Информационно-коммуникационные технологии — главный рычаг эффективного функционирования туристского предприятия

NovaInfo 61, с.153-159
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 12
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены исторические аспекты развития информационных технологий и их классификация. Исследован переход информационных технологий в информационно-коммуникационные технологии, и причины этого перехода. Приведены примеры использование информационно-коммуникационных программ в сфере туризма. На основе рассмотрения коммуникационного комплекса в туризме, сделан вывод о значимости рекламы, как о ведущем элементе для деятельности туризма в информационно-коммуникационной сфере.

Ключевые слова

ИНТЕРНЕТ, ИНФОРМАЦИЯ, ТУРИЗМ, РЕКЛАМА, CRM-СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Текст научной работы

Существует множество подходов к определению понятия «Туризм», однако в соответствии с наименованием данном темы «Информационно-коммуникационные технологии — главный рычаг эффективного функционирования туристского предприятия», можно дать ему следующую трактовку: «Туризм» — это информационно насыщенная деятельность, которая требует организации процессов работы, для достижения поставленных целей. Одним из уникальных свойств туризма является его нематериальный характер, который проявляется в соприкосновении момента потребления с его приобретением. Туризм, является той областью деятельности, аналогов которой нет. [5, с. 5–6].

Основным способом передачи информации является информационная технология (ИТ). Шаховалов Н.Н., автор учебного пособия «Интернет–технологии в туризме», дает следующее определение ИТ: Информационная технология (ИТ) — системно–организованная совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения [12, с. 19].

Хотя к первым изобретениям человечества, связанных с информацией, можно отнести наскальные рисунки эпохи палеолита, рассмотрим этапы развития, которые ближе к нашему времени.

1–й этап (до второй половины XIX в.) — информационные и коммуникационные действия осуществлялись ручными способами: письмом и почтой; от сюда и название этапа — «ручной».

2–й этап (с конца XIX в.) — «механический» этап, характеризуется новыми технологиями коммуникации, и более удобными способами передачи информации.

3–й этап (40–60–е гг. XX в.) — «электрический» этап, внедрение ЭВМ и программного обеспечения, акцент делается на содержание информации, а не на ее форму. Экономия средств и эффективная обработка информации.

4–й этап (с начала 70–х гг.) — «электронный» этап, знаменуется появлением автоматизированных систем управления и информационно–поисковых систем. Появляются факсимильные средства передачи данных.

5–й этап (с середины 80–х гг.) — «компьютерный» этап, использование персонального компьютера и глобальной сети. Системы обладают встроенными элементами анализа и искусственным интеллектом.

6–й этап (с начала 90–х гг.) — новейшие технологии. Широкое использование, анализ и обработка информации [8, с. 1–2].

Большое количество информационных технологий породила потребность в их классификации, которая проводится по следующим критериям:

  1. По методам и средствам обработки данных:
    • глобальные ИТ включают модели, методы и средства использования информационных ресурсов в обществе в целом;
    • базовые ИТ ориентированны на определенную область применения: производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.;
    • конкретные ИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя.
  2. По обслуживаемым предметным областям:
    • ит в бухгалтерском учете;
    • ит в банковской деятельности;
    • ит в налоговой деятельности;
    • ит в страховой деятельности;
    • ит в статистической деятельности и т.д.
  3. По видам обрабатываемой информации
    • данные;
    • текст;
    • графика;
    • знания;
    • объекты реального мира;
  4. По типу пользовательского интерфейса

Пользовательский интерфейс — взаимодействие компьютера с пользователем.

  • прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий;
  • системный интерфейс — набор приемов взаимодействия с компьютерами, которое реализуется операционной системой или ее надстройкой;
  • командный интерфейс — самый простой, обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды;
  • WIMP — интерфейс . При его использовании на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель мыши;
  • SILK — интерфейс. При использовании этой информационной технологии на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым (семантическим) связям [4, с 27–31];

На первом месте в информационных технологиях стоят коммуникации. Связано это с появлением в 1969 первой компьютерной сети ARPANET, которая является предшественником интернета. Информация становится легка в допуске и обмене. Ксероксы, электронные телеграфы и т.п, выходят из обихода простого человека.

Информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) — это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

У процесса превращения ИТ в ИКТ прослеживается два основных этапа:

1-й этап связан с выходом на арену Глобальной Сети поисковика Google. Компьютерный ликбез в основном закончился, люди стали использовать Интернет для поиска необходимой им информации.

2-й этап связан с выходом социальных сетей. То есть на первое место выходят их величества коммуникации, — виртуально-реальные люди, разобщенные персональными компьютерами, наконец-то вспомнили, что они — существа не только разумные, но и социальные, общественные [2, с 123-125].

Такие технологии, не обходят и сферу туризма, где их можно классифицировать по функциям, которые они выполняют:

  1. Программные комплексы для автоматизации офисной деятельности туроператоров.
  2. Программные комплексы для автоматизации туристических агентств.
  3. Программные комплексы для автоматизации деятельности компаний– туроператоров, обслуживающих туристов на приеме.
  4. Модуль онлайн бронирования для быстрого поиска и бронирования туров на сайте туроператора, и др.

Для понимания роли и выполняемых процессов, приведем несколько конкретных примеров программных продуктов, относящихся к ИКТ в сфере туризма:

  • GDS (Глобальные Системы Бронирования). Используется для бронирования любого способа перемещения и любого места проживания.
  • IDS (Интернет Системы Бронирования). Альтернатива GDS
  • CRS (Централизованная Система Продаж). Хранится вся информация о ценах и свободных местах в отелях.
  • PMS (Property Management System). Аналог CRS, но с более обширным арсеналом функций.
  • CCM (Customer Communication Management). Оптимизация документообротов [11, с. 25–27].

Сейчас трудно представить сферу туризма без применения в ней интернета, это не удивительно, ведь интернет обладает массой преимуществ :

  • колоссальная, круглосуточная, эффективная и сравнительно дешевая реклама;
  • получить оперативную информацию о тарифах и ценах отелей, ресторанов и перевозчиков, политическую и экономическую стабильность в разных странах, новости законодательства по туризму в этих странах и т. п;
  • продвижение туристского продукта;
  • использовать системы бронирования и резервирования [6, с. 165];

В целях обеспечения эффективной деятельности туристского предприятия, необходимо наличие современных ИКТ, и их правильное применение.

Для внедрения и грамотного использования ИТК, должны быть выполнены следующие условия:

  • Компетентный руководитель — человек, который определит и внедрит стратегию автоматизации компании, который хорошо ориентируется и разбирается в информационных технологиях;
  • наличие современных персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть и имеющих выход в интернет;
  • внедрение прогрессивным технологий управления;
  • грамотная работа ИТ–менеджеров;

Хорошим примером информационно–коммуникационных систем, является CRM–система, которая автоматизирует процессы турпредприятия и управляет взаимоотношениями с клиентами, эта система является интеграцией ИКТ.

CRM–система — это возможность интеграции и максимального использования всех источников данных об имеющихся и потенциальных клиентах [8, c. 1–2].

Такие системы строят положительный имидж компании, эффективную ориентацию на рынке, повышение конкурентоспособности, увеличение прибыли, и это далеко не весь список.

Эта система основана на использовании передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых туристическая фирма изучает информацию о своих клиентах на всех стадиях его жизненного цикла (привлечение, удержание, лояльность). Она позволяет автоматизировать и сделать более продуктивными все процессы, присущие туристическому бизнесу [8, с. 1–3].

Типы современных CRM-систем:

  • Оперативная CRM-система. Это система автоматизации оперативных процедур (автоматизация маркетинга, продаж и сервиса и т. д.). Наиболее часто встречается в России.
  • Аналитическая CRM-система. Это автоматизация управленческих процессов (анализ данных о клиентской базе данных, оперативный и статистический анализ).
  • Коллаборационная CRM-систем. Это автоматизация контактов с клиентами по каналам связи (телефон, электронная почта и т. д.) [10, c. 235-236].

Так же, самыми яркими примерами продвижения туристской деятельности, благодаря всемирной паутине, являются реклама и туристические серверы.

Реклама — это самое главное звено во всем коммуникационном комплексе, которое повышает узнаваемость, создает имидж, и как итог, конкурентоспособность на рынке туристских услуг.

В коммуникационный комплекс индустрии туризма входит:

  • реклама;
  • стимулирование сбыта (Акции, скидки);
  • служба связи (Коммуникация через телефонную связь);
  • прямой маркетинг (Коммуникация через прямое общение) [7, c 34-36];

По нашему мнению, реклама является самый массовым и эффективным способом сообщить о своем продукте или услуге потенциальным потребителям. Распространяя информацию любым способом, она стимулирует покупателя к совершению покупки.

