О трудностях профориентации личности

№50-1,

Педагогические науки

Профориентационная работа, несмотря на сложности, призвана способствовать решению вопросов социализации личности. В статье: – рассмотрены задачи, принципы, функции профессиональной ориентационной работы; - изложены подходы к пониманию профессионального самоопределения личности; - перечислены задачи профессионального просвещения и консультирования, пробуждения профессионального интереса и склонностей, преодоления трудностей этапа профессиональной адаптации; - рассмотрены фазы профориентационной работы, предопределенные как общими целями профессиональной ориентации, так и динамикой профессиональной ориентации, - перечислены сложности и трудности профориентации, предложены пути решения проблем.

Похожие материалы

Профориентационная работа, несмотря на сложности, призвана способствовать решению вопросов социализации личности. Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Профориентация – это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации:

  • профориентация на узкой базе состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности;
  • профориентация на широкой базе состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

  • ознакомление с миром профессий;
  • изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
  • ознакомление с правилами выбора профессии;
  • мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно, в первую очередь, сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих обучающихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, изучение интернет-источников, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки, предполагает два пути его получения: самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент. как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие, как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии, и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Г.С. Прыгин считает, что профессиональное самоопределение – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним. Л.А. Головей трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности.

Подобные интерпретации термина «профессиональное самоопределение» не противоречат друг другу, а взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.

По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:

  • осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;
  • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
  • учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
  • самооценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;
  • положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».

Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, можно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

  • формирование общей готовности к самоопределению;
  • для подростков и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе профессии.

Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность, как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии.

Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Профориентационную работу в школе можно разделить на фазы, которые предопределены не только общими целями профессиональной ориентации, но и динамикой профессиональной ориентации самого ученика:

  • подготовительная фаза (ранняя профориентация). В этот период в рамках профориентацийной работы происходит изучение ученика, ему прививают интерес и любовь к труду. Этого можно достичь путем включения детей в разные виды игровой и учебной деятельности.
  • фаза формирования – период, когда у ученика возникает актуальный интерес к выбору профессии. С помощью специальных мероприятий в школе ученикам прививают мотивы выбора разных специальностей и профессий;
  • направляющая фаза – продолжается формирование мотивов выбора профессии у учеников, которые еще сомневаются в выборе профессии;
  • фаза закрепления – период после выбора учеником профессии. Цель этой фазы – продлить формирование профессиональных интересов, создать условия для реализации выбора, адаптации, в профессиональной среде.

У подростков часто изменяется интерес к профессии. Это может происходить в результате влияния внешних факторов, например, когда ученики получают неправильное представление о содержании труда или о перспективах профессии, или когда недостаточно объективно оценивают свои возможности, игнорируют свои психофизиологические особенности и переоценивают свои силы. В связи с этим, главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, каждый человек обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии.

При работе с подростками в общеобразовательном учреждении основными заданиями профориентации является воспитание трудолюбия, стимулирования к сознательному выбору труда, развития творческих способностей учеников, ознакомления их с разными видами профессиональной деятельности. Происходит постепенное осложнение профориентационного материала: например, если в младших классах ученики получают общее понятие о профессиях, то в работе с подростками эти сведения расширяются (рассказывают о значении профессии в обществе, историю ее развития, о содержании труда данной профессии, продукцию, но др.). Обучающихся знакомят с условиями труда, объемом специальных и общих знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть специалист выбранной профессии, гигиенической характеристикой профессии, психофизиологическими требованиями профессии и к человеку, системой подготовки и повышения квалификации кадров данной профессии.

Нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме того, социальному педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию.

Несмотря на все сложности и трудности, сущность профориентации подростков заключается в её функциях, основной функцией профориентации является профессиональная подготовка и профессиональное самоопределение подростков в общеобразовательном учреждении. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития.

Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.

Список литературы

  1. Профессионально-образовательное пространство личности / Зеер Э.Ф. – Екатеринбург, 2002. – 126 c.
  2. Подходы к формированию организационного лидерства и личностного развития в ВУЗе для создания инновационного продукта / Носаков В.Н., Носаков И.В. // Актуальные проблемы управления. – Н.Новгород: ННГУ, 2015. – С. 347-349.
  3. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Пряжникова Е.Ю. – М.: Первое сентября, 2004. – 203 с.
  4. Развитие персонала организаций различных техноукладов для создания инновационного продукта / Носаков И.В., Носаков В.Н. // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. – Севастополь: СЭГИ КФУ, 2016. – С. 292-297.
  5. Моделирование профессиональной компетенции человеческого капитала для инновационной деятельности организации / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7493.
  6. Методика и технология работы социального педагога / Сластенин В.А. // Учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – 208 с.
  7. Социальные, психологические и педагогические аспекты профориентационной деятельности / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7494.
  8. Системы создания нового продукта в промышленности / Кузнецов В.П., Панов А.И., Семахин Е.П., Гарина С.В., Поташник Я.С., Носаков И.В. // Монография (ISBN 978-5-85219-288-2). – Н.Новгород: НГПУ. – 2012. – 117 с.
  9. Социально-педагогические аспекты профессионального ориентирования работодателя при создании нового продукта / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7509.