Социальные аспекты обеспечения безопасной инновационной деятельности современной промышленной корпорации

NovaInfo 61, с.488-492, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В работе выделены тенденции зависимости изменений в корпорациях и в подходах к управлению созданием инновационного продукта от определенных факторов, рассмотрены социальные составляющие проектного управления, позволяющие существенно снизить риски и повысить эффективность деятельности корпораций по созданию инновационного продукта. Перечисленные авторами социальные аспекты способствует обеспечению безопасной инновационной деятельности современных корпораций.

Ключевые слова

ИННОВАЦИИ, СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА, СПЕЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ

Текст научной работы

Развитые рыночные страны прошли сложный путь становления промышленных фирм от предпринимательских структур до крупнейших транснациональных корпораций. Возможно выделить тенденции зависимости изменений в корпорациях и в подходах к управлению созданием инновационного продукта от определенных факторов: условий конкурентной борьбы, стремления к снижению издержек и сокращению цикла производства, роста объемов информации и внедрения вычислительной техники, частой смены моделей продукции, использования методов принятия управленческих решений, усложнения хозяйственных связей, возрастания территориальной разобщенности предприятий и др. Среди тенденций последних десятилетий в развитии организационных форм концентрации производства необходимо отметить отход от гигантомании. Как реакция на чрезмерную сложность структур с множеством автономных отделений все более распространенной становится матричная структура в виде проектного управления.

В настоящее время в развитых странах большое признание получили следующие ключевые элементы управления: стратегии, структуры, системы и процедуры организации работы, стиль руководства, состав персонала, сумма навыков, совместно разделяемые (т.е. общие для персонала) ценности.

Жесткие элементы управления (организационные структуры, стратегии и системы управления) отражают формальную сторону организации работ, реализуемую через систему организационно-плановых документов каждой конкретной фирмы. В последние годы применение мягких элементов (стиль управления, сумма навыков персонала, состав персонала и совместно разделяемые персоналом ценности) привело к формированию результативного подхода в управлении созданием инновационного продукта (в отличие от действенного подхода, основанного на использовании преимущественно жестких элементов). Активное использование мягких элементов управления (совместно c жесткими) является отличительной чертой японских компаний, в то время как акцент на управление жесткими элементами характерен для американских фирм.

Для снижения социальных рисков и обеспечения социальной успешности деятельности корпорации важны открытые взаимоотношения участников проектов, их мотивация и удовлетворенность организацией труда. Для своевременной оценки способности участников команд к взаимодействию друг с другом возможно использование тестов оценки личности Бриггса-Мейерса. Роб Томсет выделил восемь ключевых ролей в проекте:

  • Председатель (chairman) выбирает путь, по которому команда движется вперед к общим целям, обеспечивая наилучшее использование ее ресурсов; умеет обнаружить сильные и слабые стороны команды и обеспечить наибольшее применение потенциала каждого участника команды;
  • Оформитель (shaper) придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности;
  • Генератор идей (plant) выдвигает новые идеи и стратегии по созданию инновационного продукта;
  • Критик (monitor-evaluator) анализирует проблемы с прагматической точки зрения, оценивает идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения;
  • Рабочая пчелка (company worker) превращает планы и концепции в практические рабочие процедуры, систематически и эффективно выполняет принятые обязательства;
  • Опора команды (team worker) поддерживает силу духа в участниках проекта, оказывает им помощь в трудных ситуациях, пытается улучшить взаимоотношения между ними и в целом способствует поднятию командного настроя;
  • Добытчик (resource investigator) обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах, имеющихся за пределами проектной группы, налаживает внешние контакты, которые могут быть полезными для команды, и проводит все последующие переговоры;
  • Завершающий (completer) поддерживает в команде настойчивость в достижении цели, активно стремится отыскать работу, которая требует повышенного внимания, и старается, насколько возможно, избавить команду от ошибок, связанных как с деятельностью, так и с бездеятельностью;

Внедрение единой системы планирования и управления проектами с применением планов и отчетов в виде графических диаграмм, например в программе Microsoft Project, позволяет существенно снизить риски и повысить эффективность деятельности корпораций по созданию инновационного продукта, с учетом ограничений по ресурсам или времени.

Одними из важнейших областей управленческой деятельности в сфере производства являются системы оперативного планирования материальных потоков. Две из них созданы в США: системы MRP (Manufacturine Resouree Plahning)и MAP (Material Availability Planning), две системы: «Канбан» и «Точно в срок» — в Японии. В западноевропейских странах наиболее распространена система MRP.

Система MRP обеспечивает оперативное планирование производства и его своевременное обеспечение необходимыми ресурсами в соответствии с требуемой технологической последовательностью и временем исполнения конкретных производственных операций непосредственно в цехах, а также обеспечения поставок конечной продукции потребителю. Очень важны при этом совершенствование информационной системы на предприятии и подготовка персонала. Применение системы MRP не всегда обеспечивает успех из-за невозможности обеспечения координированного учета текущих изменений заказов и дополнительных внешних требований.

Система MAP создана как система планирования реального обеспечения материальными ресурсами. Входными являются данные о фактическом поступлении заказов на продукцию, а параметрами, регулирующими размеры партий готовой продукции, — данные о фактическом суммарном уровне затрат на материальные ресурсы, складывающиеся в текущем периоде.

Система «Канбан» — это система оперативного планирования производственных запасов и материальных потоков между отдельными производственными операциями. Идея системы: производить и поставлять продукцию только тогда, когда она должна быть поставлена потребителю, изготавливать детали не впрок, а непосредственно для подачи на сборку, и поставлять исходное сырье в тот момент, когда оно необходимо для изготовления из него деталей.

Система «Точно в срок» является системой планирования материально-технического снабжения, обеспечивающей полную синхронизацию с производственным процессом.

При внедрении системы:

  • сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя складские помещения;
  • готовая продукция также отгружается потребителям непосредственно по мере завершения производства.

Условием обеспечения работы системы «Точно в срок» является внедрение системы «Канбан». При этом «Канбан» служит информационной системой по отношению к системе «Точно в срок», позволяющей оперативно регулировать выпуск требуемого количества продукции на различных стадиях производства. Внедрение системы «Точно в срок» дает интегральный эффект по многим показателям (сокращение запасов, сокращение времени производства, времени подготовки производства, производственных площадей, затрат труда, косвенных расходов и др., повышение качества продукции).

Одним из самых важных условий успешного внедрения системы является массовое вовлечение персонала в мероприятия по исключению всех видов дефектов, наличие внедренной системы «Канбан», сокращение числа фирм-поставщиков и установление с ними партнерских отношений путем заключения долгосрочных контрактов, делающих их почти частью фирмы потребителя.

Перечисленные авторами социальные аспекты способствует обеспечению безопасной инновационной деятельности современных промышленных корпораций.

Читайте также

Список литературы

  1. Развитие человеческого капитала при создании инновационного продукта организациями различных технологических укладов / Носаков И.В., Балашов Е.Л. // Актуальные проблемы управления. Н.Новгород: ННГУ. – 2015. – С. 354-357.
  2. Человеческий капитал в инновационной деятельности организаций / Носаков И.В., Носаков В.Н. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7478.
  3. Носаков, И.В. Оценка конкурентоспособности туристского сервиса. Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. – Севастополь: СЭГИ ФГОАУ ВО КФУ, 2016. – С. 216-219.
  4. Информационно-логистическое обеспечение процесса управления сложными организационно-экономическими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2013. (2-е издание, переработанное и дополненное).

Цитировать

Носаков, И.В. Социальные аспекты обеспечения безопасной инновационной деятельности современной промышленной корпорации / И.В. Носаков, Т.В. Носакова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 488-492. — URL: https://novainfo.ru/article/11735 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться