.118-124.
  8. Кобяк М.В. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 2, С. 46.
  9. Котлер Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2005, 1063 с.
  10. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И. Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2014– 305 с.
  11. Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. – М.: ИПФ «Талер», 2001. – 116 с.
  12. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.
  13. Смит С.Л., Татаринов А.А., Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. – М.: CEPRA, 2002. -456с.
  14. Туризм и туристическое хозяйство. Учебник /Под ред. Чудновского А.Д. – М.: Изд. ЭКМОС, 2000. – 400 с.
  15. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика/Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.
  16. Rodoula H. Strategic Marketing in Tourism Services Business & Economics 2012 г. P. 434.
  17. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование прогнозирования спроса на рынке туристических услуг //Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19). С. 42.
  18. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 175 с.
  19. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса. / Статистика и Экономика. 2011. № 5. С. 115-119.
  20. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Оптимальное распределение финансовых средств индивидуальным инвестором // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 195-198.
  21. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста – М., Новая реальность, 2016, 148 с.

Цитировать

Новикова, И.Н. Риск-менеджмент в туризме / И.Н. Новикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 293-299. — URL: https://novainfo.ru/article/11486 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться