К вопросу о влиянии цифровых наркотиков

NovaInfo 119, с.43-45, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время многие цифровые устройства переросли себя и стали не просто технологиями, которыми пользуются человек, но и инструментом по изменению сознания человека. Поэтому серьёзность ситуации обязывает внимательно относиться к цифровым устройства, чтобы они не стали для людей наркотиком. В статье рассматриваются такие понятия, как цифровые наркотики, цифровая зависимость и их влияние на жизнь человека. На первое место в данном вопросе ставятся философская и психологическая составляющие этой проблемы, т.к. данной вид зависимость глубоко осел в первую очередь в голове у человека. Также статья посвящена осмыслению зависимости людей от цифровых гаджетов и способам преодоления этой зависимости.

Ключевые слова

БЫТИЕ, ТЕХНОЛОГИИ, ИНТЕРНЕТ, ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА, ЦИФРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, ЦИФРОВЫЕ НАРКОТИКИ, КОММУНИКАЦИЯ, ВИРТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ВЫЗОВ

Текст научной работы

В настоящее время с каждым днем информационные технологии все больше и больше развиваются. Они проникли во все сферы жизни человека и глубоко там осели. Сейчас уже трудно представить, как выглядело бы общество 21 века без различных гаджетов и устройств. Но с их появлением в каждом доме, они не только положительно стали влиять на жизнь, делая ее намного проще, но и снижать социальные навыки и влиять на сознание человека. Да, с появлением компьютеров и телефонов люди стали не только больше виртуально общаться или обучаться, но и зависеть от этих информационных технологий. Если раньше, когда только появились первые компьютеры над их пользователями смеялись, потому что они были замкнутыми и полностью погружались в свой электронный мир, то сейчас мы уже не увидим таких шуток, потому что уже большинство людей проводят много времени за различными цифровыми устройствам (речь идет о компьютерах, телефонах, планшетах и др.) [1]. Вместо того, чтобы общаться и гулять на улице, они предпочитают общаться виртуально, что негативно влияет не только на физическое здоровье, но и на психологическое здоровье. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о такой «болезни» общества, как цифровая зависимость, а цифровые технологии считать наркотиками. Чтобы не происходило обезличивание человека в реальном обществе, нужно производить борьбу с зависимостью людей от цифровых технологий, что делает этот вопрос актуальным в наше время.

Что же такое цифровая зависимость? Цифровая зависимость-это зависимость от различных технологических средств [2]. У людей с такой болезнью можно заметить раздражительность, когда они не могут проводить много времени за гаджетами и чувство удовлетворения, когда они погружаются в виртуальный мир. На таких людей цифровые устройства действуют как наркотики, а их поведение напоминает одну из форм наркозависимости [3].

Американский доктор Николай Кардарас в своей книге «Светящиеся дети»» утверждает, что «чрезмерное воздействие экрана гаджета стимулирует мозг подобно кокаину» [4, с. 72] . Эту позицию поддерживает доктор Калифорнийского университета Питер Уайброу, который говорит, что «использование технологий может быть весьма выгодно, но опасность заключается в зависимости, которую он называет «электронным кокаином» [4, с.74]. Зависимость человека от цифровых наркотиков приводит к «информационной перегрузке» сознания.

Возникающие на жизненном пути трудности, тяготы и лишения усиливают стремление убежать «от всех проблем» и тогда на помощь человеку приходят цифровые устройства [5]. Они создают виртуальный мир, полностью подменяющий реальность и блокирующий всякие вторжения реальности в наше сознание. Но зачастую люди не видят той опасности, которую создают цифровые наркотики. Их реальная жизнь обволакивается ими, а они своим существом гасят любой прорыв подлинного бытия. Действительно грозный вызов состоит в том, что человек удовлетворяет собственные потребности символами и знаками, причём, «испортившимися, ставшими своевольными знаками, не столько отражающими объективную реальность, сколько порождающими призрачные, виртуально-манипулятивные миры, изолирующими нас от подлинного бытия» [1].

Безусловно, больше всего зависимость вызывает интернет. Онлайн игры, социальные сети, интернет магазины-все эти сервисы только и делают, что намекают, что человек должен остаться дома и быть увлечен только ними. Не стоит думать, что цифровые наркотики негативно влияют только на молодежь. В зоне риска находятся все люди вне зависимости от возраста и пола у которых есть дома интернет (или компьютер с установленными на них играми). Данные виды зависимости имеют главную суть-убегание от себя и актуальных проблем современного общества. Но больше всего цифровым наркотикам все же подвергнуты дети и подростки. Социальные навыки детей существенно снижаются из-за использования цифровых устройств. В особенности это проявляется на таких навыках, как способность понимать эмоции и слушать собеседника, что является основой успешной коммуникации. А если уже с малого возраста дети погружаются в цифровую зависимость, то что будет с их сознанием, когда они станут взрослыми? Имея целью только виртуальное общение или игры, они будут не иметь(или иметь, но только очень узкие) цели в реальном будущем, что уж говорить о не умении общаться в реальной жизни [6].

Так же на этом фоне можно выявить ещё одну опасность цифровых наркотиков, которую сформулировал немецкий философ Н.Больцем. Он утверждал, что «Сознание способно перерабатывать от 40 до 50 бит в секунду и поэтому вынуждено уничтожать, «пожирать» всё остальное» [7]. Во время «работы» за телефоном, компьютером или планшетом человек бросает на самотек подлинное бытие, тк сделать это намного проще, чем преодолеть его[6]. При всем этом вместо того, чтобы общаться в живую с людьми, мы постоянно «сидим» в телефоне, забывая, что незаметно для нас жизнь заканчивается. В подтверждение этому можно привести фразу Б.Паскаля, что «мы беззаботно мчимся к пропасти, держа перед собой какой-нибудь экран, чтобы её не видеть» [3].

В настоящее время принято говорить о следующих «симптомах цифровой зависимости:

  • Обретение эйфории в момент пребывания за цифровым устройством;
  • Неспособность остановиться во время работы за цифровым гаджетом;
  • Увеличение времени, проводимого за компьютером и в Интернете;
  • Появление необъяснимой раздражительности, находясь вне компьютера и интернета;
  • Ощущение неполноты и пустоты собственного бытия вне и без цифровых устройств;
  • Зарождение лживости и неискренности во время общения;
  • Возникновение профессиональных, производственных проблем на работе или в учёбе» [8, с. 422].
  • Резкое ухудшение здоровья (головные боли, ухудшение зрения, нарушение режима питания и др.).

Российский психолог Екатерина Мурашова в своей книге «Любить или воспитывать» подробно описывает эксперимент, который был проведен, чтобы изучить зависимость людей от гаджетов. Эксперимент состоял в том, что 68 детям в возрасте от 12 до 18 лет нужно было провести 8 часов отказавшись от всех гаджетов. По итогу эксперимента из 68 участников до конца его дошли только 3. 3 человека испытали суицидальные мысли. 5 — острые "панические атаки". 27 зафиксировали у себя такие вегетативные симптомы, как тошнота, потливость, приливы жара, боль в животе, головокружение и др. Все пережили чувство страха и беспокойства и бессонницу из-за навязчивых мыслей [7]. Данный эксперимент показал, что в действительности цифровые устройства становятся для людей самым настоящим наркотиком. Воздействуя на человека, они полностью меняют сознание людей, не давая в дальнейшем размышлять и иметь собственное мировоззрение.

Таким образом, цифровые наркотики во всех аспектах отрицательно влияет на человека, поэтому с ней нужно бороться. Но мы живем в информационном обществе и полностью убрать из нашей жизни цифровые устройства не возможно, должны быть другие меры по борьбе с этой болезнью:

  • Выработка новых привычек. Возможно, одним из лучших способов отказа от цифровых наркотиков заключается в том, чтобы заменять вредные привычки более здоровыми и не связанными с цифровыми технологиями. Каждый день вы добавляете одну новую привычку, пока не начнете использовать все тридцать одновременно.
  • Ограничить использование цифровыми устройствами. Сейчас существует множество программ, которые способствуют ограничению времени использования цифровым устройством. Кроме того, следует составить расписание, где будут прописаны периоды, когда вы не будете пользоваться устройством.
  • Занятие спортом. Этот способ не только отвлечет вас от цифровых устройств, но и позволит улучшить здоровье, которое вы подорвали.
  • Заняться саморазвитием [9, 10]. Пожалуй, самое важно, чем должен заниматься человек. То время, которое вы тратите на цифровые наркотики, вы могли бы использовать с пользой для себя. Это не только поможет отвлечься от устройств, но и поменять ваше сознание и мировоззрение, испорченное техникой.

Таким образом, всё сказанное позволяет сделать вывод, что технологизация жизни не является безобидной для человека. Цифровые наркотики и цифровая зависимость являются не надуманными явлениями, а уже хорошо осевшими в современном обществе. Цифровую зависимость можно определить как навязчивое желание чрезмерно использовать цифровые устройства. Чтобы этого избежать, нужно научиться правильно бороться с цифровой зависимостью.

Читайте также

Список литературы

  1. Арпентьева М. Р. Проблемы безопасности в интернете: цифровая беспризорность как причина цифровой зависимости и цифровой преступности // Вестник Прикамского социального института. 2017. №3 (78). С. 99-110.
  2. Гершман А.О. Предпосылки формирования у детей цифровой зависимости//Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна, 2016. С.82-85.
  3. Фомин М. С. Интернет-зависимость как вызов и медицинский диагноз: философское осмысление проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. С. 245-250.
  4. Кряклина Т.Ф., Кениспаев Ж. К. Особенности влияния информационного знания на сознание человека // Экономика Профессия Бизнес. 2016. № 1. С. 69-74.
  5. Гаю Т.Ф. Снижение уровня коммуникативных навыков: генезис проблемы киберзависимости подрастающего // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. С. 53-56.
  6. Мальцева С.М., Смирнова Ж.В., Видяйкина П.М., Сидоров А.Н. Комплекс Сизифа: причины, последствия, способы преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 367-370.
  7. Мальцева С.М., Гнетова Л.В., Бушуева А.А. К вопросу об эволюции прав и свобод человека // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 5-2. С. 90-95.
  8. Морозов С.В. Проблема Интернет-зависимости среди подростков // Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию. 2019. №2. С. 420-425.
  9. Карпова Е.Е. Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных исследованиях // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. №4. С.25-37.
  10. Никитина К.А., Мальцева С.М. Проблема самоубийства в философии Альбера Камю // Неофит: cборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. 2018. С. 34-37.

Цитировать

Балашова, Е.С. К вопросу о влиянии цифровых наркотиков / Е.С. Балашова, Д.А. Таурова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 119. — С. 43-45. — URL: https://novainfo.ru/article/18088 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться