Роль семьи в рождении и воспитании нового поколения

№61-2,

социологические науки

В данной статье рассматривается роль семьи в рождении и воспитании нового поколения. Подчеркивается важность семьи, как первой ступени в воспитании и образовании детей.

Похожие материалы

Семья является важнейшим социальным институтом в жизни каждого человека. Мы рождаемся, живём в семье, а позже создаём свою, которую стараемся обустроить по своей памяти о том, в какой обстановке мы росли сами.

Преимущественно семья передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе, осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов, предопределяет социальное положение детей. Мы сами не замечаем, как формируем у детей определённый тип сознания. Это настолько тонкая грань, что её почти невозможно заметить, если не присматриваться [1].

Многие обвиняют школу, преподавателей, учителей, колледжи и другие учебные заведения в том, что они не следят за детьми и не занимаются с ними. И это очень удобная позиция. Но, если вдуматься в этот вопрос глубже, то следует отметить, что не педагог должен следить за ребёнком, а его родители.

Безусловно, роль преподавателей и учителей важна. Они каждый день занимаются с детьми, учат их, воспитывают. Но всё это отличается от того, что ребёнок получает в своей семье. Не будем затрагивать вопрос о воспитании “улицы”, сейчас речь идёт о семейных ценностях.

В семье, где дети предоставлены сами себе и нет той ласки и любви, которая должна быть, подростки могут озлобиться на весь окружающий мир. Не всегда ребёнок из неблагополучной семьи выбирается и становится другим человеком. К сожалению, нередко дети идут по стопам родителей. А некоторые из них становятся настолько злыми и неуправляемыми, что представляют реальную угрозу для общества. И этот факт нельзя отрицать. Дети и подростки впитывают всё, как губка. Они смотрят, запоминают, учатся и повторяют. Родители, которые не следят за своим чадом, рискуют упустить в его формировании и воспитании на столько, что вернуть обратно будет очень сложно [2].

Важно с рождения заниматься воспитанием ребенка, обучать его правильным вещам, вести беседы и проводить развивающие уроки. Ребёнок, который получает в нужном количестве любовь, ласку и в воспитании, вырастает совсем другим человеком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Его первые учителя и воспитатели –это родители.

Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой [3; 4].

Семья является носительницей традиций и норм поведения, которые усваиваются личностью и производятся в виде имитаций, семейных ритуалов, ценностных ориентаций и сложных психологических установок.

Нельзя вешать на кого-то другого ответственность за воспитание своих детей. Ребёнку нужно отдавать самого себя, любить его, и воспитывать так, чтобы потом не пришлось искать его по дворам с бутылкой в руке. К сожалению, это большая проблема в современном обществе. Молодое поколение быстро учится и особенно хорошо запоминает всё негативное. Сложно порой объяснить ребёнку или подростку, что так делать нельзя, особенно, когда так же делают его родители [5].

По данным социологических исследований, 65 % детей и подростков указывают на то, что решающее значение на их воспитание оказали семья, родители.

Базовая роль семьи в воспитании подрастающего поколения подтверждается следующими положениями:

  1. Семья — базисная основа социализации личности, особенно первичной.
  2. Семья обеспечивает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений.
  3. Через институт семьи из поколения в поколение передаются генотипные и ментальные особенности народа, национальные и культурные традиции народной жизни.
  4. Именно семья обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности, а также вторичных, социальных, удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность.
  5. В семье ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
  6. Воздействие семьи на ребенка доминантно и с позиций силы воспитательного влияния, формирования у детей важнейших личностных качеств.
  7. Семья обеспечивает ребенку чувство защищенности.
  8. В семье закладываются основы социальных ценностей и идеалов человека, осуществляется первичное восприятие социальных норм жизни в обществе.
  9. Только с помощью семьи ребенок может полноценно самореализоваться [7].

И в заключение хотелось отметить, что семья — это самая важная единица в жизни любого человека и тем более подрастающего поколения. Именно от своих родителей ребёнок перенимает традиции, установки и поведение. Если в семье разлад и ужасная обстановка недоверия, насилия, алкоголя, то всё ценное и чистое, что заложено в ребёнке, будет разрушено под этим влиянием. В семье, где царит идиллия, родители уважают и понимают друг друга и своих детей, ребёнок будет расти крепким, умным и “чистым” [6].

Поэтому, решив родить ребенка, нужно понимать всю ответственность, не только перед самим собой, но и перед обществом. Ведь изначально подрастающее поколение будет брать пример там, где живёт, т. е. из семьи.

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  2. Игебаева Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
  3. Давлетгаряева Р.Г. Воспитание как определяющий фактор дальнейшего развития человечества. В сборнике: Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 301-304.
  4. Игебаева Ф.А. Семья как фактор формирования духовно-нравственных основ личности. В сборнике: Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности. IX Междунар. науч.-практ. конф., нояб. 2005 г. Пенза, 2005. - С. 81-83.
  5. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе // Социологические исследования. – 2014. – № 9. – С.73 – 76.
  6. Igebaeva F.А. Way of life of the city family and its stability Eastern European Scientific Journal. 2015. № 1. С. 72-75.
  7. Базовая роль семьи в воспитании подрастающего поколения: http://www.e- reading.club/chapter.php/1047540/137/Semya_i_semeynoe_vospitanie__kross-kulturnyy_analiz_na_materiale_Rossii_i_SShA.html