В общем проявлении, реклама должна выполнять ряд задач:

  1. Иметь осязаемый вид, понятие того, что приобретаешь.
  2. Демонстрировать пользу или решение проблемы.
  3. Иметь отличительные признаки от продукта конкурентов.
  4. Оказывать позитивное влияние.
  5. Вызывать интерес. [7, с. 20–21].

Для рекламных носителей в Интернете прекрасно работает формула AIDA (attention, interest, desire, action), известная в традиционной рекламе. Формула представляет собой последовательность задач, которые стоят перед рекламным обращением:

  1. Attention. Привлечение внимания к рекламному обращению. Если пользователь не обратит внимание на рекламу в первые секунды, то конечно и потом ничего не произойдет. Поэтому важным фактором в размещении является размер, место, контраст и анимирование;
  2. Interest. Вызов интереса к предмету рекламы. Если пользователь все же обратил внимание на рекламу, то нужно вызвать у него интерес и желание перейти к источнику. Важным фактором здесь играет оригинальность и обращение к пользователю.
  3. Desire. Дать стимул пользователю воспользоваться рекламным предложением;
  4. Action. — Заставить пользователю совершить действие (перейти на сайт, сделать щелчок мышью, купить товар) [3, с 239–243].

Теперь, ознакомимся с самым удобным местом для поиска нужного тура — туристическим сервером.

Подводя итог, следует отметить, что начало XIX века является началом в развитии современного туризма. Строительство гостиниц, промышленная революция, развитие транспорта, все это дало основу к становлению массового туризма, когда он стал общедоступным в потреблении туристско-рекреационных услуг. Интенсивность туризма растет и по сей день, а значит и повышается уровень конкуренции, которая проявляется не только в турпродуктах и туруслугах, но и в информационном-коммуникационном аспекте. Новейшие технологии позволяют не только оптимизировать большинство процессов на предприятии, но и выполнить особо важную роль — обеспечить доступное информирование о продукте.

Читайте также

Список литературы

  1. Алуян В. С. и др. Управление конкурентоспособностью предприятий, отраслей, регионов : коллективная. – Майкоп : ЭлИТ, 2016. – 387 c.
  2. Блюмин А. М., Феоктисов Н. А. .Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие. – Дашков и К, 2015. – 680 с.
  3. Бочарников В. Н. Лаврушина Е. Г. , Блиновская Я. Ю. Информационные технологии в туризме : учебное пособие. – 2–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 358 с.
  4. Исаев Г. Н. Информационные технологии: учебное пособие – М. : Омега-Л, 2012. – 464 с.
  5. Морозова Н. С., Морозов М. А. , Чудновский А. Д. и др. Информационное обеспечение туризма : учебник – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 288 с.
  6. Новиков В. С. Инновации в туризме – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 208 с.
  7. Папирян Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма, М.: Финансы и статистика, 2012. – 208 с.
  8. Поткина Е. С., Холопова Л. А. Развитие информационных технологий // Концепт. – 2014. – № 09
  9. Столяренко А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса : статья в журнале // «Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета – Симферополь : №28, 2011 г. – с. 170 – 174
  10. Черкашин П. А. Готовы ли Вы к войне за клиента? Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). – М.: ИНТУИТ, 2004. – 384 c.
  11. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 104 с.
  12. Шаховалов Н. Н. Интернет–технологии в туризме : Учебное пособие. –Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2012. – 251 с.
  13. Мухин Д. Э., Столяренко А. В. Информационно-коммуникационная среда туристско-рекреационного предприятия Крыма // Таврический научный обозреватель. – 2017. – №1 (18) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tavr.science/stat/2017/01/08-Stolyarenko_Muhin.pdf
  14. Столяренко А. В., Данильченко А. А. Применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности предприятий туристской сферы // Современные научные исследования и инновации, 2017. – №1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77660
  15. Столяренко А. В., Подколзина М. В. Организиционная культура как механизм повышения эффективности деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2017. – №1 – С. 122-128. – Режим доступа : https://e-koncept.ru/2017/170017.htm
  16. Тимиргалеева Р. Р., Шостак М. А., Столяренко А. В., Матюнина М. В. Методология и организация научных исследований : магистерская диссертация (направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент») : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] Майкоп, 2016. – 217 с. – Режим доступа : http://elibrary.ru/download/elibrary_28377938_31317269.pdf

Цитировать

Харченко, В.О. Информационно-коммуникационные технологии — главный рычаг эффективного функционирования туристского предприятия / В.О. Харченко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 153-159. — URL: https://novainfo.ru/article/11685 (дата обращения: 23.01.2022).

Поделиться